Из безопасности в свободу

 

Когда однажды, взглянув на свое переросшее папу чадо, родители спохватываются и предлагают подростку с завтрашнего дня все решать самостоятельно, основное чувство ребенка, конечно, испуг. Он просто не знает, что это такое и как это делается. Выбери, в какой вуз будешь поступать! Да он никогда не выбирал, что будет есть на завтрак! Естественная тактика подростка в такой ситуации – «самостоятельно» учудить что-нибудь такое, чтобы родители испугались, одумались и опять взяли контроль в свои руки. Димка, например, подружился с самым отпетым хулиганом в своей (уже государственной) школе, накурился травки и???

но вздумается; можешь пропустить школу ради интересной поездки. Если родителям все-таки пришлось выручать свое чадо (например, помочь ему урегулировать отношения с милицией), это должно повлечь за собой временное (на четко оговоренный срок!) лишение прав взрослого самостоятельного человека. Не умеешь безопасно водить мотоцикл – пользуйся общественным транспортом.

Приучение ребенка к самостоятельности пройдет легче, если вы четко изложите ему ваше новое понимание его прав и обязанностей. Основная сложность состоит в том, что родители должны держать данное однажды слово. Это касается как обещанных привилегий, так и наказаний. Прежде чем ставить условия ребенку, нужно хорошо обдумать, действительно ли вы способны сделать то, что обещаете. Если нет, лучше придумать что-то другое, более реальное.

Часто основная родительская трудность вовсе не в том, что они не знают, как поступать или с чего начать, а в том, что многим родителям нравится опекать своих детей. Это дает им одно из самых приятных ощущений – чувство собственной значимости и незаменимости. Но не будьте эгоистами! Если вы думаете о будущем ребенка, нужно постепенно, пока он находится под вашим наблюдением, научить его брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь, ответственность за семью и будущее поколение.

Нынешним подросткам часто свойственная безответственность, агрессивность, полное равнодушие и жестокость как по отношению к себе, так и по отношению к близким. За последние годы преступления, совершаемые подростками, становятся все более жестокими, бессмысленными, поистине леденящими кровь.

Психологи всех стран дружно сходятся во мнении, что так называемый «жизненный сценарий» любого человека определяется первыми пятью годами его жизни. Агрессия в семье, пьянство, насилие, раннее отлучение от родителей и формируют личность с различными пороками. Быть может, мать Юры и выросла в одной из таких неблагополучных семей.

Ведь сказано: «Что посеешь, то и пожнешь». Даже если вы дергаете за руку, шлепаете, раздраженно отмахиваетесь от ребенка – вы совершаете пусть небольшой, но акт насилия, оставляющий негативный след в душе малыша. А многие из нас даже не подозревают о том, что сами мы, наше поведение, наш образ жизни являются поведением настоящих тиранов или же, наоборот, жертв, подавляемых духовно и физически другими членами семьи. Семей, строящих свои отношения на взаимопонимании, остается все меньше.

Говорят, дети забывчивы. Может быть. Но те же психологи утверждают, что в тайниках нашего подсознания остается абсолютно все.

«Нет, я не хочу заводить семью, потому что твердо знаю – ничего хорошего из этого не получится», – так рассуждают многие дети, попавшие в детские дома и с ужасом вспоминающие свою жизнь с родителями.

Нам же нужно помнить: ребенок, с детства привыкший к насилию и жестокости, вполне закономерно и сам становится жестоким. Ему, знакомому лишь с одним типом семейного поведения, очень трудно бывает выработать для себя иную линию. И если насилие в семье возводится в норму, можно с уверенностью сказать, что и новая поколение будет исповедовать подобное жизненное кредо. И чем больше у нас в стране «ненужных детей» (бездоленных, безнадзорных, детей-сирот), помещаемых в спецшколы, куда мы их временно изолируем от жизни, но, к сожалению, переменить их взгляды на жизнь, их психологию, сформированную матрицу восприятия окружающего мира практически нельзя, так как упущено время. Зло сильнее нас, оно для них заманчивее. Они живут убого, им нравится пить, хамить, драться…

Мы слишком плохо знаем законы психофизиологического развития детей и еще хуже их используем на своих рабочих местах, и поэтому адаптируются к «воле» всего 3–4% выпускников спецшкол! А это судьбы наших сограждан, судьба нашей страны, которая нам совершенно небезразлична. А ведь эти подростки так называемой группы риска пополняют ряды наркоманов. Не будем забывать, что наркомания – это всего лишь одна из форм отклоняющегося от нормы поведения. Асоциальное поведение во все времена было острой проблемой всего общества. Только несколько десятков лет назад формы отклоняющихся поступков были намного мягче. Вспомните хотя бы легендарного хулигана Квакина из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Типичный пример отклоняющегося поведения 50-х годов. Самым большим преступлением, которое Квакин мог совершить, было обтрясти чью-нибудь яблоню. «Вот проказник!» – единственное наше восклицание на проступок гайдаровского хулигана. В нашей-то современной жизни при частых убийствах и грабежах, употреблении наркотиков и проституции мы просто не заметили бы такой невинной шалости.

Отклоняющееся поведение «молодеет» и приобретает со временем все более страшные формы: неоправданную жестокость, насилие и, конечно, устойчивую наркозависимость. Принимая во внимание мнение специалистов о том, что на сегодня не существует эффективного метода лечения наркомании, мы не должны допустить трагедию, не дать нашим детям прикоснуться к наркотикам. Как это сделать? Только объединив усилия всего общества.

Нельзя дожидаться момента, когда ребенок начнет употреблять наркотики: помощь может оказаться запоздалой. Поэтому именно первичная профилактика, направленная на предотвращение возникновения наркотизации, является основным предохраняющим средством, так называемой «вынужденной прививкой» от поголовного распространения наркотической заразы. Первичная профилактика должна разрабатываться с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации ребенка и подростка – семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (двор, спортивную площадку и т. д.).

В этой цепи, состоящей из трех звеньев, наверное, самое большое внимание должно уделяться семье. Именно родители должны воспитывать своего ребенка закаленным, решительным мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным. Естественно, если взрослые в семье злоупотребляют алкоголем и «балуются» наркотиками, что уж тут мы можем ожидать от ребенка.

Проблемы наркотизации подростков во вполне благополучных семьях тоже объяснимы. Все очень просто: отношения родителей с ребенком далеко не всегда гармоничны. В семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков, в той или иной степени действовали факторы риска.

В зависимости от возраста и фазу развития ребенка факторы риска оказывают различное воздействие.

Исходя из этих соображений, влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными. Этими факторами могут быть: неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками; неумелое воспитание, что особенно опасно для детей к трудным характером и неуравновешенным поведением; отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей. Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи (школа, сверстники, общество). Такими факторами могут быть: неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе; неудачное участие в школьных мероприятиях; неспособность справиться с общественными задачами; принадлежность к «отвергнутым» или тем: кто находится в контакте с отвергнутыми детьми.

Наиболее же характерными защитными факторами являются: крепкие семейные узы; положение, когда родители следят за поведением своих детей, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи; успех в школьных мероприятиях; соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении веществ, вызывающих зависимость (алкоголь, табак).

Особую травму вызывают неполные семьи, где формируют отрицательную модель семьи и поведения; размывается положительный образ семьянина; в результате деформированных воспитательных мероприятий формируется неудовлетворительная половая адаптация, не развивается эмоциональная сфера, не снижается агрессивность, не формируются навыки межличностных отношений.

– Необходимо способствовать осознанию и усвоению общечеловеческих ценностей.

– Обучить детей методам решения жизненных проблем (преодоление страха, снятие напряжения без психотропных веществ).

– Информировать о соматических, социальных и психических последствиях потребления психоактивных веществ.

– Формировать у детей психосоциальные и психоличностные навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управлению эмоциями, в том числе и в стрессовых ситуациях.

– Показывать альтернативные формы поведения, их преимущества.

– Формировать здоровый образ жизни.

– Повышать самооценку.

– Принимать правильные «здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью к негативным формам давления.

– Минимизировать вредоносные виды поведения.

Мы должны стремиться идти по пути бесконфликтной дисциплины.

Каждому родителю хочется воспитать своего ребенка ответственным, способным принимать решения и преодолевать трудности человеком. Для этого необходимо научить ребенка следовать определенным правилам и выполнять требования.

Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может примириться с руководящей ролью родителей без протестов и обид. Если же ребенок не чувствует любви родителей, он инстинктивно старается привлечь к себе внимание своим негативным поведением.

Мать 14-летнего подростка обратилась за психологической помощью по поводу школьных и других проблем своего сына. «А если бы не двойки в дневнике, разве ты обратила бы на меня внимание?» – спросил у матери мальчик. Ничто не вызывает у ребенка такого отчаяния, как отсутствие любви.

Очень интересный подход к воспитанию детей и налаживанию дисциплины описан в книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

В подходе к ребенку понимание должно предшествовать наставлениям и требованиям.

Понимание потребностей и интересов ребенка, умение учитывать его эмоции и переживания помогают родителям наладить дисциплину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: