В общем виде все уровни каналов распределения и система распределения в целом занимаются организацией продвижения товара от производителя к потребителю, так называемой продажей товара.
Существуют три основных способа продажи товаров:
1) розничная торговля (например, через универмаги, овощные магазины);
2) непосредственная продажа (посредством заказов по почте, по телефону);
3) многоступенчатые продажи — через вертикальные маркетинговые системы (ВМС).
Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля за «поведением» канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. Такие системы экономичны с точки зрения их размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. Сегодня они занимают уже 64 % всего рынка.
Если при горизонтальном распределении независимые производители, оптовики, розничные торговцы не заинтересованы друг в друге, каждый стремится обеспечить себе максимум прибыли, то все ВМС объединены в одну систему, в которой либо один из участников канала распределения является владельцем остальных, либо он предоставляет им определенные привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их сотрудничество. Существуют следующие виды ВМС:
1) корпоративные, в которых производитель является владельцем, организующим вокруг себя систему само обеспечения;
2) договорные, в которых все члены связаны договорными отношениями. Сегодня они наиболее распространены. Среди договорных ВМС выделяют их следующие типы:
1) добровольные объединения розничных торговцев под эгидой оптовиков, когдаоптовые торговцы формируют «пирамиды» розничных торговцев, привлекая их всевозможными льготами и скидками;
2) кооперативы розничных торговцев, когдарозничные торговцы объединяются и формируют предприятие, которое занимается оптовой закупкой или производством товаров;
3) организации держателей привилегий, когда владелец канала формирует свою сеть из предприятий, которые продают его продукцию, соглашаясь на определенные условия. Такими системами могут быть следующие:
– система различных держателей привилегий под эгидой производителя, когда производитель формирует сеть из розничных торговцев, которым выдает лицензии на право торговли своей продукцией независимым дилерам. Последние, в свою очередь, соглашаются придерживаться определенных условий сбыта и организации обслуживания;
– система оптовиков-держателей привилегий под эгидой производителя, когда производитель формирует сеть из оптовых торговцев, которым выдаются лицензии на право торговли его товаром;
– система розничных держателей привилегий под эгидой фирмы услуг, когда фирма услуг формирует комплексную систему донесения своих услуг до потребителя;
3) управляемые, в которых один из участников, как правило, является очень мощным. Он в состоянии добиться от своей сети распределения проведения всевозможных выставок, ярмарок, презентаций, выделения торговых площадей для еще большего укрепления своей мощи. В этом случае каналы распределения наделены инициативой и самостоятельностью.