Методические рекомендации по выполнению заданий

Задание 1

Рассчитывается помесячная отгрузка с учетом сезонных изменений. Расходы на закупку ресурсов определяются упрощенно (пропорционально росту объемов).

Расходы на оплату труда и внутрипроизводственные расходы рассчитываются с учетом доли условно-постоянных расходов и роста объемов.

При расчете налогов и сборов необходимо исходить из предположения, что учетной политикой фирмы предусматривается учет выручки и затрат по факту отгрузки товара и факту поступления материалов.

Зарплата учитывается в месяце ее начисления.

Изъятия в пользу владельцев бизнеса принимаются произвольно, но с учетом того, что данный бизнес является единственным источником существования.

Кредиты рассчитываются исходя из минимальных потребностей. Срок кредитов (несколько месяцев) и процентная ставка принимаем произвольно.

При разработке графика учитывается, что количество наличных денег на конец месяца не должно быть меньше нуля.

Для составления графика движения денежных средств необходимо выбрать величину и срок получения кредитов. Для этого рассматривается работа фирмы без кредитов. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.2.

 

 


Таблица 5.2

 

График движения денежных средств (базовый – без кредитов)

 
 

 

Из таблицы видно, что остаток денежных средств на конец февраля и остаток денежных средств на начало марта имеет знак минус, следовательно, это та сумма, которую фирма в реальных условиях работы должна покрыть с помощью кредитов или займов.

В феврале количество наличных денег составит -153€ из-за отсрочки платежей клиентам, поэтому уже в феврале необходимо взять кредит на сумму 1500€. Отдать с процентами необходимо будет, например, 1600€. Этот кредит будем возвращать в октябре.

В марте необходимо взять еще один кредит на сумму 1500€. Отдать с процентами в ноябре необходимо 1600€.

Движение денежных средств с учетом кредитов сводится в табл. 5.3.

Пример расчета для табл. 5.3 (май):

Процент роста объемов производства – 10% (по условию).

Реализация: 2565· (100% + 10%)/ 100% = 2822€.

Расходы на оплату труда персонала и внутрипроизводственные расходы: в них доля условно-постоянных расходов, не связанных с изменением объемов, составляет 0,4. Поэтому рассчитывается доля условно-постоянных расходов (в январе):

565·0,4 = 226€.

Оставшаяся часть расходов на оплату труда персонала и внутрипроизводственные расходы связана с изменением объемов производства.

В январе эта доля составляла 339€ = 565 - 226.

339·(100% + 10%)/ 100% = 373€.

Все расходы составят: 226 + 373 = 599€.

Расходы на закупку ресурсов рассчитываются упрощенно (пропорционально росту объемов):

1065 · (100% + 10%)/ 100% = 1172€.

Амортизация начисляется в размере 265€ (по условию задания).

Остаток денежных средств на начало мая переносится с остатка денежных средств на конец апреля месяца: 1122€.


Таблица 5.3

 

График движения денежных средств (сбалансированный с использованием кредитов)

 
 

 

Выручка от реализации (в том числе по коммерческому кредиту) в мае составляет 2565€. Это оплата за продукцию, проданную в феврале (так как оплата покупателями производится с отсрочкой на три месяца).

Эта же сумма будет в строке «Всего поступления», так как поступление других денежных средств не планируется.

Оплата приобретенных активов (ресурсов): 1065€. Фирма платит за ресурсы, полученные в марте (так как оплата производится с отсрочкой два месяца).

Расчеты с персоналом (и внутрипроизводственные расходы) производятся следующим образом: авансовые платежи по заработной плате (с учетом внутрипроизводственных расходов) составляют 45% от общей суммы расходов на оплату труда и внутрипроизводственных расходов. Эта сумма выплачивается в текущем месяце. Остальная часть – при окончательном расчете по заработной плате в следующем за отчетным месяце.

Зарплата на май составила 599€.

599·0,45 = 270€ - это аванс, его выдадут в мае.

599 – 270 = 329€ - это «получка», ее выдадут в июне.

В мае также необходимо выплатить «получку» за апрель (582·0,55 = 320€).

Всего зарплата за май: 320 + 270 = 590€.

Уплата налогов и сборов происходит по следующей схеме: 30% в текущем месяце и 70% в следующем за отчетным.

Май: 2822 – (599 + 1172 + 265) = 786€ - база налогообложения.

Налоги: 786 · (40%/ 100%) = 314€. Из них 30% - в мае: 314·0,3 =

= 94€. 70% - в июне: 314·0,7 = 220€.

Но в мае также необходимо платить налог за апрель.

Апрель: 2693 – (582 + 1118 + 265) = 728€.

728·0,4 = 291€.

291·0,7 = 204€.

Всего налогов за май месяц: 204 + 94 = 298€.

Изъятие в пользу владельца бизнеса - 250€. Берем произвольно, учитывая, что это начало производственной деятельности и единственный источник существования.

Всего платежи в мае: 1065 + 590 + 298 + 250 = 2203€.

Остаток денежных средств на конец месяца: остаток денежных средств на начало месяца + всего поступления – всего платежи.

1122 + 2565 – 2203 = 1484€.

Кредиторская задолженность:

- перед поставщиками и подрядчиками = кредиторская задолженность на конец апреля - оплата ресурсов в мае за март + поступление неоплаченных ресурсов в мае:

2183 - 1065 + 1172 = 2290€

- по оплате труда = «получка» май, перенесенная на июнь - 329€.

- по налогам и сборам = оплата 70% налогов за май, перенесенная на июнь - 220€.

Всего кредиторская задолженность: 2290 + 329 + 220 = 3839€.

Дебиторская задолженность на конец мая = дебиторская задолженность на конец апреля - поступление денежных средств в мае за февральскую отгрузку + отгрузка мая:

7823 – 2565 + 2822 = 8080€.

Задание 2

Разрабатывается график движения денежных средств для ситуации, когда клиенты платят за готовую продукцию через два месяца после отгрузки, а фирма платит за материальные ресурсы через три месяца.

При такой схеме оплаты фирме понадобится только один кредит. Его надо взять в феврале в размере 200€. Возврат кредита предусматривается в марте в размере 220€. Эта схема платежей фирме выгоднее первой схемы, так как позволяет работать с небольшим кредитом.

Расчеты проводятся аналогично заданию 1. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.4.


Таблица 5.4

 

График движения денежных средств с измененной кредиторской и дебиторской задолженностью

 

 
 



Задание 3

 

Рассчитывается минимальный объем реализации (без изменения затрат), при котором календарный год можно завершить, использовав лишь два кредита размером не более 1500€ каждый.

Двух кредитов по 1500€ фирме хватит при первой схеме оплаты. Придется взять один кредит в феврале в размере 1500€, а вернуть его с процентами в октябре в размере 1600€. Второй кредит понадобится в марте (так как нет еще поступления денежных средств) в размере 1500€, а возвращать его с процентами планируется в ноябре в размере 1600€.

При этом минимальный объем реализации составит 2559€ на январь. Остаток денежных средств при этом положителен для всех месяцев.

Расчеты проводятся аналогично заданию 1. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.5.

Задание 4

Проводится анализ шести дополнительных графиков движения денежных средств исходя из предположения, что клиенты согласны платить за товар через 0, 1, 2, 3, 4 или 5 месяцев (балансировку графиков с помощью кредитов можно не проводить). Результаты расчетов сводятся в табл. 5.6.

 

Задание 5

 

Проводится анализ шести дополнительных графиков движения денежных средств исходя из предположения, что продавцы ресурсов согласны давать отсрочку платежей 0, 1, 2, 3, 4 или 5 месяцев. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.7.

 

 


Таблица 5.5

 

График движения денежных средств с минимальной реализацией

 

 
 

Таблица 5.6

 

Влияние срока дебиторской задолженности на ее величин­у

 

Количество месяцев дебиторской задолженности Среднемесячная дебиторская задолженность, € Среднемесячный остаток денежных средств, €
     
     
     
     
     
     

 

Таблица 5.7

 

Влияние срока кредиторской задолженности на ее величину

 

Количество месяцев кредиторской задолженности Среднемесячная кредиторская задолженность, € Среднемесячный остаток денежных средств, €
     
     
     
     
     
     

 

 


[1] При разработке данного задания использовалось методическое пособие по расчету экономической эффективности проектирования, изготовления и внедрения металлорежущих станков для студентов машиностроительных специальностей (дипломное проектирование) /И.М.Бабук, Б.И. Гусаков, В.И. Демидов. – Мн.: БГПА, 1993. – 30 с.

[2] При разработке данного задания использовалось пособие «И.М.Бабук, А.А., Королько С.И. Адаменкова, Е.Н.Костюкевич. Расчет экономической эффективности внедрения новых технологических процессов: учебно-методическое пособие для студентов машиностроительных специальностей (курсовое и дипломное проектирование). Минск: БНТУ, 2010, 48 с.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: