Аукнется этот период с 15 до 17 лет

Главное событие в жизни семилетнего ребенка – это начало школьной поры. Ребенок хочет учиться, он учится учиться. Помните, в прошлом номере мы говорили о том, в какой последовательности дети должны приобретать умения: сначала они учатся общаться, затем трудиться, а потом уже думать. В семь лет обычно и начинается период ученичества. Желание учиться считают критерием психологической подготовленности к школе. Если такого желания нет, то либо виноват страх (от которого обязательно необходимо избавляться), либо у ребенка не сформирована на предыдущих этапах внутренняя целеустремленность.

В этот период авторитет учителя выходит на передний план. Пока ребенку нравится учиться, ему неважно, чем именно он занимается, ему важен сам процесс. Сейчас родители не должны перечить тому, что говорит и требует учитель, а наоборот, надо всячески поддерживать учительские начинания. Хотя у многих детей, к сожалению, желание учиться пропадает очень быстро. А все дело в том, что переполнение детской головы знаниями – это не то же самое, что процесс учебы. Проблема современных школ состоит в том, что ребенок не успевает из-за стихийности процесса (ведь надо на большой скорости пролететь всю школьную программу) получить интегральный навык учебы – труда ради самого себя. А ведь если в период до 9 лет навык не успели заложить, то с 15 до 17 лет ребенок не захочет учиться и это затормозит его интеллектуальное развитие. Не успел ребенок вовремя напитаться любовью к процессу ученичества, некогда ему было – надо было успеть научиться писать, читать. Но если маленького ребенка мы еще можем заставить, при этом успев отбить желание учиться, то подросток уже чувствует, что и учиться ему не хочется, и взрослые его заставить больше не могут. В результате он и сам не может себя заставить делать то, что нужно.

Чтобы всех этих грустных событий не произошло, помогите детям понять, кто такой учение, но не ожесточайтесь в рвении, общайтесь в ребенком с любовью.

 

От 9 до 12 лет.

Этот возраст плавно перейдет в следующий важный этап – от 12 до 15 и на этом этапе повторится. С 15 до 17 лет начинают активно проявляться интеллектуальные способности, на базе которых будет заложено одно из основных умений – думать. Тут-то и проявится период с 9 до 12 лет.

После 9 лет продолжает закладываться умение учиться, но теперь ребенок учится у жизни. Расширяется круг его интересов – он часто посещает различные кружки и секции, как бы пробует на вкус свои способности. Здесь родителям следует обратить внимание на то, чтобы ребенок не распылялся. Объясните сыну или дочери, что бросать начатое дело нельзя. Раз уж решил ходить в кружок, так будь добр – не бросай его сразу. Если вашему чаду не терпится перепробовать как можно больше разных секций, то постепенно увеличивайте продолжительность посещения кружка ребенком, иначе он не научится доводить дело до конца.

 

Ребенок старше 12 лет.

Как вы понимаете, теперь пришла пора пожинать плоды того, что мы успели (или не успели) заложить в наше чадо. Начинается период углубления способностей, с которыми ребенок познакомился на предыдущем этапе совей жизни. Ребенок начинает совершать вроде как самостоятельные действия, а на самом деле эти действия обусловлены предыдущими этапами. И тут человек часто остается наедине со своим неумением общаться, трудиться, учиться, а также любить, терпеть и слушаться. При этом ребенка самого повергает в ужас от происходящего с ним, в нем. А что делаем мы, родители? Ругаем, причем опять ругаем не поступки, а ребенка. Результат – ребенок отождествляет себя со своими поступками и встает в штыки – «да, я именно такой». Дальше родители начинают ограничивать ребенка, «раз он такой». Ограничение порождает сопротивление, человек бунтует, замыкается и ищет то место, где его примут таким, какой он есть.

Поэтому все, что можно сделать сейчас, – это не осуждать а советовать, предупреждать ребенка о последствиях его неправильных поступков. Ребенку важна правда, он ищет способ осмыслить себя, свои поступки. Дайте ему эту правду, не фальшивьте и не отталкивайте. Дети тянутся за ответами к нам, взрослым, пытаясь в нас лучше разглядеть себя. Ребенок рано или поздно увидит правоту взрослого и мудрого человека и в следующий раз будет еще внимательнее прислушиваться к вашему мнению. Если при этом он не почувствует нелюбви к нему, как к личности, то не будет тогда такой конфронтации, такой острой проблемы отцов и детей.

И в любом возрасте для профилактики наркомании очень важен здоровый образ жизни. Это, во-первых, питание. Недоедание или неправильное питание приводит к нарушению иммунности, к нарушению ферментативной активности в организме и главное – к нарушению обмена нейромедиаторов, веществ, регулирующих деятельность нервной системы. Во-вторых, занятия спортом. Ребенок должен получать удовольствие от своего тела – а радость будет, когда семья с удовольствием ведет активный образ жизни. И, наконец, третье – положительные эмоции.

Дефицит моторики, отсутствие эмоциональной радости, плохое питание – все это пути к наркотикам.

Необходима ответственность родителей за воспитание детей и воспитывать их необходимо ответственными за свои поступки. В детях надо воспитывать не агрессивность, а силу духа. Сильный мужчина, на мой взгляд, справедлив, великодушен и терпим, и уж никак не агрессивен. Но это скорее вопрос мировоззренческий.

Сильный мужчина – это мужчина ответственный. И учить мальчика быть ответственным надо как можно раньше. Этим в основном и отличается воспитание мальчиков и девочек.

Мужская сила закладывается в мальчика лет до 3-х, в то время как «хребет» характера девочки формируется окончательно только с переходом в новую фазу – материнства (в крайнем случае – замужества). Поэтому я не могу согласиться с бытующим мнением о том, что с возрастом все у мальчика сформируется само собой. Увы!.. Именно мальчик как можно раньше должен научиться вести себя в самых разных экстремальных (и просто житейских) ситуациях – это повышает его самооценку и дает необходимые алгоритмы поведения в будущем. Сильный и уверенный мальчик (далее – мужчина) – это мальчик опытный. Если не дать ребенку как можно большей возможности проявить себя, получить необходимый навык в как можно больших видах деятельности, то он окажется в результате гораздо менее подготовленным к тому, чтобы защитить других. И свою семью – в первую очередь. Это похоже на умение водить машину: можно дожить и до 70 лет, и прочитать кучу литературы, но пока не «накрутишь» определенное количество часов (да, для каждого оно разное) – хорошим водителем не станешь. И чем больше дорожных ситуаций пройдешь, тем лучше будешь ориентироваться на магистралях. Поэтому хорошо, если «инструкторами» у наших детей будут сами родители. И здесь многое зависит от нашей образованности и нашей роли в жизни детей.

10-летний Максим ни разу не гулял один на улице. «Время такое!» – резюмирует его бабушка. Она же каждый день «от и до» делает с ним уроки: указывает, с какого предмета начать, заставляет сначала сделать все на черновике, затем переписать на чистовик, прогоняет с ним устные предметы. Максиму не дают даже самому сделать себе бутерброд, налить чай. Бабушка – активная участница родительского комитета и с большим удовольствием организует все классные мероприятия, сопровождает учеников на экскурсии и в походы. Все это дает ей возможность лишний раз приглядеть за Максимом: вымыл ли он руки, хорошо ли причесан, не бегает ли без куртки…

Вот типичная картина гиперопеки – пристальное внимание к любым, самым мелким сторонам жизни ребенка, чрезмерная забота о нем. Чем чревата гиперопека?

– Во-первых, такой ребенок растет вялым, безынициативным, несамостоятельным.

– Во-вторых, он вызывает насмешки со стороны сверстников.

– В-третьих, рано или поздно он устроит бунт – запоздалый и от этого очень болезненный и неадекватный.

Важно уловить моменты, когда ребенок перестанет нуждаться в том или ином проявлении заботы, и своевременно ослабить контроль. А для сравнения можно посматривать, как то или иное заведено в семьях его сверстников. Конечно, нельзя делать все с оглядкой на окружающих, но иной раз и это может принести пользу.

Встречаются и другие родители. Они совершенно не занимаются детьми, не вникают в школьные дела, не знают их друзей. Иногда это делается сознательно, чтобы приучить чадо к самостоятельности. А бывает, что родители просто слишком заняты своими проблемами. И хотя кажется, что все в порядке, это не всегда так. Даже если ребенок прекрасно со всем справляется, он может в глубине души чувствовать обиду. Один взрослый человек вспоминал, как в детстве ему хотелось, чтобы родители приходили к нему на спортивные соревнования. Но тем вечно было недосуг. За других детей болели толпы родственников, поддерживали их с трибун, а он всегда был один. Не надо путать самостоятельность с заброшенностью. Проявляйте разумное участие в делах ребенка.

 

Такие вот уклонисты

 

Одни родители уверены в том, что главное – здоровье. Они уделяют много сил закаливанию, спору и витаминам, но при этом совершенно упускают из виду пищу для ума и нравственное воспитание. Иногда это делается специально – «чтоб не измучилось дитя…» А иногда родители уверены, что раз «в здоровом теле здоровый дух», то этот дух как-нибудь сам собою приложится.

В других семьях предпочтение отдается интеллекту. С ребенком занимаются по развивающим методикам, читают с ним книги, ведут глубокие содержательные разговоры, учат мыслить, анализировать, рассуждать. С малых лет такой малыш поражает взрослых своей подкованностью и развитостью. А некоторые родители считают наиболее важным нравственное, духовное воспитание. Обычно это религиозные семьи, в которых с детьми учат молитвы, водят их в храм, отдают в воскресные школы. «Светские» же знания игнорируются, общение с обычным миром старательно ограничивается.

Конечно, любое подобное выделение приоритетов встречается в крайнем варианте. Но все же бывает, что узкая направленность в воспитании приводит к одностороннему развитию, проблемам в отношениях со сверстниками и другим трудностям. Маленький здоровячок не дружит с книжками, умник становится интеллектуальным снобом, а богобоязненный малыш не в силах постоять за себя. Чтобы этого не произошло, постарайтесь развивать вашего ребенка гармонично. Ведь любая, самая прекрасная способность не заменит всех остальных, – пишет психолог В. Селезнева.

Крайности всегда вредны. Существуют возрастные периоды, когда ребенок твердит: «Я сам! Я сам!», и важно в этот период его не сломать, а приучить к самостоятельности.

Вам надоело слышать от ребенка «Я сам!» и вы дали ему «полную свободу» – делай, что хочешь. Итог оказался плачевным: в комнате ребенка все перевернуто вверх дном. Но не торопитесь резко «закручивать гайки». Давайте разберемся, что хорошо, а что плохо в процессе самоутверждения маленькой личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: