Как преодолеть подростковые комплексы неполноценности?

 

Если у девочки есть комплекс неполноценности в отношении своей внешности, обычно у нее есть и другие комплексы (что она не умеет общаться и влиять на людей, что она не может никому нравиться, что она какая-то не такая – может быть, даже сумасшедшая и т. д.). Проблема «закомплексованности», то есть низкой самооценки в отношении ряда своих черт или даже себя в целом возникает не в подростковом периоде, а зарождается гораздо раньше – в детстве. Если девочку много критиковали или даже оскорбляли и мало хвалили, в переходном возрасте эти брошенные в душу «семена» дадут свой первый щедрый урожай. Подростки и так не слишком уверены в себе (даже если очень хорошо это скрывают) из-за постоянного сравнения себя с неким созданным к этому времени у каждого их них идеалом взрослого человека. Если же девочка с ранних лет слышала, что она «тупица» или «рыло» (такое ласковое и остроумное, по ее мнению прозвище дала своей дочери одна учительница(!), не удивительно, что пропасть между идеалом и представлением о себе оказывается слишком велика.

Что делать, чтобы помочь девочке выбраться из этой ямы? Почаще ее хвалить, отмечая ее достижения в самых разных областях. Научить замечать в себе не только плохое, но и хорошее (ведь только тот, кто в ладу с собой, кто нравится самому себе, сможет понравиться и окружающих). С возрастом сравнение своих успехов в каких-то делах, появившийся опыт общения с разными людьми, признание новыми друзьями, восхищение противоположного пола вернут заниженную самооценку «на место», и повзрослевшая девушка осознает, что она ничем не хуже, а чем-то даже лучше многих других.

В целом же проблема заниженной самооценки – это очень серьезная проблема. Не стоит надеяться, что она сама «рассосется», когда девочке стукнет 17–18: нередко проходят годы, а то и вся жизнь, пока женщина со сложившейся низкой самооценкой не осознает, что она ничем не хуже (а может, в чем-то даже и лучше) других. Низкая самооценка заставляет таких женщин выбирать «не тех» мужчин – самых худших представителей противоположного пола (так как они считают, что «первоклассный» мужчина ее все равно бросит, предпочтя другую). Низкая самооценка мешает таким девушкам приобрести профессию, о которой они втайне мечтают («мне все равно в этот вуз с моими данными не поступить»), а потом получить хорошую работу. В семье такими женами обычно помыкают муж и дети, а они терпеливо сносят все как нечто само собой разумеющееся («иначе меня, вот такую нескладеху с кошмарным характером вообще никто не будет любить»). Все может кончиться и еще раньше и печальней: закомплексованные девушки, мечтающие выбраться из этого состояния любой ценой и жаждущие признания, – легкая добыча для разных сект, которых сейчас великое множество и в которых так «промоют мозги», что даже последующее лечение в психиатрической клинике не всегда способно помочь. Если такая девочка входит в сомнительную компанию, она, дабы показать свою «крутизну», способна на безрассудство вопреки всякому здравому смыслу. Поэтому совсем нередко такие девушки уходят в наркотики – из боязни отказаться и не быть «как все»; становятся жертвами изнасилований (опять же из боязни отказаться пойти с парнем и прослыть трусихой) и проч. Словом, если не помочь девочке-подростку поскорее осознать свою ценность и значимость (она также должна активно действовать и сама, стараясь завести новых друзей, пробуя свои силы в разных областях и самосовершенствуясь внешне и внутренне), ее благополучное будущее находится под угрозой.

Советует Анна Майская.

Для того чтобы вырастить здоровой женщину, необходимо знать основные этапы развития репродуктивности, в противном случае можно повредить ребенку, запрещая или, наоборот, поощряя что-либо.

 

Первый этап

 

Формирование полового самосознания протекает до 7 лет. В это время на фоне развития речи, общего самосознания, способности к анализу и синтезу, овладения соответствующим языком ребенок, кроме всего прочего, интересуется и вопросами пола, научается различать людей по внешности и половым признакам. У него формируется уверенность в принадлежности к определенному полу и неизменяемости этого пола. После 5–6 лет изменить половое самосознание человека на последующих этапах его развития практически невозможно.

Случайное или целенаправленное воспитание, не соответствующее полу ребенка (неправильно сформированные наружные половые органы, рождение ребенка не того пола, который ожидали родители, и др.) создает значительные, порой непреодолимые трудности для последующего приспособления к половой роли, предписываемой физическим и паспортным полом. Наибольшее влияние на общее и психосексуальное развитие ребенка на первом этапе оказывает мать. Отмечено, что отсутствие адекватного контакта с матерью в возрасте от 6 мес. до 3 лет не позволяет нормально формироваться навыкам общения. Такие дети в дальнейшем агрессивны, жестоки, раздражительны, у них снижена способность к фантазированию, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях. Для гармонизации развития таких детей в дальнейшем требуется много внимания и ласки.

 

Второй этап

 

Примерно от 7 до 12–13 лет длится второй этап – установление стереотипа полоролевого поведения. На основе врожденных психобиологических особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. В этом возрасте дети еще пристальнее, чем раньше, вглядываются в собственных родителей, принимая за образец или отвергая их тип взаимоотношений. При холодных отношениях между родителями дети нередко вырастают такими же холодными, безэмоциональными. При властной холодной матери и ласковом или безвольном отце мальчики зачастую приобретают женские черты поведения, а девочки – мальчиковую грубость, нетерпимость и прочие негативные качества.

В начале этого этапа (обычно в 1–2-м классах школы) дети, как правило, четко разделяются по половому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность и ускоряет развитие сексуальности.

 

Третий этап

 

Формирование психосексуальной ориентации (12–26 лет). На фоне начинающейся и быстро возрастающей выработки половых гормонов складывается эмоционально окрашенное специфическое отношение к будущим участникам полового общения – партнеру противоположного или собственного пола.

Третий этап подразделяют на три стадии. Первая – формирование платонического влечения – «детская» влюбленность, желание духовного общения, затем совместной деятельности, например, приготовление уроков, нахождение в одной компании и пр. При правильном развитии в платоническую влюбленность постепенно вплетаются элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, прикосновений, ласк), которые затем разрастаются и начинают занимать значительное место в поведении подростка. Это – стадия становления эротического влечения. Пробуждается интерес к интимной стороне жизни, эротической литературе. В итоге эти фантазии реализуются с партнером – свидания, ухаживания, поцелуи, ласки. Сексуальные фантазии развиваются, усложняются и, наконец, реализуются.

Возраст начала половой жизни и обстоятельства этого шага изменяются со сменой поколений. Был период, когда связь до брака считалась допустимой, но только при наличии чувства или видов на будущее супружество. Со временем понятие об этих чувствах все более сглаживалось, в результате чего в большинстве европейских стран ранее начало половой жизни стало закономерностью. При этом наблюдается сдвиг возрастных сексуальных показателей у женщин. Если по своему сексуальному опыту девушки 30-х годов «отставали» от юношей на 3–4 года, то в 60-х годах почти догнали их, а в настоящее время – обгоняют.

Уточнение мотивов начала половой жизни показало, что не менее 80% юношей начали ее «по собственному желанию», подчиняясь половому влечению, «гормональной буре». Почти 70% девушек вступили в первую половую связь под влиянием обстоятельств. Весьма показательны объяснения девушек по этому поводу: «Все так делают, а я чем хуже…», «Что я, уродка какая-нибудь…», «Мальчик был очень настойчив…», «Девочки сказали, что пора…», «Много выпили, не помню, как это получилось…». Раннее начало половой жизни у девушек и юношей объясняется феноменом акселерации, изменением психологии, переоценкой морально-этических норм поведения в молодежной среде. Начало половой жизни не означает окончания процесса развития сексуальности. В течение некоторого времени продолжают отрабатываться и уточняться такие моменты, как стереотип сексуального партнера, взгляды на доступность и оправданность форм полового общения и др.

Подрастающая смена должна знать многое и о личной гигиене. Все мы родом из детства. Наши удачи и неудачи, ошибки и проблемы, трансформируясь во времени, переходят во взрослую жизнь.

Общее непреложное гигиеническое правило: у каждого члена семьи должны быть свои полотенца и мочалки. Знаете ли Вы, что дети заражаются хламидиозом бытовым путем, от родителей или родственников? Существует даже понятие «семейный хламидиоз». Влажные полотенца общего пользования, мочалки, плохо вымытые ванны – рассадники хламидий.

Дорогие мамы и папы, если вы начнете прививать гигиенические навыки своей дочке, когда уже наступит первая менструация, а сыночку, когда его постель будет влажной от ночных поллюций, – считайте, что вы опоздали. Потому что гигиена должна быть естественной составляющей жизни человека, начиная не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения.

С раннего возраста детей нужно приучать к ежедневному опорожнению кишечника и регулярному мочеиспусканию. Между прочим, переполнение прямой кишки и мочевого пузыря влияет на состояние этих органов. Недалеко до геморроя. А у девочек может сформироваться неправильное положение матки – в будущем это грозит альгосдинореей (болезненными месячными).

