Упражнения на наблюдения

Итак, мы договорились, что длявоплощения «ролей» необходимо хорошо представлять себе характер, который мы пронаблюдали в реальной жизни. Как же осуществляется это наблюдение за натурой, каковы его принципы и с чего следует начать процесс сближения собственной индивидуальности исполнителя с наблюденным характером?

Прежде всего, не надо ориентировать себя на поиск, какого-то яркого, необычного объекта. Это тем более существенно, что оперативная деятельность редко требует создания бросающегося в глаза, запоминающегося образа, скорее, наоборот. Поэтому лучше всего взять в качестве предмета наблюдения человека заурядного, неброского, но обладающего вполне определенными чертами социальной, групповой, профессиональной принадлежности. При выборе объекта для учебной работы (особенно - первой) ищите материал более близкий к вашей индивидуальности, понятный вам и соответствующий личностной склонности к тому или иному типу перевоплощения.

Сразу же «ухватить» характер наблюдаемого лица вряд ли удастся, особенно, если объект наблюдения ведет себя достаточно пассивно или, наоборот, проявляется чрезмерно эмоционально. Поэтому очень важно выбрать правильное место поиска натуры, поскольку пока оно не определено обстоятельствами планируемого мероприятия. Лучше всего отправиться в места скопления людей, где они проводят продолжительное время и заняты делом несложным, но требующим достаточной активности. Для этого очень хороши вокзалы, столовые, очереди, магазины... Остановив свое внимание на заинтересовавшем вас человеке, постарайтесь сначала отобрать его наиболее характерные черты: манеру смотреть, слушать, манеру держать папиросу или газету и т.п. Затем следует оправдать, объяснить для себя эту манеру, понять ее происхождение, понять строй мыслей человека, природу его желаний, круг интересов. Постарайтесь исходя из параметров, предлагаемых М. Чеховым, определить качества ума, чувств и воли наблюдаемого.

Задавайте себе постоянно вопросы, поиск ответов на которые активизирует ваше внимание к объекту. Вопросы могут быть вполне анкетные: сколько ему лет, профессия? семейное положение? национальность? каким было его детство? местный он житель или приезжий и т.д. Отвечая на эти вопросы, не следует ограничиваться только констатацией внешних подробностей, постоянно старайтесь проникнуть во внутренний мир человека. Уже на этом этапе хорошо попытаться представить себя на его месте, пользуясь приемом «магическое если бы».

Далее хорошо пофантазировать, как этот человек поведет себя в той или иной ситуации.

Уже в процессе наблюдения можно незаметно начать примериваться к перевоплощению и освоению характеристики: попытаться сымитировать взгляд объекта, повторить какое-то его характерное движение, а затем мысленно представить себе его отношение к окружающему. Эти действия следует повторить по окончании наблюдения, вспоминая и представляя поведение и внешность наблюдаемого человека. На какое-то время этого будет вполне достаточно. Однако очень скоро окажется, что вести эту работу в одиночку очень сложно, что наедине с самим собой как-то «глупо» пытаться разыгрывать роль.

Следующим этапом работы станет ваш рассказ об увиденном. Желательно найти заинтересованного партнера (сотрудника, с которым, скажем, вы совместно ведете наблюдение) и постараться рассказать ему обо всем, что удалось увидеть, прочувствовать, понять. Если же такого партнера найти не удалось можно изложить все то же самое письменно. По ходу рассказа (или его записи) вы, во-первых, начнете более точно и конкретно формулировать для себя результаты наблюдения, а во-вторых, невольно совершите некую операцию по сближению с объектом (что-то вроде «вхождения в воображаемое тело» по М. Чехову). Вы почувствуете в какой-то момент, что начинаете вести рассказ как бы «изнутри», от имени своего героя. Полезно, излагая обстоятельства, начать говорить про персонаж – «Я»: я думаю, я хочу, я делаю… Это еще более приблизит вас к вхождению в роль.

Дальнейшая работа должна строиться на практическом освоении отдельных характерных черт и качеств персонажа. При этом не следует по началу стремиться к общению с партнером (реальным или воображаемым). Постарайтесь освоить поведение в роли в спокойных ситуациях, в простых физических действиях: пообедать «в образе», прочесть газету, прогуляться по улице. Освоение речевой характерности – особая отдельная работа, требующая совершенного владения речевым аппаратом и точным слухом. Здесь неоценимую помощь окажет диктофон, в общении с которым придется совершенствоваться в навыках имитации чужой речи, особенно если нужно овладеть говором или акцентом.

Очень важно, осваивая характерность, избежать опасности скатиться в механическое передразнивание наблюдаемой натуры или в ее пародирование. Отношение исполнителя к воплощаемому характеру ни в коем случае не должно быть обнаружено; этим самым ролевое перевоплощение для целей оперативно-розыскной деятельности принципиально отличается от освоения данного раздела в театральной школе. Собственно говоря, нас и не должно волновать портретное сходство с тем человеком, который послужил прообразом для воплощения. Не внешняя похожесть, а угадываемая внутренняя суть характера – вот что в сочетании с личностными качествами исполнителя создаст некий сплав, в котором должен безошибочно угадываться индивид, принадлежащий к тому или иному человеческому типу. Чувство правды исполнителя должно сработать здесь безукоризненно.

И вот, наконец, когда в отдельных проявлениях характера вы почувствуете себя достаточно уверенно, когда вы поможете себе, одевшись соответствующим образом, изменив прическу и применив прочие внешние ухищрения, сближающие в какой-то мере ваши внешние данные с чертами наблюдаемого лица, попробуйте вступить в общение с партнером, сначала с вашим коллегой, посвященным в детали замысла, а затем и с посторонними людьми, не имеющими отношения к вашим экспериментам или к готовящемуся мероприятию. Важно преодолеть природную неловкость, стеснительность, различного рода психологические «зажимы» и барьеры. Действия «в образе» должны стать привычными и от этого – естественными.

Упражнения по освоению наблюдаемых профессиональных навыков – продолжение и, в некотором роде, углубление знаний и умений, полученных в работе по наблюдению характеров. Это весьма важный раздел нашей программы, ведь очень часто приходиться представлять человека, находящегося непосредственно в производственной ситуации или обладающего некоторыми чертами характера, сформировавшимися в результате его профессиональной деятельности. Заметим, что под профессиональной деятельностью понимается не только владение какой-либо «специальной» профессией; в это понятие мы включаем и любые формы противоправной деятельности, если занятие этой деятельностью имеет постоянный характер дли нашего объекта наблюдения. С этой точки зрения, и мошенничество, и карманные кражи, и спекуляция - профессии...

Воздействие профессии на формирование характера человека чрезвычайно велико: «Некоторые профессии приводят к постоянной тренировке определенной группы мышц и психологических особенностей и к атрофии других, вырабатывают определенный стиль поведения, способствуют развитию или, напротив, притуплению органов восприятия и, в конце концов, влияют на изменение самой органики человека»1. (Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М., «Искусство», 1968. - С. 258). Вот эту-то профессиональную доминанту в характере и поведении человека нам необходимо вычленить, изучить, пронаблюдать и постараться воспроизвести. Здесь очень поможет поиск «воображаемого центра» по М. Чехову. Действительно, «центр», если его верно определить, даст нам возможность точнее понять природу внимания, сложившуюся у человека в результате его профессиональных интересов и действий, позволит найти особую, свойственную данной профессии манеру держаться и т. д. При этом понятно, что подлинное овладение профессией при ограниченности времени, отведенного на подготовку мероприятия, далеко не всегда возможно, да оно по существу и не обязательно. Основным принципом освоения этого раздела в Высшем театральном училище им. Б.В. Щукина (где родилось это упражнение и единственной театральной школе, где оно включено в программу как обязательный раздел обучения) является требование от будущего артиста создания иллюзии профессионального мастерства. Как пишет Ю.А. Стромов, «процесс освоения профессии должен быть, конечно, не буквальным. Естественно, что цель этих упражнений вовсе не в том, чтобы студент овладел той или иной профессией… Тут важен не результат труда, как в реальной жизни, а творческие поиски художника, артистизм и острый глаз, позволяющий отбирать точные, конкретные детали и бороться с приблизительностью, с тягой изобразить что-нибудь «вообще». Поэтому на первых порах, работа над профессиональными навыками не следует думать об особенностях характера наблюдаемого человека. Надо, чтобы вначале появилась внешняя характерность «в чистом виде», сама, естественным путем, от процесса освоения профессии. Со временем начнет появляться и внутренняя характерность».1

Изучение профессионального навыка начинать нужно обязательно с наблюдения вашего «персонажа» в деле, в процессе трудовой деятельности. Это даст возможность сразу уловить наиболее характерное в его движениях, манере держаться, самоощущении, понять, в чем именно проявляется мастерство владения данной профессией. В домашней работе следует стремиться воспроизвести именно эту манеру поведения, эти характерные проявления профессионального артистизма, которые свойственны любому мастеру своего дела, независимо от того, каким трудом он занимается - интеллектуальным или физическим, честным, престижным или незаконным и преступным.

Освоив крепко эту характерную манеру профессионального поведения объекта наблюдения в условиях его «рабочего места», очень полезно продолжить наблюдение за ним в различных внеслужебных обстоятельствах: дома, на улице, в магазине. Наблюдая, постарайтесь обнаружить знакомые вам черты поведения, свойственные данному лицу в процессе профессиональной деятельности. Освоение профессиональной характерности, проявляющейся в бытовых условиях, завершит работу по овладению профессиональным навыком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: