Аналоговая маркировка речи (текста)

Можно с уверенностью утверждать, что большая часть людей, по крайней мере в России, боится слова "гипноз". Может быть это связано с некогда популярными сеансами гипнотизёров? На сцену выходили демонические кандидаты в доктора и, посверкивая дуж­ками тёмных очков, замогильно принимались считать: раз, два, три... Мы воочию убеждались в силе гипноза, способной подавлять волю взрослых людей, превращать их в детей или, того хуже, - в бесчувственные брёвна.

Согласитесь, неприятно осознавать, что какой-либо че­ловек способен воздействовать на "твоё личное подсоз­нание", управлять твоими желаниями, волей и поведени­ем. И с другой стороны, приятно осознавать личный суве­ренитет и неприкосновенность. Мы можем нравиться или не нравиться себе, уважать или не уважать себя; мы мо- жем. сомневаться или быть уверенными в собственных способностях: мы. даже можем иметь собственное мне­ние относительно собственного мнения или научиться не иметь его вообще. Но никто не имеет права "влезать" к нам в душу и благодаря гипнозу производить над нами опыты!

А мы имеем право?

- Нет! - отвечаем мы.

- Мы этого никогда не делаем. Во-первых, у нас нет тём­ных очков, во-вторых, кандидатской степени, в-третьих -лицензии. И вообще мы этого не хотим!

Между тем, не имея всех "необходимых атрибутов" каждый человек может дел ть и делает это ежечасно при общении с другими людьми. Жена обращается к мужу:

- Коля, ты собираешься со мной в театр? Посмотри, ка­кой день сегодня пасмурный. Погода совсем испорти­лась, наверное будет дождь, может взять зонт? Но ведь погода не может испортить нам настроение? Правда, Коля?

- Я чувствую, что дождя не будет... Ты для меня доста­нешь из шкафа подходящий по цвету галстук?

Выделенные жирным шрифтом слова в диалоге между супругами -это аналоговая маркировка. Простое сложение маркированных слов даёт другой смысловой уровень. 8 речи каждого человека отдель­ные слова могут обозначаться силой, тембром голоса или пауза­ми. Эти слова могут сопровождаться характерными повторяющи­мися движениями тела, или окрашиваться мимикой. Внешний смыс­ловой уровень сообщения, человек воспринимает на сознательном уровне, в то время как его подсознание получает и распознаёт внут­реннее сообщение. И поскольку "подсознание не может думать", внутренний смысл сообщения является программой к действию.

Чтобы убедиться в том, что каждый человек постоянно "говорит дву­мя языками" запишите на магнитофон собственную речь, а затем внимательно прослушайте её. Вот Вам и двойная звукозапись. Внут­реннее сообщение будет тем сильнее отличаться от внешнего, чем сильнее Вы захотите скрыть свои мысли и чувства за внешним описанием. Таким же образом Вы можете отследить внутренний смысл в речи дикторов телевидения или ведущих радиопередач.

М. Эриксон был первым, кто решил использовать феномен "двойной речи" в целях психотерапии. Осознанно маркируя отдель­ные слова и выражения в своей речи,- эту технику он называл "методом рассеивания" - Эриксон обращал скрытый смысл напря­мую к бессознательному своих клиентов, получая удивительные пси­хотерапевтические результаты.

Поскольку все мы обречены говорить двойным (а может быть трой­ным) образом, давайте осознавать те программы, которые мы предъявляем в своей речи. Может быть ошибок в коммуникации станет меньше. (Вы поднимаете трубку телефона и слышите:

"Здравствуйте, Вас беспокоит фирма "Мао". Мы не будем надол­го отрывать ваше внимание").

Использование данной техники В рекламе уместно при написа­нии статей, ведении теле- и радио программ. Осознанно используя программный смысл своих сообщений, вы воздействуете на подсоз­нание потребителей, и, поэтому,- будьте экологичны. (Кстати, не только текст данной главы, но и текст всей книги тоже маркирован).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: