Материалы к семинару «Инновационные воспитательные технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников»
(Д.В. Григорьев, Е.В. Хижнякова, А.А. Андрюшков, А.В. Гуревич)
Приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей:
o развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Основополагающие документы:
o «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
o Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», принята постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493
o Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
|
|
o Государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан Саратовской области» на 2018-2020 годы, принята постановлением правительства Саратовской области № 451-П от 30 августа 2017 г.
Три позиции/составляющие российской идентичности учащегося в образовательном учреждении:
o «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника);
o «гражданин школы» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);
o «гражданин общества» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества).
Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:
o позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;
o позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;
o позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.
|
|
Три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:
o учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);
o общественная среда учреждения (сфера клубности);
o внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).
Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.
Актуальные практики гражданско-патриотического воспитания
o школьные музеи-клубы краеведческой и военно-патриотической направленности;
o детско-взрослые поисковые отряды;
o туристские краеведческие экспедиции;
o центры социального проектирования;
o неимитационное детское самоуправление и детско-взрослое соуправление;
школьные клубы, детские общественные объединения и организации с выраженной гражданско-патриотической составляющей.