Подготовка творческой группы к съёмкам осуществляется студентом-режиссером в тесном содружестве со всей съемочной группой. При этом основную организационную нагрузку берет на себя студент-продюсер. В том случае, когда студент-режиссер не имеет в своей производственной группе студента-продюсера, эта работа ложится на него. Поэтому дипломник должен заранее побеспокоится о партнере – продюсере или иметь в своей команде режиссера-ассистента (из студентов ФЭИ), который бы занимался организационными вопросами.
За месяц до выхода на съёмки:
1. В случае необходимости студентом- продюсером (при его отсутствии – режиссером отправляется (через УКВЦ) в Комитет по культуре Санкт-Петербурга официальное письмо на согласование натурных съемок. В случае осуществления натурных съёмок за пределами Санкт-Петербурга, запросы направляются в соответствующие органы исполнительной власти регионов.
2. Студенты получают предварительное согласие собственников помещений, надзорных организаций, иных третьих лиц.
|
|
В случае проведения съёмок на натуре группой от 10 человек, студенты обязаны получать официальное разрешение на съёмки в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2010 №153 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при проведении кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге».
Условия для проведения кино- и видеосъёмок в Санкт-Петербурге создаются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в случае подачи организатором, желающим провести кино- или видеосъёмку, в Комитет по культуре заявки о создании условий для проведения кино- или видеосъёмки в Санкт-Петербурге в установленные вышеуказанным Постановлением сроки.
В заявке должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора (организаторов), сведения о месте проживания или пребывания (для физических лиц), месте нахождения (для юридических лиц), сведения о государственной регистрации (для юридических лиц) и контактные телефоны;
- дата, время начала и окончания проведения кино- или видеосъёмки;
- территория проведения кино- или видеосъёмки;
- в случае необходимости временного ограничения движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге - участок дороги, на котором требуется ограничить движение транспортных средств, и точное время ограничения движения транспортных средств, необходимое для проведения кино- или видеосъёмки;
- предполагаемая численность и основной возрастной состав участников кино- или видеосъёмки, сведения об участии в кино- или видеосъёмке несовершеннолетних лиц с указанием их возраста и численности;
|
|
- количество обслуживающего персонала, привлекаемого для проведения кино- или видеосъёмки;
- время, необходимое для подготовки и проведения кино- или видеосъёмки;
- краткое содержание сцены или эпизода кино- или видеосъёмки;
- время и место монтажа, установки сложных декораций и макетов (при наличии);
- дата, время, место проведения пиротехнических эффектов, каскадерских трюков (при наличии);
- перечень используемого при проведении кино- или видеосъёмки технического оборудования и транспортных средств;
- сведения об использовании при проведении кино- или видеосъёмки массовки, численный состав которой превышает 50 человек;
- сведения об использовании животных при проведении кино- или видеосъёмки;
- условия для проведения кино- или видеосъёмки, о создании которых просит организатор.
К заявке должна быть приложена схема размещения оборудования и иных элементов оформления при проведении кино- или видеосъёмки.
Заявка в обязательном порядке визируется деканом факультета экранных искусств и заносится в реестр заявок. УКВЦ принимает заявки в Комитет по культуре, только полностью оформленные и заполненные, для их проверки, подписания и дальнейшей отправки с режиссёром-постановщиком в канцелярию Комитета по культуре и, по истечении установленного времени, получении разрешения и представления его в УКВЦ.
Рекомендовано для съёмок на территориях общественного пользования формировать малые съёмочные группы (не более 9 человек в смену).
За 2 недели до выхода на съёмки происходит:
1. Подбор технического персонала и ассистентов для участия в съёмках из числа студентов младших курсов и/или третьих лиц.
2. Подбор костюмов и реквизита в УКВЦ.
3. Проведение читок и репетиций. Проведение читок с участием членов творческой группы позволяет проверить готовность группы к съёмочному периоду, сформировать целостное представление о создаваемом фильме у всех членов съёмочной группы.
За 1 неделю до выхода на съемки:
1. Сбор всей необходимой калькуляции от сторонних организаций согласно утверждённой смете и представление её в УКВЦ.
2. Согласование с УКВЦ заявок на транспорт, получение техники, прочие организационные вопросы. В случае необходимости студент имеет право заполнить заявку на предоставление транспорта для обеспечения доставки оборудования УКВЦ на выездные съёмки (Приложение 10).
3. Заключение договоров со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также в случае необходимости с юридическими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг. Правовые отношения Института и владельцев авторских и смежных прав на фильм регулируются приказом ректора № 1228-о от 07.12.2016 г. «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» (содержится в прил. к методическим указаниям) и Гражданским кодексом Российской Федерации (части 2 и 4).
Для получения в УКВЦ аппаратуры на выездные съёмки (натура, интерьеры) студенты ФЭИ в обязательном порядке должны предоставить:
1. Заявку, согласованную на кафедре и поданную в УКВЦ в установленном порядке.
2. Режиссёрский сценарий, утверждённый Художественным советом СПб ГИКиТ.
3. Акт об окончании подготовительного периода.
4. Разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных помещений, руководителей предприятий, на территории которых планируются съёмки.
5. Согласование от Комитета по культуре для съёмок на определённых «общественных» территориях Санкт-Петербурга.
В случае необходимости студент вправе запросить официальное письмо в организацию, в которой проводятся съёмки, подтверждающее статус студента,
|
|
наименование работы и контактные данные ответственного лица. Письма готовятся студентами самостоятельно и передаются специалистам кафедры режиссуры телевидения для дальнейшего согласования в УКВЦ и деканате факультета экранных искусств.
Решение об окончании подготовительного периода принимают студент-режиссёр и студент-продюсер, подписывая акт об окончании подготовительного периода (форма содержится в Приложениях к Методическим указаниям). Акт подписывается художественным (научным) руководителем ВКР, утверждается директором УКВЦ и является свидетельством о запуске проекта в съёмочный период (См. Приложение).
СЪЁМОЧНЫЙ ПЕРИОД
Целью съёмочного периода (production)является создание исходного аудиовизуального материала фильма/телепрограммы.
Перед выходом на съёмочную площадку все студенты-участники съёмочной группы должны пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда и подтвердить своё согласие с этими правилами, расписавшись в соответствующем журнале.
Безопасность студентов при съёмках дипломных проектов регулируется «Программой по соблюдению безопасности на съёмочной площадке».
Подготовка к съёмке включает следующие группы работ:
1. Уточнение заказа и получение техники для съёмок, исходя из конкретных условий съёмок (погода и т. п.).
2. Подготовка съёмочного объекта включает в себя выстраивание декораций и достройку, в соответствии с разработанными мизансценами и экспликациями, расстановка основного оборудования, используемого на установленном месте в течение всего времени съёмки эпизода, декорирование объекта и т. п. работы. Подготовка может осуществляться накануне съёмочного дня или в день до начала следующего съёмочного этапа.
3. Освоение съёмочного объекта осуществляется с помощью оператора, режиссёра, каскадёров и постановщика трюков (в случае необходимости и их наличия). Цель – осуществление технико-технологической и творческой подготовки снимаемого кадра как основного элемента эпизода. Включает в себя:
|
|
- установку техники в места, необходимые для съёмки кадра в определённом ракурсе, в соответствии с заданными в режиссёрском сценарии мизансценой и монтажной экспликацией, световым и цветовым решением фильма, эпизода или кадра, в зависимости от сформированной операторской экспликации. При этом необходимо учитывать удобство расположения оборудования для игры актёров, задействованных в кадре, а также их безопасность.
- репетиции с ведущими актёрами и актёрами, задействованными в эпизоде, осуществляемые режиссёром, «разводка» сцен и т. п.
- репетиция игры актёров и их взаимодействия с работой оборудования и технического персонала.
- репетиции сложных и трюковых сцен.
- световые репетиции.
За организацию работ на съёмочной площадке отвечает продюсер. Он составляет вызывные листы (рекомендуемая форма в приложении) на каждый съёмочный день и выдаёт их каждому члену съёмочной группы. Все участники съёмок должны явиться на съёмки в соответствии с вызывным листом. На каждый съёмочный день также распечатывается выборка из режиссёрского сценария (образец в приложении), соответствующая плану съёмок. В задачи продюсера на этом этапе входит также организация ещё одной съёмочной группы для создания бэкстейджа фильма (съёмки того, что происходит «за кадром») и привлечение фотографа для создания фотоматериалов для оформления афиши и других рекламных материалов к фильму.
Съёмки фильма осуществляются в строгом соответствии с утверждённым КПП.
Сотрудники факультета экранных искусств вправе контролировать процесс проведения съёмок ВКР в части соблюдения техники безопасности, соблюдения графика съёмок, использования оборудования УКВЦ и др.
По окончании съёмочного дня (смены) должна быть обеспечена загрузка снятого материала (плейбэк) в доступный для совместного просмотра и комментирования сервис (Frame.io, The Takes и др.) для дальнейшего его отсмотра всеми членами творческой группы, научными руководителями ВКР и членами Художественного совета института. Все руководители ВКР должны регулярно отсматривать снятый их студентами материал, осуществлять контроль, давать замечания и рекомендации, используя выбранную систему. В тех случаях, когда система дистанционного контроля не используется, мастера и руководители ВКР по расписанию кафедры регулярно проводят встречи с дипломниками.
Контроль отснятого материала осуществляется по следующим параметрам:
- выработка в смену;
- соблюдение технических параметров фильма (по свету, звуку, камере);
- соответствие снимаемого материала режиссёрскому сценарию;
- соответствие снимаемого материала профессиональным требованиям по каждой специальности.