Канал распределения – это совокупность компаний или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя до потребителя.
В условиях рыночно организованной экономики предприятия много внимания уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности существенно зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения, формы и методы сбыта продукции, а также от широты ее ассортимента и качества.
Считается, что основными функциями каналов распределения является
a) исследовательская работа;
b) стимулирование сбыта;
c) установление контактов;
d) приспособление товара к условиям рынка;
e) проведение переговоров;
f) организация товародвижения (транспортировки, складирования);
g) финансирование;
h) принятие риска.
Каналы распределения бывают трех видов:
1) прямые каналы,используются при перемещении товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками (например, в производстве и потреблении электроэнергии);
|
|
2) косвенные каналы,связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к неизвестному участнику-посреднику, а затем от него – к потребителю. Такие каналы обычно используют предприятия и компании, которые для увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и, соответственно, от определенного контроля над сбытом, а также несколько ослабить контакты с потребителем;
3) смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Их используют, например, предприятия машиностроительного комплекса, которые с поставщиками устанавливают прямые контакты, а реализуют свою продукцию через систему посредников.
Каналы распределения потребительских товаров
Под сбытом в маркетинге или системой товародвижения в маркетинге чаще всего понимают транспортировку, складирование, доработку, продвижение к оптовым и розничным звеньям, предпродажную подготовку и собственно продажу товара.