- это общее композиционное направление, которое можно обозначить векторами восприятия. Так, геометрия египетских пирамид и протяжённое повествование их фресок имеет горизонтальную структуру восприятия; как вереницы веков, словно вереницы рабов, уходящих за горизонт на этом плоском Блине Бытия. Такое же впечатление производит волынка, которая рождает незатейливые звуки повторяющейся и поэтому бесконечной мелодии. Такое же впечатление оказывает доцент, который занудливо читает лекцию равномерным и скучным голосом, словно сонный комар в жаркий и ленивый летний день. Такой может и бывает реклама, нудно доказывающая достоинство данного товара по сравнению с обычными.
Готический храм, как собор Парижской богоматери, который возносит вверх свои остроконечные шпили, узкие и высокие окна и двери, косо вверх уходящие крыши, имеет геометрическую струк-гуру вертикали. Как "Божественная Рапсодия" И. Баха, и как легко парящие рифмы А. Пушкина, вертикальная структура произведения или отдельного образа по П. Флоренскому заставляет восприятие человека поднять мысленный взор вверх, к вечному и бесконечному, в путь, через развитие к совершенству. Так бывает, когда в осеннюю ночь человек смотрит в проясненную бездну неба, которая осыпает его звездным дождём.
|
|
Совсем другую геометрическую структуру имеет например Пятая симфония Л. Бетховена или поэма "Мцыри" М. Лермонтова. Вектор восприятия таких произведений направлен вниз и внутрь, во внутреннюю глубину личного "Я", на сомнения и размышления, на переживания своего прошлого вновь, и переоценку себя в этом мире - как дар прозрения.
Храмы Православной Церкви и, например, живопись Н. Рериха несут в себе структуру креста, где вертикальная композиционная протяжённость гармонично уравнивается горизонтальной. Символика креста в геометрической структуре произведения - это гармония, стабильность и защита, равновесие всех сторон внутреннего и внешнего Бытия.
"Структура художественного произведения" по П. Флоренскому -это "повелительный призыв Внутренней Необходимости" по В. Кандинскому. Структура становится остовом только в том случае, когда найден основной тон Внутренней Необходимости художественного произведения.
КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
определяется взаимным расположением отдельных частей, которое зависит от основной сюжетной линии и,- которые сами формируют сюжетную линию. Таково, например, взаимодействие главной и побочной мелодической партии в симфонии. Так мелодия судьбы человека складывается из отдельных мелодических фраз -периодов его жизни в определённое время, в определённом месте, наделённых собственным ритмом его дел.
|
|
На художественном полотне это выражается в сюжетном взаимодействии цветных форм, которые могут разноголосо визжать с рекламных стендов в отчаянно-жёлтом восхищении кубиком "Кпогг" (а ведь могут не визжать) или уныло бормотать, перебирая серо-стальные отенки продукции прокатных станов (ведь могут не бубнить).
Так, например, книга, которую Вы читаете, состоит из отдельных фрагментов - глав. Если в итоге её прочтения у Вас остаётся целостное представление об использовании принципов восприятия, внимания, памяти, в производстве рекламы, то композиционные взаимодействия отдельных частей этой работы выдержаны и отвечают эпиграфу: "Во всём заключается часть всего" и "Часть целого является целым".
Когда В. Кандинский пишет о том, что "создание единичных форм, стоящих друг к другу в различных комбинациях и подчиняющихся композиции целого,...одной большой форме..", то его мысли полностью совпадают с тем, что П. Флоренский называет композицией.
ОРНАМЕНТ
по П. Флоренскому, это язык средств выражения.
Так в Девятой симфонии Л. Бетховена средством выражения отдельных её частей является человеческий голос, а в "Щелкунчике" П. Чайковского - звуки хрустальных колокольчиков. Архитектурный стиль "Барокко" предполагает необузданную пышность лепного орнамента колонн, окон и стен, золотую роскошь тяжёлых портьер, вышитых всевозможными тонами шёлка драпировок и тяжёлые золотые кисти, свисающие с кресел и кроватей. "Ампир" в русском классицизме использует элементы архитектуры греческого и египетского искусства совмещённые с декоративными "прибамбасами" в виде военных трофеев, крылатых сфинксов и лавровых венков.
Так, художественное полотно может быть выполнено акварелью, маслом или графитом, средствами выражения замысла, имеющими свой собственный художественный язык.
Орнамент личности человека создаётся манерами его поведения, формой его речи, внешними проявлениями этики морали и духовности.
В заключение этой главы и, второй части книги стоит стоит отметить, что реклама не может претендовать на значение фундаментального искусства. Фрагментарно отражая в себе ценности и потребности современного общества, философкую, художественную и научную мысль, она есть и будет актуальна на сегодняшний день. И как бы мы не старались одухотворить рекламное сообщение, оно не станет тем художественным шедевром, которое сможет жить века. Являясь мощным средством воздействия, реклама в руках художника становится средством художественного выражения, в руках политика - средством оболванивания масс и отмывания денег, в руках дельца - средством наживы. Выбора нет?
ГЛАВА 1