Арифметика воспитания

 

Каждый из нас хочет видеть своих детей самыми умными, самыми успешными, самыми-самыми. В погоне за образом идеального ребенка родители готовы пойти на любые жертвы. Не жалея времени, сил (и своих, и ребенка), денег, мы «заталкиваем» детей в секции и кружки. А потом разводим руками и спрашиваем: «А где же результат? Я ведь столько вложил в свое чадо».

На каждое поколение родителей приходится бум очередной психолого-педагогической теории. Или нескольких теорий. И наиболее продвинутые родители этими идеями загораются. Бела в том, что такой уклон в науку гасит родительскую интуицию, приучает перекладывать ответственность за свое дитя на плечи специалистов.

В большинстве случаев достаточно элементарного здравого смысла, чтобы решить тот или иной вопрос.

Еще одна ловушка подобной увлеченности идеями: из отношений выпадает элемент непосредственности. Кроме того, такие семьи чувствуют себя «сектантами» в окружающем мире. Например, если во всем детском саду только их дети никогда не смотрят телевизор или не едят конфет, проблемы в общении со сверстниками начинают перевешивать пользу для здоровья. Однако это не означает, что родителям совершенно не нужно расширять свой кругозор и знакомиться с разными подходами к воспитанию. Не правы те взрослые, которые игнорируют советы специалистов, не читают книг и журналов для родителей. Иногда совершенно ни к чему изобретать велосипед – опыт сотен родителей обобщен и представлен в виде конкретных рекомендаций в специальной литературе. не пренебрегайте ею.

 

Воспитать личность трудно!

 

Давайте честно посмотрим на происходящее и признаемся сами себе, что денег и времени на то, чтобы научить малыша читать, писать, говорить на иностранном языке, танцевать и т. д., и т. д. ушло действительно много, а сколько в этом было нашей, родительской души? И не надеялись ли мы на то, что другие, «умные дяди и тети», научат всему наше родное дитя, а мы будем только пожинать плоды чужих трудов. Что же на самом деле важно дать своему подрастающему ребенку, чтобы он стал действительно счастливым и успешным человеком?

Согласитесь, что личность человека – это не только то количество знаний, которое способно уместиться в его голове. Это еще и те базовые навыки, без которых полноценное развитие человека невозможно. Ведь мы с вами хотим получить в итоге не ребенка-компьютер, напичканный максимальным количеством информации, а ЛИЧНОСТЬ, которая будет способна комфортно жить, принимать самостоятельные решения, а потом и претворять эти решения в жизнь. Какие же это навыки, без которых человек не может состояться?

Прежде всего, это умение общаться. Следующее по степени важности – умение трудиться, затем – умение учиться, а потом уже – способность человека думать, мыслить. Приведенная последовательность неслучайна. Именно в таком порядке в ребенке закладываются умения, и для формирования каждого из приведенных здесь навыков есть свое определенное время, в которое эти навыки в человеке закрепляются и потом помогают (или мешают) человеку в дальнейшей жизни. Каждый из этих навыков должен быть заложен в определенном возрасте.

 

Всему свое время

 

Ребенок от рождения и до 12 лет накапливает в своей душе и в своем мозгу впечатления, которые потом, в возрасте от 12 до 24 лет, являются его руководством к действию.

Существует более тонкая градация. Впечатления малыша до 3 лет ярко проявятся в действиях уже взрослого человека от 21 года до 24 лет.

Возраст от 3 до 5 лет отразится в поступках личности от 19 до 21 года.

То, что душа и мозг человека накопили от 5 до 7 лет – заставит действовать юношу или девушку от 17 до 19 лет определенным образом.

Наконец, возраст от 7 до 12 лет повторится с 12 до 17 лет.

Возможно, это несколько формализованная схема и небольшие отклонения от общего правила для конкретного ребенка будут присутствовать, но главная идея в том, что лучше заложить в своего ребенка все необходимое вовремя, чтобы он потом успел воспользоваться этим в жизни.

Возвращаясь к базовым навыкам, которые следует заложить в свое дитя, следует отметить, что основное умение общаться закладывается в человеке от рождения до 5 лет, умение трудиться – от 5 до 7 лет, умение учиться – от 7 до 10 лет, и только на базе всех вышеперечисленных умений можно научить более взрослого ребенка думать, мыслить.

Теперь давайте поговорим подробнее про каждый из тех трехлетних ответственных периодов, о которых мы говорили выше.

 

Младенчество – с 2 до 10 месяцев. В этот период формируется эмоциональность, которую потом очень трудно будет изменить. Формируются зачатки разума и перцептивная деятельность – ребенок учится различать предметы. Появляются зачатки мотивации – целенаправленных действий: ребенок учится доставать эти предметы. Начинает формироваться и будущая речь – пока в форме гуления.

Рекомендация: как можно больше цветных ярких игрушек, общения с ребенком, для развития его эмоциональности – как можно больше телесного контакта – поглаживаний, объятий. Ребенок должен чувствовать постоянную связь с мамой. Не думайте, будто ребенок в этом возрасте ничего не понимает: его якобы достаточно покормить, и пусть себе лежит.

Преддошкольный период от 1 до 3 лет. Ребенок овладевает словарным запасом, уже более глубоко изучает окружающий мир. Общение с матерью в этот период трудно переоценить.

Приведу такой пример. Исследовали негритянские племена, где сохранился древний обычай: до 2 лет малыш находится неотлучно с матерью, а потом его передают на воспитание в чужую семью. Оказалось, эти двухлетние крохи по многим тестам интеллектуального и общего развития превосходят белых детей, воспитывающихся в традиционных западноевропейских условиях. Но в три года (через год, после того как их передавали в чужую семью) у них было отставание в развитии от тех же самых европейских детей.

Знаете ли вы, что чем меньше ребенок, тем больше он живет и переживает происходящее чувствами – на бессознательном уровне. Поэтому именно ДУШЕВНОЕ общение родителей ребенка в этот период и играет ключевую роль в формировании у малыша навыков общения.

Маленький человек все время «впитывает» в себя – как же окружающие меня люди общаются друг с другом, как нужно реагировать на других людей. В этот период крайне важно, что ЧУВСТВУЮТ мать, отец и окружающие родственники при общении с ребеночком и друг с другом. Маленький ребенок – это настолько чувствительный «механизм», что при малейшем неправильном воздействии сразу «ломается». малыш перенимает у родителей даже их физические зажимы. И чтобы обеспечить комфортное психологическое и физическое состояние своего дитя, надо прежде всего привести в порядок себя – свою душу, свои мысли, свое тело.

Реакции, которые возникают у нас в ответ на действия других людей, лягут в основу действий малыша, когда он вырастет, а особенно ярко проявятся как раз в том возрасте, когда многие молодые люди вступают в брак – 21–24 года. Согласитесь, что это очень ответственный период в жизни каждого человека. И если ребенок видел родительский пример общения со своей второй половиной отрицательным, то ему будет очень тяжело адекватно реагировать в сложных ситуациях на своего мужа или жену.

Именно человеческая любовь, которой нужно наполнить пространство вокруг своего ребенка – вот основа его открытого и душевного отношения к миру в будущем. Поэтому подход к новорожденным как к некой системе, которая нуждается всего лишь в правильном физическом уходе – сухости пеленок, кормлении и мытье – это не просто неверно, а очень и очень опасно.

Некоторые родители до сих пор боятся лишний раз взять малыша на руки, чтобы «не испортить», «не избаловать» его своей любовью. А много ли наши дети получают нашей любви сегодня, когда мы мечемся между работой допоздна и домом? Можно ли после этого говорить о переизбытке любви?

Статистики показывает, что многие преступники в детстве были лишены контакта с матерью. Любовь, объятия, поцелуи и прикосновения, а также мир в семье и душе каждого из родителей – вот что главное сейчас для вашего малыша. Научите его быть терпеливым на собственном примере.

Из всего сказанного становится понятно, почему маленькие дети не могут и не должны долго оставаться без мамы и папы. Действительно, малышам, особенно до 3 лет, крайне важен контакт с родителями, подпитка семейной любовью. Если оставить ребенка одного, то он теряет ощущение защищенности, ощущение нужности этому миру, а это может неблагоприятно сказаться в будущем на его уверенности в себе, нерешительности и даже желании жить.

У каждого из нас бывают кризисные, переломные ситуации, когда мы задаем себе вопрос: «Для чего я живу на свете? Нужен ли я этому миру?» И именно детские впечатления могут сыграть решающую роль в такой ответственный момент. Необходимо подчеркнуть, что не только мама играет важную роль в формировании будущих реакций ребенка.

Крайне важно, чтобы малыш мог чувствовать поддержку и любовь отца. Поэтому если вашему ребенку до 3 лет, то постарайтесь не бросать его без родительской поддержки надолго. Длительная изоляция от кого-либо из родителей может привести к «однобокости» поведения человека в будущем. Малышу надо успеть до 3 лет прочувствовать, как ведут себя и мужчины, и женщины. В таком маленьком возрасте эту информацию ему больше взять неоткуда – это можно получить только благодаря своей семье.

 

О трех до пяти

 

Главное занятие ребенка в этом возрасте – игра. Именно сейчас он должен научиться играть. Малышу в этом возрасте надо успеть «проиграть» множество взрослых ролей. Сейчас происходит программирование жизненных сценариев ребенка. Если до 3 лет ребенок чувствует наше внутреннее состояние и записывает его в подкорку мозга, то сейчас он жадно ловит наши внешние реакции, наше поведение. Он продолжает учиться общаться, только теперь он запоминает, как это должно происходить на внешнем уровне. Поэтому в этот период взрослые должны тщательно следить за собой, за своими движениями и словами, за своим поведением. Слова в этот момент играют роль запускающего механизма для программирования дальнейшего жизненного поведения. Сказав в сердцах малышу что-нибудь резкое, мы можем надолго, а может, и навсегда, вложить в него программу жизни неудачника.

От 3 до 5 лет родители должны показать детям пример внешних проявлений любви, терпения, усердия. А ребенок должен успеть пройти это все в игре. Что сейчас требуется от взрослых, кроме правильного собственного поведения (наполненного все-таки добрыми внутренними ощущениями, иначе можно заложить в ребенке цинизм)? Необходимо помочь ребенку играть. Да, надо стараться играть вместе с ним, чтобы суметь вовремя подкорректировать «вредный» жизненный сценарий. Направьте игру детей в нужное русло, помогите наполнить ее добром, терпением и светом.

Направляйте внимание детей на разные игры, разные неосвоенные роли, разные профессии. Он должен попробовать все. И помните: все, что вы внушите ребенку в этот период, он может с полной серьезностью воспринять как руководство к действию в дальнейшей жизни, и особенно отчетливо это станет заметным, когда ваш ребенок будет в возрасте от 19 до 21 года.

 

Дошкольный период – от 5 до 7 лет – время, когда формируются личность и характер. Формируется система социальных ценностей и нравственных критериев и, соответственно, своя позиция в группе. Причем, все это идет главным образом благодаря восприятию моделей.

Первая и главная – это родители. Если ребенок видит, что родители курят, выпивают, то у него формируется модель, которую потом ничем не вытравишь из сознания: человек взрослый, умный, значит он должен курить и пить.

Следующая модель – старшие подростки. Они (даже посторонние) для 5–7-летнего малыша очень авторитетны. Если он видит распивающих в подворотне подростков, то для него это представляется нормой. И рассуждения, логика его не переубедят. Он воспринимает эти модели образно.

Ведущая в современном мире модель – ТВ. Малыши в 5–7 лет в детских садах играют в наркотики: делают кукле укол или ловят наркомана, или убегают от него. Их жизнь насыщается теми моделями, которые они видят по ТВ.

А вот такая модель, как сказки, находится в забвении. Наш недавний опрос показал: большинство родителей не используют сказки. Хотя именно сказки формируют нравственный мир ребенка. И в дошкольном возрасте я бы поставил сказки на одно из первых мест. Как ни страшно звучит, но ребенок, которому не читают в детстве сказок, который смотрит фильмы со сценами насилия, пьянства, наркомании, этот ребенок обречен стать наркоманом.

В дошкольном периоде важна также позиция себя в группе. Ребенок не должен быть один. Хорошо, если он ходит в детский сад, где работают опытные воспитатели.

В пять-семь лет формируется самооценка, «Я-концепция». Ребенок начинает предпринимать собственные действия, но часто слышит окрик: «Перестань, нельзя». Появляется чувство вины и страха. И напрасно вы думаете: если ребенок послушный, ничего не делает сам, то это хорошо. На самом деле это пагубно для его будущего. Надо в этом возрасте делегировать ему часть обязанностей, поддерживать инициативы. Задумав какое-то дело, малыш начинает планировать, что сделает, для какой цели. Он живет уже не только данной минутой, у него развивается ощущение временных отношений.

Если ребенку не предоставлять самостоятельность, то у него не будет чувства самооценки. А значит, не сформируется и личность. Он вырастет робким, безвольным, неспособным сказать «нет», когда ему в первый раз предложили наркотики, даже если уверен в их вреде. Вероятность, что такой безвольный ребенок придет к наркотикам, равна примерно 80%.

Это возраст, который отзовется поступками человека с 17 до 19 лет. Этот этап называют этапом послушания. На первый взгляд кажется, что это парадоксально – в этом возрасте дети будто специально выводят нам из себя своим поведением, а период называется этапом послушания. На самом деле никакого несоответствия нет. Дело в том, что ребенок на внутреннем уровне учится слушать старших, а внешне ведет себя так, что период от 5 до 7 лет еще называют этапом испытания взрослых. Малыш хочет определить границы дозволенного. Он как бы спрашивает своим поведением – как сделать то или иное правильно. Он даже требует, чтобы мы заставили его сделать так, как надо, а не так, как он хочет. В этом возрасте закладывается умение слушать не только взрослых, но и самого себя. Он учится подчиняться не только внешним требованиям, но и вырабатывать команды для самого себя и выполнять их так, как нужно.

По мнению современных психологов, до яти лет наказывать детей бесполезно, так как у малыша в этом возрасте не возникает в сознании понятия вины. В период же от 5 до 7 лет лучше наказать ребенка, чем упустить вышедшую из-под контроля ситуацию на самотек. Наказание – это ограничение, и если ребенок от 5 до 7 лет еще не может себя ограничивать, то требуется вмешательство взрослых. Если же ребенок уже сам способен делать выбор, сам себя ограничивать, то наказания, естественно, не требуется. Можно кратко сформулировать принцип воспитания в этом возрасте – свобода выбора в рамках, устанавливаемых взрослыми. Но осуждение взрослых будет внутренне принято ребенком только в том случае, если вы будете осуждать поступок, а не ребенка. А на очередную проделку лучше предупредить ребенка мягко, но уверенно, что или он сейчас сделает так, как надо, или вы силой заставите сделать необходимое. Но если родитель предупредил – он обязательно должен выполнить обещание, иначе будут продолжаться постоянные «не хочу».

Не требуйте от ребенка извинения, просто подскажите ему, что если он раскаивается в случившемся, то ему следует извиниться. Выразите уверенность в лучших качествах малыша, но никогда не заставляйтесь извиняться, иначе вы воспитаете лицемера, который только делает вид, что раскаялся. Важно, чтобы постепенно (подчеркиваем – постепенно) ваши просьбы в извинении стали внутренними потребностями ребенка.

Если из-за детского проступка родитель поссорился с ребенком, то он первый и должен сделать шаги к примирению – это научит малыша самого делать шаги навстречу другому человеку в случае ссоры. Никогда не расходитесь перед сном и не ложитесь спать, поссорившись, – это тяжело для ребенка, тяжелое расставание ускоряет в ребенке чувство, что его не любят.

О наказании мы подробно поговорили, теперь поговорим о трудовом воспитании – сейчас самое время приучить маленького человека ставить перед собой цели и достигать их. Но более важно даже не это, а то, что ребенок на внутреннем плане учится трудиться ради других людей. Не столь важно, что именно он делает, а важно, что он учится труду ради другого. Никогда не отстраняйте ребенка, который искренне хочет помочь вам в делании. По окончании действия хвалите сделанную работу, а не ребенка, так же, как вы ругаете не ребенка, а его плохие поступки. А если он выполнил задание плохо, то попросите исправить, так как важен не только порыв, но и результат труда ради другого. Тут дело за взрослым – если ребенок неадекватно оценивает свои силы, то задача родителя – в следующий раз искусственно уменьшить нагрузку ребенку. Пусть он сделает меньше, да лучше.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими, лучше скажите, что вчера он выполнил работу лучше, чем сегодня, то есть сравните малыша с самим собой.

 

От 7 до 9 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: