Этюды на общение в предложенной ситуации

Теперь, когда освоены упражнения на наблюдения и профнавык, сделаны первые существенные шаги на подступах к освоению характера и к перевоплощению, можно перейти к завершающему этапу. Об окончательном завершении работы по перевоплощению можно говорить только тогда, когда в любой, предложенной ситуации вы будете импровизационно и свободно действовать от имени своего «персонажа». Если такое поведение стало доступно исполнителю, на профессиональном театральном языке это называется «артист овладел зерном роли».

Характер человека по-настоящему проявляется только во взаимодействии с другими людьми, в реакции на неожиданность. Проверить, насколько вы овладели воплощаемым характером, можно только в конфликтном столкновении с неожиданными предлагаемыми обстоятельствами, которые требуют преодоления, или с партнером, противоборствующим выполнению вашей задачи. Идеально, если для такой работы найдутся партнеры, занимающиеся, как и вы, освоением ролевого перевоплощения, и, главное, квалифицированный специалист - психолог, педагог, криминалист, который будет «со стороны» оценивать результаты вашей деятельности и давать свои рекомендации. Без такого руководителя, берущего на себя ответственность за проведение этюдной работы, очень сложно добиться положительного результата: ваше внимание будет постоянно раздваиваться, вы будете сами пытаться оценивать собственные действия, что не даст возможности полностью сосредоточиться на выполняемой задаче: в итоге полноценное перевоплощение окажется просто недостижимым. Иное дело, если вы уже крепко схватили «зерно» и чувствуете себя совершенно уверенно в характере того или иного лица, - тогда такая самооценка ничуть не помешает, более того, ее следует культивировать, вступая в общение от имени «персонажа» с непосвященными в условия игры людьми. Но подобные эксперименты не следует осуществлять до тех пор, пока вы не почувствуете полной уверенности пребывания в образе: иначе малейшая неудача, обнаруженное лицедейство могут надолго поселить в вас неуверенность в собственных силах и способностях. Более того, именно специалист, руководящий этюдной работой, должен определять ситуации, в которых вам надлежит действовать, он будет ставить действенные задачи вам и вашим партнерам. Только таким образом (особенно если задания. данные партнерам будут для вас неизвестны) можно достичь необходимого эффекта неожиданности, ради которого, собственно, и делается этюд.

Однако и эту учебную работу над этюдами, как бы крепко, по вашему мнению, вы не овладели «зерном воли», следует начать с более простого, постепенно усложняя условия задания. Желательно, чтобы первые этюды были предложены таким образом, что их обстоятельства не требовали бы произнесения большого количества текста, то, что называется условиями «органического молчания». Такие ситуации можно найти, например, развивая некоторые одиночные этюды из области тех же наблюдений или профессиональных навыков. Педагог, в то время, как ваш «персонаж» занят своим делом, может предложить вашему партнеру подойти к вам с какой-либо простейшей (но не известной вам) задачей: помочь вам, попросить закурить, спросить час и т.д. Важно, что бы этот подход партнера оказался бы полностью неожиданным для вас. Точность реакции на эту неожиданность позволит перейти к следующим этапам.

Одним из таких этапов может быть, например, рассказ от имени «персонажа» о каком-либо событии, об увиденном фильме, футбольном матче, о рыбалке, о чем угодно. Рассказ этот вам нужно произвести в общении с партнерами в конкретных предлагаемых обстоятельствах: перекур, встреча друзей и т.п.

Очень хорошим упражнением на общение может быть «допрос». Ваш педагог берет на себя роль следователя и начинает расспрашивать вас об обстоятельствах какого-либо дела, в участии в котором подозревается ваш «персонаж». Необходимость моментальных импровизированных ответов на неожиданные вопросы заставит вас максимально мобилизоваться, стремясь с одной стороны, убедительно и в соответствии с избранной задачей, сочиненными обстоятельствами ответить на вопросы «следователя», а с другой – не выбиться из образа.

Ну и, наконец, последний этап – полноценное общение с партнерами желательно в острой, конфликтной ситуации, максимально приближенной к условиям предполагаемой операции.

Важно усвоить, что работа над этюдами – это нечто отличное от того, что представляет собой репетиционный процесс: этюды, по существу, не репетируются, не повторяются. Задания, обстоятельства, условия должны постоянно меняться, неизменным остается только характер «персонажа», который должен действовать и проявляться в этих меняющихся обстоятельствах. Многократный повтор одного и того же этюда убивает живую реакцию, вырабатывает привычку, штамп; большое же количество разнообразных и всегда новых этюдов переходит в качество: исполнитель постепенно от этюда к этюду накапливает опыт действования, от чужого лица, осваивает его характерные черты и, наконец, приходит к перевоплощению, к способности действовать в этом образе в любой неожиданной ситуации, в общении с любым партнером.

Существенную помощь в работе над этюдами может оказать видеозапись и последующий анализ отснятых ситуаций. Это даст сотруднику возможность увидеть себя со стороны.

Ну а что же, все таки, делать, если не удалось найти партнеров, если нет квалифицированного педагога? – Тогда приходится действовать на свой страх и риск, пользуясь теми же приемами, которыми пользуется актер в своей домашней работе над ролью, памятуя только постоянно об отличии задач, стоящих перед артистом и перед оперативным работником. Вот как описывает эту самостоятельную внерепетиционную работу крупнейший театральный педагог и режиссер Б.Е. Захава:

«Например, еще с вечера, ложась спать, актер решает, завтра я буду все свои действия до ухода на репетицию выполнять так, как если бы это был не я, а заданный мне образ. И вот проснувшись утром, актер совершает все свои обычные утренние процедуры – встает с постели, умывается, одевается, бреется, причесывается, завтракает – не так, как это свойственно ему самому, а так, как это стал бы делать данный персонаж…»

Значение таких этюдов трудно переоценить. Все, что было достигнуто актером в результате фантазирования упражнений на характерность и игры «про себя», соединяется в этих этюдах в единый комплекс. Актер при помощи этюдов привыкает чувствовать образ как одно целое, нащупывает «зерно» образа, вплотную подводит себя к моменту духовного и физического перевоплощения.

Такие этюды, если их делать ежедневно, хотя бы в течении десяти дней, стоят целого месяца репетиционной работы. При этом они удобны тем, что совершенно не требуют для себя особого времени – ведь актеру все равно нужно встать с постели, умыться, позавтракать и т.д… На заключительном этапе работы над ролью немалую пользу могут принести актеру упражнения, которые следует называть этюдными в жизни. Состоят они в том, что актер пользуется всяким удобным случаем поговорить с кем-либо в реальном жизни, находясь «в образе». Причем, разумеется, партнер вовсе не должен об этом подозревать.

Этим приемом очень любил пользоваться покойный Б.В. Щукин. Мне не раз приходилось наблюдать, как Щукин вступал в разговор с каким-нибудь случайным партнером, который его не знал – в роде чистильщика или продавца в магазине, кондуктора в трамвае и т.п. – предварительно «войдя в образ», над созданием которого он в данный период трудился… Так на случайных партнерах он проверял результаты проделанной и укреплял в себе ощущение «зерна» роли.1 К сказанному остается добавить, что все эти рекомендации и примеры полностью подходят для осуществления работы по ролевому перевоплощению оперативного работника или следователя, если ему придется осваивать самостоятельно эту непростую технологию. Что касается выбора конкретных ролей, то они определяются спецификой профессиональной деятельности сотрудника той или иной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: