Проблемы философии общества

Под социальной системой понимается всё относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Под социальным индивидом или субъектом понимается как индивидуальный человек, так и государство, нация, класс, группа.

Но понять сущность общества невозможно, если не учесть, что оно есть подсистема более обширной материальной системы, какой для него является природа. Очевидно, что плотность населения и виды его занятий, уровень производства и темпы развития, политическое устройство, уровень духовной культуры зависят от климата, почв, водных ресурсов, ископаемых, флоры, фауны и т.д. Но нельзя жестко связывать исторические судьбы цивилизаций с характером их среды обитания («океанические», «континентальные»), как это делают представители географического детерминизма.

В отличие от природы, общество – система созидаемая, культивированная. Культура – то, что создано и создается человеком как материальное, так и духовное. Ее можно определить с одной стороны и как природу, обработанную особым образом, то есть “вторую природу”, удовлетворяющую материальные потребности человека. С другой – культура распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность (природные качества + мысль человека). Мир культуры включает в себя и процесс, и результат человеческой деятельности. Живя в мире культуры, будучи сам ее явлением, человек оставляет после себя феномены и материальной культуры (вещи), и духовной (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим, будущим, включаясь в движение мировой истории.

В эволюции общества есть три формы передачи культурного наследия, без чего оно не может само существовать. Первая – передача образцов технологии деятельности непосредственно, по принципу: «делай, как я»; вторая – передача опыта опосредованно с использованием норм, предписаний, запретов, в виде формулы: «делай так»; третья форма– аксиологическая, когда наследуются идеалы и ценности, облекаемые также в принципы.

В обществе есть много сложных проблем: идеал (система идеалов имеет решающее значение, т.к. они выполняют системообразующую роль для технологии общественного производства), производство (производство материальных благ, воспроизводство человека, воспроизводство материальных связей и отношений и духовное производство), труд (удовлетворяет телесные, физические потребности, формирует человеческое общество через систему и выступает как основа всей истории), отчуждение (дегуманизацией современного общества, разрушение целостности «Я»), техника, демография, глобальные проблемы как проблемы жизни и смерти.

Итак, общество – это сверхсложная система, включенная в систему Природы и обладающая спецификой в своем возникновении и развитии, обусловленной природными, социально-экономическими, духовными факторами, роль которых менялась от эпохи к эпохе. Общество – вероятностная система, в которой не всё поддается логике, законам. Но современный этап развития общества не исключает, а, наоборот, предполагает глубокое знание основных закономерностей общественного развития, которое возможно при взаимодействии всех форм и уровней общественного сознания – науки, религии, морали, политических и экономических учений.

Философия науки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: