И что же там происходит ?

Прежде всего, рост религиозности в РБ разворачивается не произвольно и не в разные стороны. Растут в основном православные, католики и протестанты. Все остальные деноминации, особенно нетрадиционные и экзотические практически незаметны.

Три основные конфессиональные группы распространяются с Запада на Восток. Причем доля западнобелорусских общин постоянно, хотя и медленно падает (см. Таблицу 1).

Ныне восстановлены практически все православные церкви, существовавшие в Западной Беларуси в деревне до 17.09.1939 года.

Католические костелы открыто меньше. Причина этому в основном - послевоенные репрессии и массовый отъезд поляков в Польшу во второй половине 40-х годов. Скажем, сегодня поляков практически нет в Брестской области, хотя до войны они составляли на этой территории проживало свыше 14 процентов населения. Однако там, где компактное сельское польское (католическое) население сохранилось довоенные костелы восстановлены.

Строительные программы в деревне сегодня можно считать близкими к завершению. Волна строительства новых молитвенных учреждений перекидывается из деревень в города. А вместе с этим - и общественная актуальность конфессиональной проблематики и межконфессиональные противоречия.

Скажем, в Восточной Беларуси церкви изначально возникают в основном городах. Причем доля сельского населения на Востоке гораздо меньше, чем на Западе: 25 процентов против 50 процентов на Западе. Клир здесь в силу слабости общины и отсутствия культовых сооружений более нуждается в поддержке влиятельных и богатых структур для реализации строительных программ, более самостоятелен относительно общины.

Три костела

Так, католический костел в РБ в конце 80-х годов пошел на создание трех особых диоцезий (церковных округов) вместо существовавшей до того одной единой. Границы диоцезий проведены по границам особых культурных регионов Беларуси: Гродненское бискупство (диоцезия) охватывает всю Западную Беларусь без Западного Полесья (Брестской области), которое выделено в особую единицу. Интересно, что эту Полесскую диоцезию непосредственно возглавляет кардинал Казимир Свентэк. Восточная Беларусь охватывается Минско - Могилеским бискупством. В каждой диоцезии реально сформировалась своя специфичная система взаимоотношений между клиром и прихожанами, в каждой диецезии у костела свое специфичное место в общественно - политической структуре региона, свои особенные проблемы и задачи.

Скажем, в Гродненском бискупстве господствует польский традиционный костел. Здесь совершенно четко внутренняя тональность задается потребностями и спецификой традиционных сельских парафий. В Полесском диоцезе католики - небольшое, нелюбимое и достаточно изолированное от общества этно - конфессиональное меньшинство, которое расположено в центре православного и протестантского массивов. В Минско-Могилевском бискупстве - костел сталкивается со значительным влиянием национально ориентированных сил и в гораздо меньшей степени, нежели в Западной Беларуси выступает носителем польской культуры и идеологии. Здесь действует несколько белорусских парафий и в костелах все шире используется русский язык.

Именно в Восточной Беларуси была отформирована греко-католическая ветвь костела. Греко - католики вобрали в свои парафии в основном ранее православную белорусско -ориентированную молодежь. Только в Восточной Беларуси сегодня заметен переход в католичество (как греко -католичество так и римо - католичество) значительного количества православных. Еще большее значение для судьбы костела в этом регионе имеет концентрация именно католиков в рядах белорусской оппозиции разных идеологических направлений и выдвижение национально-ориентированной оппозицией тезиса о греко - католичестве как национальной религии белорусов в противовес православию (греко - католичество было упразднено лишь во время Полоцкого церковного собора 1838 года, на тот момент большая часть белорусов действительно были униатами).

В конечном счете, костел в Восточной Беларуси по мере своего распространения все более трансформируется в совершенно особый по идеологии комплекс, приспособленный к наступательной деятельности в условиях русскоязычного постсоветского города. В отличие от Западной Беларуси костел в Восточной части государства ориентирован не на удовлетворение потребностей уже сложившихся католических общин и католического населения, а - на распространение католичества на все новые социальные слои и массы восточных белорусов.

Становление восточнобелорусского костела влечет за собою с одной стороны дальнейший рост внутренней напряженности в костеле в РБ между польским и непольскими течениями. С другой стороны, дальнейший успех костела в Восточной Беларуси позволит католицизму усилить свою экспансию с опорой на Беларусь в России.

Две церкви

Разница между западно-белорусской и восточно -белорусской частями РПЦ не менее глубока.

В течение 1995 года внутренняя напряженность в РПЦ привела к выплескиванию на уровень Московского патриархата и в СМИ противоречий между разными группами иерархов. Невольный лидер этого своеобразного оппозионного течения архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим присутствовал на учредительном собрании в Могилеве православной политической партии, которая немедленно выступила с крайне радикальной православной прорусской политической программой. Процесс политизации РПЦ в Беларуси тогда был остановлен. Церковь сохранила свое единство и управляемость, но характерно, что сторонниками жесткой политизации и сближения между РПЦ и государством выступали православные активисты из восточно-белорусских епископств. В Западной Беларуси, несмотря на то, что именно там концентрируется основной массив православных приходов и активных верующих подобных выступлений практически не было.

Белорусская Православная Церковь находится в более сложных условиях, нежели католическая. У БПЦ вот уже много десятилетий нет тыла. У нас часто забывается, что в СССР до 1988 года свыше 60 процентов приходов располагались в Западной Украине и Западной Беларуси. Прежде всего в Западной Украине (см. Таблицу 2). «Восток» СССР был бесцерковным.

Таблица 2

Сравнение динамики количества православных приходов на Украине и в России
Украина Россия Год
3971+десятки УГКЦ (подпольно)    
6505+2500 УАПЦ и УГКЦ=9005    
7400+2851 УГКЦ=10251    
УАПЦ - Украинская Автокефальная Православная Церковь УГКЦ - Украинская Греко-Католическая Церковь
Журнал «Вiче» N8/17 август 1993

 

После 1988 года в Западной Украине произошла катастрофа РПЦ. Из ее состава вернулись в греко - католичество практически все приходы в трех галицийских областях (Львовской, Ивано - Франковской, Тернопольской). Православные приходы на Волыни и в остальных частях Западной Украины также покинули РПЦ, присоединившись либо к Украинской Автокефальной Православной Церкви, либо к УПЦ Киевского Патриархата. РПЦ за несколько лет лишилась того массива общин, который был ее основой на протяжении как минимум сорока послевоенных лет.

Вновь открытые приходы в России и в Восточной Украине совершенно неадекватны происшедшей потере, ибо пока не обладают отформированной церковной общиной. Клир во вновь открытые приходы приходится готовить на скорую руку и набирать далеко не в традиционно православных сельских районах...

На этом фоне Беларусь находится в неплохом состоянии. Здесь сотни общин в южной части Западной Беларуси составляют компактный массив, где практически нет католиков. Этот массив не «ушел» из РПЦ и продолжает поставлять относительно качественное пополнение для кадров клира и православного актива. Но у этого массива в сегодняшних условиях нет возможности рассчитывать на реальную поддержку православной церкви в России. Россия не может дать ни необходимых кадров, ни достаточного количества применимой в местных условиях православной литературы и идей, ни денег ни образованных клириков.

Белорусским православным еще длительное время надо рассчитывать только на свои силы. И никакое «единение» с Россией Белорусской Православной Церкви не поможет. Скорее, наоборот, подтолкнет оппозиционно, европейски ориентированную часть населения переходить в католицизм и протестантские церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: