Определить объект исследования – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Объект исследования – это крупная самостоятельная часть исследуемой области, в которой находится предмет, т.е. та часть практики, на которую направлено исследование.
Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования. Предмет – та сторона, точка зрения, с которой исследователь познаёт объект. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Приведём пример:
Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности библиотек России.
Объект исследования – предпринимательская деятельность библиотек.
Предмет исследования – правовая база регулирования предпринимательской деятельности библиотек.
Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.
|
|
Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом. Цель исследования – то, что в общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Цели бывают крупные и мелкие.
Целью исследования могут быть:
· разработка…;
· выявление, обоснование условий …;
· разработка методики …;
· изучение использования…;
· обоснование содержания структуры…;
· анализ…;
· разработка модели…;
· обобщение теоретического и практического опыта деятельности …;
· определение значимости, роли … и т.д.
Цель курсовой работы определяется по заглавию курсовой работы, а задачи – по параграфам.
Задачи исследования курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Задачами исследования могут быть:
· разработать…;
· выявить…;
· обосновать …;
· разработать методику …;
· изучить использование…;
· показать…;
· обобщить теоретический и практический опыт работы …;
· определить …
· рассмотреть…;
· выработать…;
· выполнить анализ… и т.д.
Методы исследования
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это способ, совокупность приемов достижения цели исследования. Другими словами, прием – это часть метода.
|
|
Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:
· изучение и анализ научной литературы;
· изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
· моделирование;
· сравнение;
· анализ;
· синтез;
· интервьюирование;
· анкетирование;
· терминологический анализ;
· метод операционализации понятий;
· наблюдение;
· библиометрический;
· тестирование;
· мониторинг;
· эксперимент.
План курсовой работы
План курсовой работы представляет собой составленный в определённом порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развёрнутый перечень параграфов к каждой главе.
Правильно составленный план служит основой в подготовке курсовой работы студентом, помогает ему систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.
Предварительный план курсовой работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с руководителем. План имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учётом собранного материала, некоторые параграфы, наоборот, могут сокращаться.
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
· введения;
· теоретической части (две главы, в каждой главе 2-4 параграфа);
· заключения;
· списка использованной литературы;
· приложения.
По структуре курсовая работа практического и опытно-экспериментального характера состоит из:
· введения;
· теоретической части (одна глава, в главе 2-4 параграфа);
· практической или опытно-экспериментальной части (одна глава,
в главе 2-4 параграфа);
· заключения;
· списка использованной литературы;
· приложения.