Режиссёрский сценарийпредставляет собой тщательно и глубоко продуманный план всей творческой и производственной работы постановочного коллектива. Режиссёрский сценарий – общепринятая и необходимая форма подготовки к съёмкам сложных в производстве фильмов. В нём фиксируются не только авторская трактовка материала, но и все технические и художественные средства создания картины. Этот сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет. Прежде всего, это разработка подробного плана (постановочного проекта), на основе которого творческая группа, руководимая режиссёром, может реализовать авторский замысел на экране. Такой сценарий позволяет заранее учесть и распределить работу между всеми членами съёмочной группы и привлекаемыми дополнительно специалистами.
К режиссёрскому сценарию прилагается список действующих лиц, перечень съёмочных объектов с разбивкой по видам съёмок (павильон, натура, комбинированные съёмки, надписи) и с указанием полезного хронометража.
|
|
Режиссёрский сценарий подписывают режиссёр-постановщик, автор литературного сценария и продюсер.
Режиссёрский сценарий представляет из себя таблицу, поделённую на 7 - 9 столбцов. Как правило, это:
1. Порядковый номер кадра. По этим номерам ведётся работа со снятым материалом и учёт работы съёмочной группы.
2. Место съёмки, объект. В этой графе указывается географическое место съёмки и название объекта, а также его характеристика (павильон, натура), время действия (время года, время суток), дополнительные технические сведения о применении различных комбинированных съёмок, наличие многократных экспозиций, шторок и затемнений.
3. Разбивка на крупность. Здесь указывается крупность плана: общий (общ.), средний (ср.), крупный (кр.) — и указания для перехода от плана к плану и съёмки с движения (наезды, отъезды, ПНР - панорамы).
4. Метраж - хронометраж, длительность кадра.
5. Описание кадра. В этой графе описывается место действия, обстановка, мизансцена.
Синхронно снимаемые кадры помечаются буквой С; немые - буквой Н; кадры, снимаемые под фонограмму - буквой Ф; кадры с последующим озвучанием - буквой О; кадры под фонограмму с последующим озвучанием - буквами ФО; кадры, снимаемые синхронно с последующим озвучанием части реплик - буквами СО.
6. Содержание кадра. Здесь полностью приводятся все реплики действующих лиц, либо предполагаемое содержание синхронных съёмок документальных героев, либо дикторский (закадровый) текст или материал к нему.
6. Звук в кадре. Приводятся сведения о музыке, шумах и звуковых эффектах.
|
|
7. Камера. Характеристики и количество съёмочных камер.
8. Свет. Спецификация осветительных приборов, их количество, потребляемая мощность (в Квт).
9. Примечания и дополнительные сведения. Эти сведения заносятся режиссёром-постановщиком, оператором и звукооператором для разъяснения технических приёмов и особенностей снимаемых кадров. Также здесь приводятся указания для административной группы по организации съёмок.
Рекомендуемый формат режиссёрского сценария приведён в Приложении к настоящим методическим указаниям.
Художественный совет Института выносит решение о разрешении съемок фильма, либо даёт рекомендации по доработке проекта к следующему заседанию.
В случае положительного решения Художественного совета составляется график съёмок, согласованный с графиком использования оборудования УКВЦ. Между автором сценария фильма и Институтом заключается договор на передачу неисключительных прав на сценарий фильма (в соответствии с приказом ректора № 1228-о от 07.12.2016 г. «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» (приказ см. на сайте СПБГИКиТ, форма договора см. в Приложенях к Методическим указаниям).
Проекты, авторами которых являются студенты очного и заочного отделени (режиссёр, оператор, звукорежиссер, режиссер мультимедиа, продюсер), обучающиеся за счёт средств федерального бюджета, имеют право на получение техники УКВЦ (на безвозмездной основе) в расчёте, не более чем, на 8 съемочных смен. В случае если проект предполагает большее количество съёмочных смен, студенты арендуют (приобретают) необходимое оборудование за счёт собственных средств. В случае необходимости обращения в прокатные организации, студенты вправе заказать в деканате факультета справку, подтверждающую их статус студента СПбГИКиТ, дающую право на значительные скидки при аренде аппаратуры в организациях, имеющих партнёрские отношения с Институтом.