С 5–6 лет ребенок уже самостоятельно может ухаживать за своими половыми органами. Некоторые родители опасаются, что ежедневные обмывания половых органов могут вызвать у ребенка пробуждение полового чувства. Научите свое чадо делать это осторожно. Ведь моча, остатки каловых масс могут вызвать зуд и раздражение половых органов. даже у маленьких девочек имеются влагалищные выделения. Они вместе с мочой попадают на нижнее белье и затвердевают. Это приводит к раздражению кожи и слизистой оболочки вульвы. В этих выделениях размножаются бактерии. Поэтому вульвовагинит в юном возрасте – не редкость. Нижнее белье и у девочек, и у мальчиков необходимо менять ежедневно, обо должно быть удобным, желательно хлопчатым, не стесняющим движений.

 

Гигиена девочки

 

Лучше всего, чтобы мама показала девочку детскому гинекологу еще лет в 6–7. Но если такого врача в вашем городе нет, то после первой менструации вы должны сами заботиться о себе и посещать женскую консультацию хотя бы 1 раз в год: в юном возрасте, на начальном этапе лечению поддаются почти все болезни.

В период полового созревания, когда идет большая перестройка эндокринной системы, особенно важны такие гигиенические мероприятия, как ежедневный душ, закаливание, физкультура, полноценное питание – все это прививает подростку навыки здорового образа жизни.

Для профилактики заболеваний наружных половых органов необходимо помнить, что подмываться и подтираться надо спереди назад, а не наоборот, и использовать надо спец.???, а не хозяйственное мыло.

Кстати, последние исследования ученых позволили сделать выводы о том, что переедание в раннем возрасте чревато ожирением, которое в будущем может привести к сбою в работе эндокринной системы – а это возможное бесплодие.

К подростковому возрасту девочки и мальчики должны иметь полное представление об общих правилах личной гигиены.

К появлению первой менструации девочку необходимо подготовить заранее. Бывали в моей практике случаи, что неожиданное кровотечение в нервновозбудимых девочек приводило к психической травме, следствием которой были нарушения менструального цикла. Необходимо показать девочку врачу-гинекологу, если менструация сопровождается большой кровопотерей. Во время менструации половые органы становятся более восприимчивыми к мочеполовым инфекциям, поэтому важность гигиены в эти дни возрастает. Белье должно быть чистым. Не менее двух раз в день следует обмывать наружные половые органы. Лучше принимать душ. Подмывание в тазике недопустимо. Ну, а о гигиенических прокладках сейчас знает каждый!

 

Гигиена мальчика

 

Мальчик-подросток также должен иметь навыки личной гигиены, соблюдать чистоту тела, волос, одежды. Взрослые должны предупредить юношу о непроизвольных семяизвержениях, обычно происходящих во время ночного сна, – поллюциях. Поллюции являются нормальным проявлением полового созревания. Половые органы в связи с этим следует постоянно мыть водой с мылом. При этом надо обязательно раскрывать препуциальный мешок, то есть сдвигать кожную складку (крайнюю плоть) с головки полового члена, и смывать накапливающиеся там жироподобное вещество – смегму. Иногда крайняя плоть бывает узкой и не позволяет обнажить головку члена – это заболевание называется фимозом. Помочь в этом случае может врач-андролог.

Очень важно подготовить детей к будущей половой жизни и в гигиеническом аспекте, и с нравственной стороны: научить управлять своими чувствами, развить правильный взгляд на взаимоотношения полов.

Подростков нелишне предостеречь от случайных половых связей, последствиями которых могут быть венерические заболевания, рассказать о нежелательной беременности, которая может привести к аборту.

Интимное здоровье наших детей зависит от нас, дорогие читатели!

В каждой семье наступает такой момент, когда ваше очаровательное, забавное и покладистое чадо превращается в замкнутого, непокорного и непредсказуемого бунтаря. Он или она становятся «незнакомцами» в доме, и нужно научиться жить рядом с ними, заключить с ними «мировое соглашение», повысить «кредит доверия», научить ребенка разумной независимости, уменьшить прессинг негативных эмоций, разделить его проблемы с учебой и здоровьем, оторвать от экранов телевизора и компьютера, помочь избавиться от комплекса неполноценности и т. д.

Успехов, терпения и здоровья вам и вашим детям.

 

Некоторые рекомендации, советы по темам,
которые из-за ограничения не были затронуты

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: