В соответствии с требованиями Департамента по кинематографии Министерства культуры РФ в самом начале синопсиса неигрового фильма (телепрограммы) надо чётко и ясно определить тему будущего фильма (в двух-трёх предложениях): о чём будет кино; указать основной драматургический ход, сюжетные линии и главную историю.
Из синопсиса должно быть абсолютно ясно:
- на чём будет выстроена драматургия;
- какой центральный конфликт будет лежать в основе истории;
- ярко и убедительно изложить основную историю, которую режиссёр будет рассказывать в фильме. Очень кратко, почти как в рекламе (4 - 5 строк). Это не история жизни героя и не история проблемы, а история, рассказанная автором фильма о проблеме или герое.
- обозначить фабульную линию и возможные перипетии в развитии конфликта;
- указать, за счёт каких пружин будет держаться внимание зрителя и чем, собственно, вы его будете удивлять;
- какие эксклюзивные материалы или решения будут использованы;
- какая хроника и фильмография войдут в фильм /телепрограмму;
|
|
- основное происхождение снимаемого видеоряда (реконструкция, натурные и интерьерные объекты, события и т.п.);
- предполагаемый адресат фильма/телепрограммы, его возврастной ценз;
- предполагаемый для показа телеканал, интернет-канал;
- консультанты фильма (если этого требует тема) и специалисты-эксперты, которые будут давать интервью.
РЕЖИССЁРСКАЯ РАЗРАБОТКА (ЭКСПЛИКАЦИЯ) НЕИГРОВОГО ФИЛЬМА/ТЕЛЕПРОГРАММЫ
Режиссёрская экспликация – это изложение режиссёром фильма своего видения будущего фильма, концепция его содержания и соображения о тех способах, которыми предполагается добиться желаемого творческого результата.
Дипломник должен понимать, что в принципе возможно снять неигровой фильм или отдельный выпуск цикловой документальной телепрограммы без написания литературного и режиссёрского сценариев, но для этого необходимо иметь подробную и добротную сценарно-режиссёрскую разработку, устойчивый творческо-производственный опыт, который студен7та, как правило6 не имеют. Режиссерская разработка (экспликация) - то изложение режиссёрского замысла, пояснение методов его реализации.
В экспликации обязательно должны быть даны ответы на вопросы:
1) Про что кино или телепрограмма?
2) Какова тема и идея?
3) Кто главный герой (герои) и почему?
4) В чём суть конфликта? Внешнего? Внутреннего - у каких героев?
5) Где и как будет завязываться конфликт фильма/телепрограммы (завязка)?
6) Как (чем) будет (эскизно) начинаться фильм, как (через конфликт) он будет развиваться (т.е. развитие конфликта, а не изложение материала).
|
|
7) Где (в каких эпизодах и как) предполагается сделать кульминацию фильма/телепрограммы (это не значит, что не следует искать на съёмках более выразительных, доказательных и образных сцен!).
8) В каком жанре или жанровых соединениях будет сниматься фильм/телепрограмма и почему так?
9) Какие задачи ставит режиссёр перед оператором, в каких эпизодах/сценах будут избраны - и какие - методы расстановки камер, методы съёмок (с рук, в движении, статично, смена планов, наезды и т.д.) и почему именно?
10) Какие задачи ставятся перед звукорежиссёром?
11) Какие творческие методы и приёмы режиссёр намерен выбрать при работе с актёрами и неактёрами?
12) Каково стилистическое своеобразие и темпо-ритм фильма/телепрограммы? И почему?
13) Возможная стилистика монтажа, художественные приёмы монтажа и графики.
14) Указать участников съёмочной группы для создания ВКР - фамилии, имена, (если студенты, то указать номер группы, курс обучения, специализацию и имя мастера). Образец формы состава творческо-производственного коллектива смотрите в Приложениях.