Формы текущего контроля успеваемости и критерии оценивания

Форма текущего контроля Шкала оценивания Критерии оценивания
1. Доклад на семинаре с презентацией Принято 1.Знакомство обучающегося с содержанием прочитанных им статьи/статей или раздела/разделов книги/книг. 2.Полнота раскрытия темы и проблематики заданного доклада. 3.Умение изложить и донести до аудитории содержание подготовленного сообщения. 4.Презентация с иллюстративным материалом к докладу.
Не принято 1.Обучающийся не прочел заданную для подготовки доклада литературу. 2.Обучающийся не раскрыл заданную тему или раскрыл ее менее чем наполовину. 3.Обучающийся не обладает способностью грамотно сформулировать и внятно изложить содержание доклада. 4.Обучающийся не подготовил доступный иллюстративный материал к докладу.
Устный опрос и обсуждение докладов в аудитории. 2. Принято 1. 1.Обучающийся демонстрирует знание фактов истории древнерусского искусства, важнейших и новейших научных исследований по древнерусскому искусству, основных методов научных исследований в области истории искусства, научной терминологии и специальной терминологии в области древнерусского искусства. 2. 2.Обучающийся демонстрирует умение описывать и анализировать произведения искусства, а также анализировать и сравнивать между собой старые и современные научные концепции, в том числе конкурирующие между собой.
Не принято 3. 1.Обучающийся не знает основных фактов истории древнерусского искусства, не знаком с важнейшими исследованиями и именами ведущих современных и старых исследователей в области древнерусского искусства. Не знает специальной научной терминологии. 4. 2.Обучающийся не обладает умением грамотно описывать и анализировать памятники искусства и не демонстрирует стремления к его приобретению, обучающийся не умеет анализировать и сопоставлять особенности различных научных концепций.
Курсовая работа   Неудовлетворительно (2 балла) Нарушены основные принципы оформления научной работы, не раскрыто основное содержание темы исследования, допущены грубые фактические ошибки, автор не владеет методологией и профессиональной лексикой.
Удовлетворительно (3 балла) Достоинства: определен объект и предмет научного исследования, изучен и проанализирован изучаемый памятник (или памятники), работа грамотно оформлена и снабжена научным аппаратом. Недостатки: работа написана невнятным языком и/или имеет малый объем, значительные методологические недочеты.
Хорошо (4 балла) Достоинства: определена проблематика исследования, изучены основные работы по исследованию данного вопроса, сделаны выводы и сформулированы результаты исследования. Недостатки: недостаточное знакомство автора с историографией вопроса, слишком узкое раскрытие заявленной темы, незначительные методологические недочеты.
Отлично (5 баллов) Подробно изучена историография рассматриваемого вопроса, изучен и проанализирован значительный фактический или теоретический материал, в работе сформулирована актуальность исследования и отмечены пути дальнейших исследований, работа снабжена приложениями, подробнее раскрывающими результаты и процесс исследования.

 

 

Темы докладов на семинаре:

Прочтите и сделайте конспект статьи:

1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25 – 49.

2. Сарабьянов В. Д. Страстной цикл Софии Киевской и иконография страстей Господних в византийском искусстве ІХ–ХІ вв. // Византийский временник. №69 (94). М., 2010.

3. Сарабьянов В. Д. Мир книжности во фресках Спасской церкви Евфросиньева монастыря и иконографический замысел преп. Евфросинии Полоцкой // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 12. М., Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 135–163.

4. Раппопорт П. А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. Т. 10. — М., «Наука», 1977. С. 12–29.

5. Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества. В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 12. М., 1960. С. 45-62.

6. Баталов А. Л., Беляев Л. А. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история. М., МГОМЗ, 2013.

7. Баталов А.Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI века // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 47 - 66.

8. Баталов А.Л. Многопридельные храмы XVI века и проблемы иконографии древнерусской архитектуры // Вопросы искусствознания. М., 1994, № 4. С. 313 - 334.

9. Сарабьянов В.Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 164-217.

10. Бусева-Давыдова И.Л. Об истоках композиционного типа "восьмерик на четверике" в русской архитектуре XVII века // Архитектурное наследство. № 33. М., 1985. С. 220-227.

11. Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и история эволюции // Иконостас. Происхождение -- развитие -- символика. М., 2000. С. 621 650.

12. И. А. Стерлигова. Древнерусские украшенные иконы XII-XIII веков. Опыт реконструкции // Византийский временник т.58.

13. Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII века во взаимосвязи с романо-готической традицией// ДИ Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997.

 

 

Сопоставьте атрибуции и датировки икон в двух каталогах:

14. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. XI – начало XVI века. Т.1. М., «Искусство», 1963.

15. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

 

 

Подготовьте доклад с презентацией, посвященный заданному памятнику или группе памятников одной художественной школы, используя данный каталог или монографию:

 

Новгородские храмы первой половины XII века:

16. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., «Наука», 1987.

 

Изображения святителей в памятниках искусства Великого Новгорода XIV века:

17. Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. М., 2010.

 

 

18. Смирнова Э.С. Живопись Северо-Восточной Руси. Ростов. Владимир. Кострома. Муром, Рязань. Москва. Вологодский край. Двина. Середина XIII--середина XIV века. М., 2004.

 

Вопросы для устного опроса в аудитории:

Архитектура:

1. В чем особенности техники архитектуры Древней Руси?

2. Какие византийские аналоги имеют София Киевская и Спас Черниговский?

3. В чем особенности архитектуры Южной Руси в XI-XII вв.?

4. Смысл термина «русская романика», какие храмы относятся к этому феномену?

5. Какие памятники могут быть отнесены к романике и готике в Новгороде?

6. В чем особенности псковской архитектуры?

7. В чем особенности московского зодчества и какова его связь с Балканами?

8. Какое место занимает скульптура в древнерусском искусстве?

9. Каково влияние Италии на русскую архитектуру?

10. Как формировалось «русское барокко» и в чем заключалось здесь влияние Украины?

11. В чем особенности деревянной архитектуры на Руси?

Изобразительное искусство:

12. Какое место занимает русская домонгольская живопись в византийском искусстве?

13. Какое место занимает русская живопись XIV-XV вв. в византийском искусстве и в чем ее своеобразие?

14. В чем особенности монументальной живописи XVI в.?

15. Какие ансамбли монументальной живописи XVI в. являются наиболее значимыми?

16. Какие художественные школы существовали на Руси в XVII в. и в чем их особенности?

17. Какие новые сюжеты появляются в монументальной живописи XVI-XVII вв.?

18. В чем особенность древнерусского портрета?

19. Какие школы существовали в русской иконописи и в чем их особенности?

20. В чем особенность иконографии XVI-XVII вв., в т.ч. северной?

21. Какие наиболее значимые частные коллекции русской иконы?

22. Каковы технические особенности древнерусской миниатюры?

23. В чем особенности домонгольской миниатюры?

24. В чем особенности миниатюры XIII-XIV вв.?

25. В чем особенности миниатюры XVI-XVII вв.?

26. В чем специфика древнерусского ювелирного искусства?

27. Какие известны основные произведения резьбы по дереву?

 

Темы курсовых работ:

Архитектура

1. Проблемы истолкования иконографических программ скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси середины XII – первой трети XIII вв.

2. Проблемы реконструкции первоначального вида Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1230-1234 гг.

3. Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде 1207 г. История, реставрация, архитектурные формы (их происхождение и влияние на последующее новгородское зодчество).

4. Наследие раннемосковского зодчества в архитектуре XVI века.

5. Трапезная церковь Сретения в Антониеве монастыре Великого Новгорода: архитектурная типология и стилистические особенности декора.

6. Постройки XVI в. в ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря.

7. Архитектурные особенности церквей Ростовского Архиерейского дома (Ростовского Кремля) XVII века.

 

Живопись, иконография

8. Русские домонгольские иконы в контексте исследования устройства алтарных преград древнерусских храмов XI – первой трети XIII вв.

9. Иконография рождественского цикла во фресках собора Снетогорского монастыря во Пскове 1313 г.

10. Иконография Страшного суда в древнерусском искусстве XVI в.: предшествующая традиция и иконографическое творчество. (На примере московских, новгородских, псковских, северных и иных икон.)

11. Иконографические традиции иллюстрирования Акафиста Богоматери на примере икон и фресковых циклов XIV – XVII вв.

12. Апокалипсис в древнерусской монументальной живописи XVI – XVII вв. (Благовещенский собор и крыльцо Успенского собора Московского Кремля, собор Рождества Богородицы Лужецкого монастыря в Можайске, северная паперть Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и др.)

 

Живопись, стиль

13. Белофонные и краснофонные иконы XIV в. из Новгорода и Пскова: проблемы стиля памятников архаизирующего направления.

14. Памятники палеологовской живописи в Москве и стиль московской иконописи второй половины XIV века. (На примере конкретного памятника, памятников?)

15. Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева монастыря: иконографические и стилистические особенности ансамбля. (Можно взять один, например, праздничный ряд).

16. Судьба дионисиевского наследия в древнерусской живописи XVI века. (Иконы из собрания ЦМиАР, Вологды, фрески Благовещенского собора Московского Кремля и Спасо-Преображенского собора в Ярославле и др.)

17. Реминисценции палеологовского искусства в русской иконописи (и монументальной живописи?) XVII века. (Типы изображения фигуры и композиций в чинах иконостаса и др.)

 

Автор: Гульманов А. Л., преподаватель кафедры ИТХИ ФЦХ

Рецензент (ы) ___ доц. Е.А. Виноградова_____

 

Программа одобрена на заседании кафедры ИТХИ от «30» августа 2016 года, протокол № 1-2016/2017.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: