Структура произведения

- это общее композиционное направление, которое можно обозна­чить векторами восприятия. Так, геометрия египетских пирамид и протяжённое повествование их фресок имеет горизонтальную струк­туру восприятия; как вереницы веков, словно вереницы рабов, ухо­дящих за горизонт на этом плоском Блине Бытия. Такое же впечат­ление производит волынка, которая рождает незатейливые звуки повторяющейся и поэтому бесконечной мелодии. Такое же впечат­ление оказывает доцент, который занудливо читает лекцию равно­мерным и скучным голосом, словно сонный комар в жаркий и лени­вый летний день. Такой может и бывает реклама, нудно доказываю­щая достоинство данного товара по сравнению с обычными.

Готический храм, как собор Парижской богоматери, который воз­носит вверх свои остроконечные шпили, узкие и высокие окна и двери, косо вверх уходящие крыши, имеет геометрическую струк-гуру вертикали. Как "Божественная Рапсодия" И. Баха, и как легко парящие рифмы А. Пушкина, вертикальная структура произведе­ния или отдельного образа по П. Флоренскому заставляет воспри­ятие человека поднять мысленный взор вверх, к вечному и беско­нечному, в путь, через развитие к совершенству. Так бывает, когда в осеннюю ночь человек смотрит в проясненную бездну неба, кото­рая осыпает его звездным дождём.

Совсем другую геометрическую структуру имеет например Пятая симфония Л. Бетховена или поэма "Мцыри" М. Лермонтова. Вектор восприятия таких произведений направлен вниз и внутрь, во внутреннюю глубину личного "Я", на сомнения и размышления, на переживания своего прошлого вновь, и переоценку себя в этом мире - как дар прозрения.

Храмы Православной Церкви и, например, живопись Н. Рериха несут в себе структуру креста, где вертикальная композиционная протяжённость гармонично уравнивается горизонтальной. Симво­лика креста в геометрической структуре произведения - это гар­мония, стабильность и защита, равновесие всех сторон внутренне­го и внешнего Бытия.

"Структура художественного произведения" по П. Флоренскому -это "повелительный призыв Внутренней Необходимости" по В. Кан­динскому. Структура становится остовом только в том случае, ког­да найден основной тон Внутренней Необходимости художествен­ного произведения.

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

определяется взаимным расположением отдельных частей, кото­рое зависит от основной сюжетной линии и,- которые сами фор­мируют сюжетную линию. Таково, например, взаимодействие глав­ной и побочной мелодической партии в симфонии. Так мелодия судьбы человека складывается из отдельных мелодических фраз -периодов его жизни в определённое время, в определённом мес­те, наделённых собственным ритмом его дел.

На художественном полотне это выражается в сюжетном взаимодей­ствии цветных форм, которые могут разноголосо визжать с рекламных стендов в отчаянно-жёлтом восхищении кубиком "Кпогг" (а ведь могут не визжать) или уныло бормотать, перебирая серо-стальные отенки продукции прокатных станов (ведь могут не бубнить).

Так, например, книга, которую Вы читаете, состоит из отдельных фраг­ментов - глав. Если в итоге её прочтения у Вас остаётся целостное пред­ставление об использовании принципов восприятия, внимания, памяти, в производстве рекламы, то композиционные взаимодействия отдель­ных частей этой работы выдержаны и отвечают эпиграфу: "Во всём зак­лючается часть всего" и "Часть целого является целым".

Когда В. Кандинский пишет о том, что "создание единичных форм, сто­ящих друг к другу в различных комбинациях и подчиняющихся компо­зиции целого,...одной большой форме..", то его мысли полностью со­впадают с тем, что П. Флоренский называет композицией.

ОРНАМЕНТ

по П. Флоренскому, это язык средств выражения.

Так в Девятой симфонии Л. Бетховена средством выра­жения отдельных её частей является человеческий голос, а в "Щелкунчике" П. Чайковского - звуки хрустальных ко­локольчиков. Архитектурный стиль "Барокко" предполага­ет необузданную пышность лепного орнамента колонн, окон и стен, золотую роскошь тяжёлых портьер, вышитых всевозможными тонами шёлка драпировок и тяжёлые зо­лотые кисти, свисающие с кресел и кроватей. "Ампир" в русском классицизме использует элементы архитектуры греческого и египетского искусства совмещённые с деко­ративными "прибамбасами" в виде военных трофеев, кры­латых сфинксов и лавровых венков.

Так, художественное полотно может быть выполнено акварелью, маслом или графитом, средствами выражения замысла, имеющи­ми свой собственный художественный язык.

Орнамент личности человека создаётся манерами его поведения, формой его речи, внешними проявлениями этики морали и духов­ности.

В заключение этой главы и, второй части книги стоит стоит отме­тить, что реклама не может претендовать на значение фундамен­тального искусства. Фрагментарно отражая в себе ценности и по­требности современного общества, философкую, художественную и научную мысль, она есть и будет актуальна на сегодняшний день. И как бы мы не старались одухотворить рекламное сообщение, оно не станет тем художественным шедевром, которое сможет жить века. Являясь мощным средством воздействия, реклама в руках художника становится средством художественного выражения, в ру­ках политика - средством оболванивания масс и отмывания денег, в руках дельца - средством наживы. Выбора нет?

ГЛАВА 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: