Актуальные практики гражданско-патриотического воспитания

Материалы к семинару «Инновационные воспитательные технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников»

(Д.В. Григорьев, Е.В. Хижнякова, А.А. Андрюшков, А.В. Гуревич)

Приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей:

o развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Основополагающие документы:

o «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

o Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», принята постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493

o Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

o Государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан Саратовской области» на 2018-2020 годы, принята постановлением правительства Саратовской области № 451-П от 30 августа 2017 г.

Три позиции/составляющие российской идентичности учащегося в образовательном учреждении:

o «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника);

o «гражданин школы» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);

o «гражданин общества» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества).

Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:

o позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;

o позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;

o позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:

o учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);

o общественная среда учреждения (сфера клубности);

o внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).

Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.

Актуальные практики гражданско-патриотического воспитания

o школьные музеи-клубы краеведческой и военно-патриотической направленности;

o детско-взрослые поисковые отряды;

o туристские краеведческие экспедиции;

o центры социального проектирования;

o неимитационное детское самоуправление и детско-взрослое соуправление;

школьные клубы, детские общественные объединения и организации с выраженной гражданско-патриотической составляющей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: