Примерная модель дискуссии

1 этап. Подготовка к дискуссии. На этом этапе формируется команда педагогов-консультантов, проводится их обучение технологии проблемно-ценностной дискуссии, определяется круг проблем, выносимых на обсуждение (на основе рейтинга тем среди школьников), готовится пакет информационно-проблематизирующих текстов. Определяется оборудование, необходимое для организации дискуссии, приглашаются участники.

2 этап. Проблемно-ценностная дискуссия.

2.1. Пролог к дискуссии. Общий сбор участников дискуссии, ознакомление их с планом ее проведения, самоопределение школьников по проблемным группам (оптимальное число групп – 3-4).

2.2. Внутригрупповая проблемно-ценностная дискуссия. Каждая группа получает одинаковый пакет информационно-проблематизирующих текстов. В соответствии с темой, над которой предстоит работать группе, ее участники отбирают необходимую для себя информацию.

После этого разворачивается внутригрупповая дискуссия вокруг трех основных вопросов:

1. Какие основные проблемы существуют в данной сфере городской жизни? Выстройте их иерархию.

2. Каковы, по мнению группы, наиболее эффективные решения этих проблем, позволяющие создать город, в котором хочется жить?

3. Каким может быть участие молодых людей в осуществлении этих решений? В чем и каким образом участники группы готовы сами принять участие?

Заметим, что ценностный характер самоопределения школьников отчасти задается уже самой постановкой вопросов (в частности, необходимостью выстроить иерархию проблем в рассматриваемой сфере городской жизни и увидеть свое участие в решении этих проблем), но ведущая роль здесь принадлежит деятельности и позиции педагога-консультанта. Крайне важно, чтобы в ходе внутригрупповой дискуссии педагог-консультант проблематизировал суждения, высказываемые участниками группы, с целью обеспечения именно ценностного (а не просто интеллектуального, умозрительного) самоопределения участников обсуждения.

Рефлексия итогов внутригруппового обсуждения должна привести членов группы к подготовке краткого (до 10 минут) доклада о проделанной работе и полученных результатах. К докладу разрабатываются схемы, которые оформляются на листах бумаги и вывешиваются на досках (флип-чартах). Группа также должна выбрать одного или нескольких выступающих с докладом на общей межгрупповой дискуссии.

2.3. Межгрупповая проблемно-ценностная дискуссия. Группы собираются вместе в одном помещении. Первая группа в течение 10 мин делает публичный доклад. После в течение 10 мин – ответы на вопросы других групп и внешних экспертов (научных работников, представителей общественных и государственных институтов и т.д.). Еще 10 мин – суждения представителей других групп по поводу предложений группы и резюме лидера самой группы.

Тот же алгоритм повторяется в отношении каждой группы.

2.4. Рефлексия школьниками итогов дискуссии. Проводится рейтинг идей (все участники подходят к доскам групп и отмечают наиболее понравившиеся им идеи).

Проводится блиц-обсуждение итогов дискуссии в форме разговора на «кругу». Вопросы: 1) Где в городской жизни наиболее необходимо активное участие молодежи? 2) В каких формах это участие будет реальным? 3) Готовы ли участники дискуссии участвовать в реализации предложений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: