Доверие - одна из основных составляющих результата действия, и она во многом обеспечивает успех рекламного предложения. Доверие (в контексте рекламы товара) вызывается самыми различными способами. Прежде всего, в основе эффективного рекламного предложения должна быть искренность.
Когда Вы хотите вызвать доверие у людей, Вам приходится быть искренними. Когда они (актёры задействованные в сюжете рекламного ролика) гротескно восторгаются или умильно тают по поводу "Памперсов, - это вряд ли вызывает доверие. В момент контакта такой рекламы с потребителем, у последнего включается критерий соответствия между полезными ка- | чествами предлагаемого това ра и реакцией человека на его приобретение и использова ние. "Представляете, у моего ребёнка могла бы быть мокрая попка?!!!" (Ужас!). А вот другой вид несоответствия: у всех траур по поводу финансового кризиса 17 августа, а у Довганя - "Праздник!".
Такие выражения в текстовой или звуковой рекламе, как: "самый лучший", "никогда", "всегда", "превосходный" и т.д.,- это генерализация или гипертрофированное обобщение. У некоторой части потребителей ответная реакция на получение подобного сообщения будет сформулирована в виде: "Всегда ли?" или "Лучший по сравнению с чем (кем)?" (см. далее гл. "Вредные и полезные слова").
Здесь следует отметить, что при слепом подражании или прямом переносе западной "эмоционально-экспрессивной" рекламы на российский рынок порой не учитываются не только категории представлений и убеждений, ценностей и потребностей русскоязычного покупателя, но и критерии юмора, восторженности или удивления последнего. Другими словами, для американца "гротескная реклама" (например "умильная"), чаще связана с проявлением юмора и иронии, для русского же,- это скорее гипертрофированное обобщение качеств товара.
Заключая эту главу и продолжая знакомить читателя с инструментами эриксоновского гипноза и НЛП - технологий в рекламе необходимо указать, что многие из предлагаемых технологий "новой волны" направлены именно на транспозицию потребителя рекламы.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ "СМЕШНО"
КЛОУНАДА
Один из способов вызвать улыбку у собеседника - это рассмеяться самому. Нелепо одетые люди на арене цирка традиционно начинают свои репризы с того, что хохочут непонятно над чем или из-за чего: "Вася! Ха-ха, ха-ха!", "Что, Петя! Хи-хи, хо-хо!". Взрослые сидят и морщатся, дети начинают смеяться'.
Что заставляет детей смеяться над нелепыми выходками клоунов?
Базовая стратегия обучения - подражание. Стадная компонента поведения - присоединение. Она проявляется у людей и зверей.
Стайка гусей мирно пасётся на зелёной лужайке. Но вот, один расправил крылья, загоготал, и словно тяжёлый бомбардировщик, начал разгоняться, перебирая лапами. Следом за ним вся наземная эскадрилья, гоготом выражая серьёзные намерения взмыть в небеса, пошла на старт.
В полутёмном зале кинотеатра сто человек замерли в напряжённом внимании. Но вот один зритель кашлянул и через минуту зал кинотеатра напоминает туберкулёзный диспансер.
В рекламе приём клоунады может привлечь внимание и понравится, но вызвать доверие к предлагаемому товару, разве что, у детей.
ЯКОРЕНИЕ СМЕШНОГО
Предположим, что нам с Вами в детстве кто-то напрочь растоптал чувство юмора. А рекламу делать надо. И заказ получен на смешную рекламу. В этом случае, не имея своего, можно обратиться к полезному чужому опыту. Использование содержания забавных анекдотов, историй, шуток и выражений, введение известных комических персонажей или перенос характерных приёмов поведения сатириков-юмористов в содержание рекламного предложения спасает заказ.