Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ТЕМА 4. Теории СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Понятие стимулирование труда в социальных науках означает целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на социальный объект (на группу или человека) для поддержания его трудовой активности.

Стимулирование труда основывается главным образом на материальных средствах вознаграждения: поощрениях и санкциях, в качестве которых выступает зарплата. Влияние ее дает основание говорить о таком специфическом виде трудового поведения, как экономическое трудовое поведение, в отличие от конфликтологического, инновационного, отклоняющегося и т.д.

Теорию стимулирования труда можно свести к решению двух взаимосвязанных задач: во-первых, к нахождению границ, когда зарплата будет являться средством стимулирования труда. Во-вторых, к определению методов организации труда, которые бы стимулировали труд.

Трудовая деятельность, как и всякая другая деятельность, характеризуется целым рядом аспектов, которые стимулируют труд, образуя его структуру. С этой точки зрения различаются недифференцированный и дифференцированный эффекты стимулирования труда. Суть недифференцированного эффекта в том, что действием одного стимула, например оплаты труда, достигаются одновременно все цели; приводятся в нормы все показатели трудовой деятельности. В случае дифференцированного эффекта стимулирования цели относительно независимы, одна цель стимулирования может противоречить другой. Это проявляется в следующих проблемных ситуациях:

а) в погоне за количеством, здесь страдает качество;

б) в погоне одновременно за количеством и качеством – ведет к невыполнению плана;

в) одна и та же оплата стимулирует только количество, но не качество.

Проявление недифференцированного и дифференцированного эффекта стимулирования труда зависит от многих факторов:

а) размер зарплаты - больше она вероятнее как достижение цели;

б) содержание и организация труда – иногда это больше всего ориентирует людей на труд;

в) особенности личности работника (именно он нередко диктует условия стимулирования).

В рамках теории стимулирования очень важен вопрос о его классификации, т.е. о видах стимулирования. Вот некоторые из них:

1. Пропорциональный вид – при этом виде трудовая активность основывается на постоянной мере стимула. Изменение интенсивности труда ведет к изменению меры стимула.

2. Прогрессивный вид – поскольку человек привыкает к одной мере стимула, его поэтому постепенно увеличивают.

3. Регрессивный вид - здесь стимул остается таким же или уменьшается. Соответственно и трудовая активность работников уменьшается (снижается).

Перечисленные виды стимулирования это прежде всего типы ожиданий оплаты труда, которые могут и не совпадать с реальной оплатой. Но доминирующим следует считать пропорциональный вид. Правда, и два других существуют в реальной жизни. Ведь прогрессивный стимул проявляется в том, что повышение оплаты вызывает эффект лишь на ограниченное время, потом человек опять привыкает, а особенно, при повышении квалификации и ухудшении условий труда.




Регрессивный вид оплаты труда тоже необходим. Пока человек осваивает специальность, его нужно больше стимулировать, а затем за счет высокой квалификации он сделает и без этого немало.

Представляет интерес жесткое и либеральное стимулирование.

Жесткое стимулирование основано на том, что человек или не получит зарплату, или потеряет работу и даже может быть посажен в тюрьму.

Либеральное стимулирование – это ценностная ориентация человека на то, что его труд будет в будущем высоко оценен и в денежном, и в материальном отношениях. Но в жизни и то, и другое стимулирование часто неразличимы.

Однако и жесткий и либеральный виды стимулирования имеют свои недостатки: жесткий подавляет человека, ибо он боится, что потеряет работу. И, наоборот, либеральный обеспечивает гарантированную занятость работника, вдохновляет человека на творческий труд, не развращает его. В реальной ситуации выступают либо первый (жесткий), либо либеральный стимул.

Вот некоторые критерии стимулов:

а) когда ведется оплата за конечный результат труда, значение жесткого стимула возрастает, особенно в зависимости от того, если его продукция будет реализована;

б) более жестким видом стимулирования является индивидуальная оплата труда.



Жесткий и либеральный виды стимулирования различаются безусловным или условным характером самого стимула.

В первом случае человек получает установленную зарплату независимо от того, удовлетворен он работой или нет. Во втором случае он трудится в зависимости от удовлетворенности трудом. При этом он имеет возможность сменить работу, оставаться на работе, вступать в диалог с работодателем насчет оплаты труда.

Важной проблемой теории и практики управления трудовым поведением рабочих является соотношение стимула труда и социального контроля, в том числе административного. Только строгий контроль предотвращает ситуацию, когда можно получить незаработанные деньги. Он является элементом стимула к труду и серьезным рычагом регулирования экономического поведения работника.

Основная литература:

1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992. (С.359-388)

2. Экономическая социология. – Алматы, 2002. (С.62-68)

3. Дикарева И.В. Социология труда. – М., 2003. (С.91-100).

 

Дополнительная литература:

1.Кравченко А.И. Социология. – М., 2000. (С.28-34)

2.Маркович Ж. Социология труда. – М., 2001. (С.45-54)

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое стимулирование труда?

2. Каковы основные виды стимулирования труда?

3. Назовите основные элементы психологии справедливости?

 

 

   


Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 256; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9989 - | 7140 - или читать все...

 

3.85.143.239 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.