Практика оперативно-розыскной деятельности показывает, что предварительное изучение собеседника представляет собой одну из важнейших задач методики выведывания необходимой информации. Сотрудники оперативных аппаратов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующих их лиц, что поможет сотрудникам определить основы для установления с ними контакта. Необходимо учитывать и другие стороны у интересующего нас субъекта, в частности, это нормы поведения данного при общении. Очень важно в практическом плане учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Оперативный работник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего его лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе. В первую очередь следует обратить внимание на степень его внушаемости и конформности (бессознательной или сознательной уступчивости чужому мнению, давлению извне) и на такую слабость характера, как болтливость. Есть люди, отмечал еще Салтыков-Щедрин, которые не могут хранить в себе ни одной зародившейся в их голове мысли, ни одного известия, услышанного от других. Пока эти люди не расскажут того, что у них имеется, нескольким лицам, каждому особо, они не могут быть спокойными. Эта черта часто используется в целенаправленных беседах: в них намеренно вовлекаются люди, обладающие подобными чертами. Знание черт характера дает возможность использовать тщеславие и честолюбие людей. При определенных обстоятельствах люди с такими чертами характера могут пойти на необдуманные поступки и высказывания только для того, чтобы привлечь к себе внимание и заслужить положительную оценку другого человека.
Необходимо также иметь в виду, что для большинства людей говорить правду легче, чем лгать. Поэтому в ситуациях, где приходится говорить неправду или скрывать правду, многие теряются и допускают так называемые «проговоры», непроизвольно высказывают истину.
Оперативнику важно учитывать интеллектуальные и речевые способности собеседника, особенности его памяти и наблюдательности. Это помогает составить более правильное представление о человеке и объективнее оценить сообщаемые им данные. Не менее важно знать и степень общительности человека: насколько легко с ним можно завязать разговор, какую позицию он обычно занимает в беседе (лидирующую, инициативную или пассивную). Нужно учитывать и настроение человека во время беседы. События, предшествующие беседе, могут в значительной степени повлиять на состояние собеседника, на его переживания, на готовность начать беседу и поддерживать ее.
Таким образом, различные стороны личности интересующего нас субъекта могут привести к непроизвольным высказываниям.
При окончательной оценке личных качеств собеседника следует избегать предвзятости, предубежденности, торопливости в составлении мнения. Предубежденность мешает объективному восприятию человека и ведет к ошибочным выводам и заключениям. Кроме того, бывают случаи, когда люди, казавшиеся вначале замкнутыми, неинтересными и даже недалекими, оказываются впоследствии весьма приятными собеседниками.
Для того, чтобы целенаправленная беседа прошла успешно, оперативный работник должен обладать достаточной общей подготовкой, позволяющей легко и непринужденно поддержать беседу и развить ее в нужном направлении. Наличие эрудиции помогает в беседах с людьми различных профессий и интересов, разных социальных и возрастных групп. Общая подготовка и эрудиция должны также включать глубокие знания в области, представляющей интерес для собеседника.
Психологическая подготовка к целенаправленным беседам включает в себя несколько компонентов. Одним из них является создание оптимального психологического настроя, позволяющего без значительных усилий приступить к проведению беседы.
Для того, чтобы освободиться от излишнего напряжения, поддержать в собеседнике готовность к общению, следует отвлечься от предстоящего действия, вспомнить ситуации, в которых сотрудник успешно решал аналогичные задачи. Важно мобилизовать себя на предстоящее действие.
Другим важным аспектом психологической подготовки является отработка оптимальной линии поведения в предстоящей беседе. Для успешного выведывания информации оперативному работнику следует в беседе держать себя свободно, независимо, уверенно и даже несколько снисходительно. Выбор работником линии поведения зависит от его индивидуальных качеств, характера и темперамента.
Самостоятельным компонентом психологической подготовки к выведыванию информации является прогнозирование ситуаций, которые могут осложнить выполнение задачи: изменение настроения собеседника, настороженность, обида, неблагоприятные эмоциональные реакции. Хорошая подготовка к беседе придает сотруднику уверенность и спокойствие в ситуации, где на обдумывание решения практически не остается времени.
Практика показывает, что условия проведения беседы существенно влияют на ее процесс. «Неформальная обстановка», спокойное место, располагающее к непринужденному разговору, время достаточное для обстоятельной беседы, помогают решению задач по получению информации. Целенаправленные беседы лучше всего проводить в неофициальной обстановке, когда интересующий нас субъект свободен от выполнения профессиональных обязанностей.
При вступлении в беседу следует постараться создать непринужденную обстановку. Начальная тема должна максимально помочь установлению психологического контакта и позволить в дальнейшем перевести разговор в интересующее оперативного работника русло.
Практика показывает, что попытки получить необходимую информацию без предварительно установленного психологического контакта обычно не приводят к желаемому результату. Однако не следует чрезмерно затягивать начальную стадию беседы в ущерб решению основных задач по получению информации. Затягивание разговора при обсуждении общих тем также может привести к нежелательным результатам. После получения необходимой информации следует постепенно свести разговор к нейтральной теме и продолжить беседу еще некоторое время.
Одна из основных задач, стоящих перед оперативным работником, - скрыть интерес к некоторым, поднимаемым в процессе целенапрвленной беседы, вопросам. При этом следует учитывать естественное стремление собеседника понять мотивы поведения партнера по общению. Получить интересующую оперативные органы информацию можно только в том случае, если все действия сотрудника будут восприниматься собеседником как естественные и не вызовут подозрений.
Практическое значение психологических способов и приемов выведывания информации чрезвычайно велико. Они успешно могут использоваться как в процессе выявления преступной деятельности лиц, так и в ходе ее предупреждения и пресечения, а также при производстве предварительного расследования. Несмотря на то, что интересующая нас информация, как правило, добывается с помощью психологических способов и приемов ее выведывания, в большинстве случаев она косвенно свидетельствует о преступной деятельности лиц и нередко является единственным первичным сигналом. Более того, наличие подобной информации часто предопределяет целенаправленность наших мероприятий, проводимых для выявления и проверки лиц, подозреваемых в преступной деятельности. Это означает, что использование соотоветствующих приемов получения информации предполагает объективную проверку фактических данных. Иначе говоря, психологические приемы выведывания расширяют диапазон оперативной деятельности сотрудников правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступной деятельности конкретных лиц, то есть требуют опоры не только на чисто объективные данные, но и на субъективные факторы, в которых эта деятельность проявляется.
Глава 4
Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения сотрудников оперативных аппаратов