Транзит в обмен на рынки

Нежелательность политического коллапса на комплексе предназначенных к модернизации транспортных магистралей Берлин - Москва - один из главных аспектов, которые обуславливают место Беларуси в системе внешнеполитических приоритетов развитых стран Запада.

Однако это означает, что одним из приоритетов Запада относительно РБ должно выступать сохранение белорусской крупной промышленности. Осмыслено это «там» или нет, но в условиях падения значения для РБ российского рынка, Запад не может быть противником выхода белорусских производителей на новые рынки.

Вероятные параметры западной помощи белорусской крупной промышленности могут, видимо, заключаться в совместных коммерческих комбинациях на рынках третьих стран, инвестициях в экспортные производства РБ, политическую опеку действий Беларуси на ее новых транзитных путях (скажем, в портах стран Балтии). В этом направлении развиваются все крупные проекты РБ в области экспортного машиностроения («Форд», «Дизель Детройт», «Филлипс» и др.).

Ориентация Беларуси на неоимперскую идеологию, которая диктуется потребностями белорусской восточной политики, вероятно, будет продолжительное время провоцировать напряженность в отношениях между Минском и западными странами. Беларуси ничего не остается как искать общий язык и покровительство на Западе со стороны Транснациональных Корпораций и международного капитала, а также—связанных с ними политических сил. Не исключено, что по идейным соображениям еще одной точкой опоры РБ могут выступать западные левые и особенно коммунистические партии.

Тем более, что Беларусь не может позволить себе будет подобно другим странам Средней Европы фронтальную малую приватизацию и привлекать в качестве инвесторов к себе средний и мелкий иностранный капитал. Подобная политика может подорвать крупную промышленность в условиях сегодняшних сложностей с переориентацией на новые рынки. Вероятно, Минск продолжит поиск в основном крупных инвесторов под доступные ему сектора российского и других рынков.

Несмотря на антизападную идеологическую риторику и неизбежные при столь специфичной социально-экономической структуре нарушения демократии Беларусь на деле не является противником Запада. Ее геополитические интересы совпадают в своей основе с интересами Запада. РБ заинтересована в эксплуатации российского сырья, предотвращении нового серьезного раскола Европы, стабильности границ и отношений с соседями, строительстве и нормальном функционировании трансевропейских магистралей. Беларусь, если можно так выразиться, просто ждет, пока маастрихтские программы сплотят Европейский Союз в единое мощное целое и у того появятся ресурсы на крупномасштабные вливания в белорусскую индустрию. Возможно, речь идет о сроке в 10-15 лет. А пока этого нет Минску ничего не остается как выкручиваться в одиночку, не заботясь о благородном выражении лица.

Белорусской дерзостью - по среднеевропейской беспомощности Беларусь по своей социально-экономической структуре и неожиданно благоприятным геополитическим условиям, когда ни одна великая сила не заинтересована в политическом катаклизме на территории, резко отличается от всех соседей по региону Средней Европы. РБ -единственное государство Средней Европы, которое действительно ломать клетку из геополитических обстоятельств, в которых находятся все эти страны.

Все Среднеевропейские государства зависимы от поставок сырья из-вне, в основном из России. В последние годы они пытаются уменьшить долю российского сырья в своем потреблении, но реально еще длительное время и в Чехии и в Польше и в Болгарии и даже в Боснии и в Австрии российское топливо и металлы будут определять лицо промышленности.

Все страны региона обладают построенной во времена существования СССР крупной промышленностью, ориентированной на все экономическое пространство бывшего Восточного блока. Сегодня эта промышленность в упадке. На Восток «смотрит» и их транспортная инфраструктура.

Ни одно государство Средней Европы не в состоянии собственными силами обеспечить свою геополитическую устойчивость перед давлением Запада или России. Становление всех государств произошло в ходе столкновения интересов Москвы и каких-то мощных на тот момент западноевропейских государств: в разное время Германии, Англии, Франции. Средняя Европа—это своего рода огромный неспособный к самостоятельному существованию пограничный массив, за который между Западом и Востоком ведется постоянная борьба.

Возможно, геополитическая бесперспективность региона привела к становлению тут однотипных национальных идеологий, которые апеллируют к языку, моноэтничной государственности, создают комплексы исторических мифов о своем прошлом, которые стремятся с помощью государственных методов довести до населения, пытаются подчинить национальной идеологии все стороны общественной жизни.

Во всех странах средней Европы, быть может, за исключением РБ, как только Москва ослабела произошли прозападные «бархатные» революции. Всюду в ходе экономических реформ крупная промышленность была остановлена, развернуты программы малой и средней приватизации, промышленные рабочие отправлены в киоски и на базары, остатки промышленности попали в технологическую зависимость от западных производителей, собственная научная база практически ликвидирована. А сами страны выстроились в очередь на прием в Европейский Союз и НАТО.

Эту стройную картину ныне ломают только два государства: Украина и Беларусь. Украина, точнее ее национальное движение периодически, выдвигает концепции создания некоего сообщества среднеевропейских государств под эгидой Киева - Балтийско - Черноморское Содружество (Рух), Зона Совместной Безопасности (Л. Кравчук), Украинская Империя (УНА-УНСО). В конечном счете такое сообщество опиралось бы на украинскую военную мощь и, вероятно, сохраненное в таком случае Киевом ядерное оружие. Украинский блок призван был бы обеспечить себе доступ к промышленному сырью России и Среднего Востока. Правда, в реальности и Украина оказалась не в состоянии реализовать подобную установку. На деле после распада СССР Украина развивается как типичное среднеевропейское государство, которое просто балансирует между Западом и Востоком и пытается сдрейфовать в сторону более сильного ныне европейского полюса - на Запад.

Стоит отметить, что на протяжении всего периода ослабления Советского Союза именно Беларусь выступала одним из важнейших препятствий реализации любых вариантов украинского блока. Минские власти традиционно отказывались от любых форм совместного с Киевом давления на Россию по любым вопросам, белорусские сторонники БЧС и тому подобных проукраинских доктрин в РБ эффективно подавлялись. Беларусь вела собственную игру на отношениях между Западом и Востоком с целью ослабления регионального значения Украины. Беларусь не давала и не дает до сих пор замкнуть антироссийский пояс между Черным и Балтийским морями, оставляет Украину и другие страны региона в беспомощном геополитическом одиночестве. Тем самым Средняя Европа парадоксально еще раз подталкивается к интеграции со странами Европейского Союза и НАТО, ведь Москва настолько ослаблена что выдержать на себе груз новой империи в ближайшее время не в состоянии.

Белорусская альтернатива геополитическому тупику Средней Европы - вероятно в сохранении крупной промышленности в качестве основы экономики за счет быстрого выхода на рынки за пределами Средней Европы. В принципе ныне Беларусь просто играет на противоречиях между Западом и Россией, на внутренних противоречиях в России, на опасении и Запада и России перед перспективой возникновения украинского блока, оснащенного ядерным оружием. Единственной же целью такой политики может быть закрепление с помощью и Запада и России на новых рынках в основном в странах третьего мира. если Минск сможет это сделать, то тогда кто бы ни владел юридически белорусскими экспортными производствами, Беларусь как геополитическое пятно будет более-менее свободна от роковой беспомощности среднеевропейской геополитики. Геополитическая устойчивость и потенциал Беларуси будут определяться вне Средней Европы.

Если Беларусь создаст свои крупные корпорации, закрепится в развивающихся странах, развернет в этих странах сборочные производства, а на своей территории - конструкторские разработки, обучит соответствующим образом свое население, финансовые центры своих корпораций выведет за рамки национального экономического пространства, то что тогда будет угрожать этому обществу?

 

6. Летать рожденный не может ползать.

Конфессиональная структура Беларуси и ее трансформации

Сближение Беларуси и России зачастую обосновывается общим православным началом этих двух народов. Даже сама церемония заключения Договора о Сообществе в Кремле освящалась Патриархом Всея Руси Алексием II. Однако не все так просто в этом королевстве. Конфессиональная ситуация в РБ, взаимовлияние Беларуси и России в этом отношении весьма неоднозначны.

Прежде всего надо отметить, что Беларусь в 1994 году даже по формальным признакам утратила свой однозначно православный характер: количество официально зарегистрированных приходов Русской Православной Церкви (РПЦ) впервые с 1838 года стало меньшим, нежели количество официально зарегистрированных приходов двух других основных конфессий(см.Таблицу 1).

В прошедшем 1995 году ситуация в этом направлении еще более изменилась: количество фактически существующих протестантских общин примерно сравнялась с количеством приходов РПЦ (как официально зарегистрированных, так и находящихся в стадии становления).

При сохранении набранных тенденций в течение ближайших двух-трех лет реально ожидать, что протестанты превзойдут РПЦ и по количеству официально зарегистрированных церковных общин (см. Таблицу 1).

Одновременно растет и фиксируемая социологами общая религиозность белорусов. Сегодня верующими считают себя около 30 процентов населения. Почему происходит падение относительного веса РПЦ среди религиозно активной части населения РБ, к чему ведет уже ставшее явным изменение духовного облика белорусского общества, как устойчивая поликонфессиональность белорусского общества может отразиться на отношениях Беларуси и России?

Три конфессии

Все три основные конфессии РБ базируются в Западной Беларуси (см. таблицу 1). Такая ситуация сложилась после уничтожения церковной жизни в Восточной Беларуси в 30-х годах. На момент вступления Красной армии 17 сентября 1939 года в Западную Беларусь в БССР было по разным данным от одной до десяти действующих православных церквей и то ли ни одного, то ли один-два католических костела. В то же время в Западной Беларуси действовало около 700 православных церквей, свыше 200 костелов и до ста протестантских общин. Церкви в Восточной Беларуси были открыты лишь после 1941 года.

Таблица 1

Официально зарегистрированные в РБ общины основных конфессиональных групп
Область Год Конфессия
    РПЦ РКЦ Протестанты
Брестская        
         
         
Гродненская        
         
         
Витебская        
         
         
Гомельская     -  
         
         
Могилевская     -  
         
         
Минская (с Минском)        
         
         
Всего        
         
         

 

С другой стороны, все три конфессиональные группы базируются в западнобелорусской деревне. У православных в деревне в этом регионе расположено примерно 300 приходов, у католиков - около 120, у протестантов - порядка 170 официально существующих общин. В целом около трети официально зарегистрированных церквей в каждой из основных конфессиональных групп расположены в западнобелорусской деревне. Эти общины как правило существовали и во времена СССР либо отпочковались от существовавших в 1939-1941 годах после 1988 года. В основе каждой из трех основных белорусских конфессий лежит массив традиционных, преимущественно сельских общин, которые фактически после начала в СССР политики «перестройки» весьма успешно перешли к активной миссионерской деятельности на практически безрелигиозном до того Востоке Беларуси.

Принципиально важным общим элементом белорусской церковной жизни - слабость во всех конфессиях влияния клира и соответственно - высокая ступень самоуправления общин. У нас до самого последнего времени был всего один православный монастырь и совершенно не было монастырей католических. Общие многолюдные церковные праздники при Советской власти не практиковались, основой церковной жизни была община и все, что связано с потребностью именно этой церковной «первички».

Кроме того, клир был подготовлен очень слабо: в Беларуси лишь после распада СССР была расширена православная семинария в Жировичах открыта католическая семинария в Жировичах. Реально подготовка православного клира, мягко говоря была, слабовата. Священник был нацелен скорее на апологетику традиционных крестьянских моральных ценностей, чем на активную миссионерскую деятельность. В костеле ситуация усугублялась его польским культурным характером и традицией. Парафия умершего ксендза могла десятилетиями ждать разрешения на приезд нового ксендза из Польши.

Наконец, советское церковное законодательство рассматривало общину в качестве материально ответственного лица, а священника - в качестве наемного рабочего у прихожан. Тем самым даже юридически механизм функционирования приходской и парафиальной жизни был приближен к механизму функционирования обычной протестантской общины.

Наполняемость активными верующими общин всех основных конфессиональных групп примерно одинакова. В некоторых регионах у католиков наполняемость приходов ниже, чем у православных, в других местах - в Могилевской или Брестской областях католические приходы зачастую крайне малолюдны.

С точки же зрения функционирования общины как некоего управляемого общественного крайне сложно представить себе устойчивую общину, где ядро из активных верующих составляет свыше 150-300 человек. Обычно эти 150-300 человек охватывают своим влиянием еще 600-1200 человек, которые более - менее регулярно ходят в церковь или костел. Это и есть средняя западнобелорусская церковная община.

У протестантов же средняя численность в общине крещенных членов в деревне составляет все те же 150-300 человек. Но под их влиянием находится обычно все те же 600-1200 детей, родителей, более дальних родственников, друзей, коллег, соседей. Конечно, встречаются и крупные общины, приходы, парафии, но в среднем наполняемость активными верующими и их влияние на более пассивную часть единоверцев примерно сопоставимы.

Все основные конфессиональные группы обладают регионом особенно значительного влияния в одной из частей Западной Беларуси.

У православных около 550 общин располагаются в Западной Беларуси, причем до 300 -- в Брестской области (католических парафий в этой области -- 47, из них около 20 - в районе Барановичей).

У католиков около 200 общин концентрируются вдоль границы с Литвой, преимущественно на стыке границ Витебской, Гродненской и Минской областей. Православных здесь примерно столько, сколько католиков у границы с Украиной - почти нет.

Все три конфессиональные группы практически не связаны с белорусской национальной идеологией, хотя обладают очень широкой внутренней автономией в рамках своих конфессий. Белорусская Православная Церковь является экзархатом Русской православной Церкви. Во главе польского по своей традиционной ориентации католического костела стоит кардинал, чей статус в костеле примерно соответствует статусу православного экзарха. Протестанты самоуправляемы по природе своей организации и крайне индифферентны в отношении национальных проблем вообще.

Наконец, все три конфессиональные группы обладают очень высокой степенью организационной консолидации и управляемости.В Беларуси пока не было ни одного внутрицерковного конфликта, который можно было бы назвать церковным расколом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: