М. Волошин приводит такой пример из дневника Ч. Дарвина. Путешествуя на корабле "Бигль", экспедиция достигла Огненной Земли (мыс Горн). Там Дарвин встретился с местными жителями, индейцами, которые при двадцати градусном морозе свободно обходились без одежды. На вопрос, как им не холодно быть почти раздетым при такой температуре, Дарвин получил встречный вопрос: "А твоему лицу холодно?"
- Нет.
- Ну, так у меня везде лицо.- ответил дикарь.
Ответ индейца - это метафора отношения к человеческому телу. Другими словами он сообщает: "Мне не холодно, потому что я всё своё нагое тело чувствую так, как ты своё лицо"
"Лицу не холодно. Лицу не стыдно. А вместе с тем лицо - самая чувствительная, утончённая, самая культурная часть нашего тела",- пишет Волошин. Он отслеживает отношение к образу человеческого тела на протяжении тысяч лет истории искусства и делает интересный вывод: "Возникновение одежды не связано с потребностью защитить свое тело от холода"
"Обратите внимание на лицо в греческой скульптуре",- пишет он. Можно с уверенностью различать богов и богинь, юношей, девушек и философов, глядя на скульптуры в целом. Но отличить индивидуальный характер лиц и голов в древнегреческой скульптуре невозможно. "Для древнего грека, привыкшего к наготе, лицом человеческого тела был торс, и из этого естественного центра человеческого тела лучились движения рук, ног, головы, подчёркивая и оттеняя детали главного выражения или напряжения".
Вспомним также, что во времена часто меняющейся местами тирании и демократии культ детородных органов оставался неизменным, мраморные изображения исполинских фаллосов украшали дома знатных граждан Афин. Отношение к изображению в скульптуре детородных органов начало претерпевать изменения в античный период. Римляне драпировали тело туниками, оставляя взгляду лицо. Теперь головы римских императоров начинают приобретать индивидуальные черты. Потеряв отсутствие божественного стыда древних греков, римский скульптор обращается к части тела, в которой он находит и красоту и индивидуальность - это голова. "Лицо, перестав быть везде, выиграло в выразительности и экспрессивности",- говорит Волошин.
Начиная с эпохи Ренессанса и до середины 60-х годов двадцатого столетия в фокусе внимания художника остаются лицо и руки как основные объекты выражения индивидуальности человека. "Можно утверждать, что если бы одежда возникла только как самозащита тела, то она была бы и осталась не больше чем верхним платьем, которое мы снимаем, входя в тёплое помещение".
С середины девятнадцатого столетия перетекание философии в психологию, и параллельно,- возникновение импрессионизма и экспрессионизма; психоанализ и
В ТУ рекламе задача упрощается более широким арсеналом средств воздействия. Звуковой орнамент визуального сюжета формирует мощный акцент на сексуальную заинтересованность.
Мерно качается маятник старинных напольных часов. "Среди парчи, флаконов, безделушек, карТин и статуй и гравюр, дразнящих чувственность диванов и подушек, и на полу простёртых шкур..." молодая женщина расстёгивает блузку. Мерно качается маятник. Пальцы легко дрожат: тик - одна пуговица, так - другая. Обнажается плечо. Тик - ещё пуговица, так - ещё...