Большая часть анекдотов строится из трёх последовательных шагов:
НАСТРОЙКА ВОСПРИЯТИЯ -
- ПОТЕНЦИРОВАНИЕ (НАКОПЛЕНИЕ) ОЖИДАНИЯ РАЗВЯЗКИ
- ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОЙ КОНЦОВКИ ИСТОРИИ.
Давайте отследим эти шаги.
ПЕРВЫЙ ШАГ. Настройку восприятия слушателя или зрителя производит:
прямое сообщение - вопрос; "Хотите анекдот про мыло? Пошёл негр в баню..."; "Анекдот про ковбоя знаете? Значит, едет Джо и его жена по прерии..."; "Анекдот из жизни. У моей сестры дочка, Вероника, учится в нулевом классе..."
приём Г. Лорейна "сопоставление несопоставимого" ("Сидят три саксаула, извините, аксакала...", "Сидит лошадь за роялем и играет полонез Агинского...", "Колобок удирает от бандитов на мотоцикле...", "Чукча - полковник ФСБ", "Г.Зюганов в очереди за луком", и т.д.
нелепая ситуация с героем: людям смешно, когда другие попадают в нелепые ситуации: (диарейный синдром на презентации, невеста в томатном соусе, и т.д.). У С. Краморова проблемы с верблюдом в к/ф "Джентльмены удачи", а у П.Ришара проблемы с унитазом в к/ф "Невезучий".
ВТОРОЙ ШАГ. Потенцирование ожидания развязки
намеренное затягивание сюжета:
Ну вот, купил негр мыло "Рах" и пошёл в баню. Помылся. На обратном пути захотел есть. Заходит в ресторан, а на двери в зал надпись: "Только для белых". Стоит, топчется, не решается войти...
... Едут они час, два, скука. Жена пытается его разговорить, Джо и ухом не ведёт. "Слушай Джо,- обращается она к нему,- я давно тебе хотела сказать... у меня тут с Томом было... Ну, и в память об этом Том оставил на моей правой груди наколку - свой профиль. Джо не реагирует. Проехали ещё час. "Джо, а недавно так получилось с твоим приятелем, с Джеком... В общем, он оставил в память об этом на моей левой груди свой профиль... Джо - ни "гу-гу". Едут ещё час, и два и три...
А в рассказе приём затянутой паузы:
Помните, у Моэма: "Если ты взял паузу, тяни её как можно дольше".
...учится в нулевом классе. А педагог у них, Наталья Ивановна, такая солидная, крупная женщина. Подходит Вероника к ней и говорит: "Наталья Ивановна, я вам что-то скажу, Вы такая большая... И шея у Вас такая толстая"; и вздыхает. "Что ты вздыхаешь, Вероника?" - спрашивает Наталья Ивановна...
... Проехали они еще час. Тут Джо заржал как лошадь. "Ты что смеёшься?"- спрашивает жена...
прямой вопрос или подталкивание слушателя на догадку: "И что Вы думаете, произошло дальше?"; "Знаете, что она ей ответила?"; "Догадайтесь, что было дальше."
ТРЕТИЙ ШАГ. Эффект неожиданной концовки:
Проведения рефрейминга
...спрашивает Наталья Ивановна. "Вас трудно будет удушить", (реф-рейминг контекста слова "шея")