Крепкий тыл - гарант победы

У католического костела такой тыл был, есть и можно быть уверенными - еще длительное время будет. Это - Польша. Именно оттуда в костел идет литература, идеи, образование, а самое главное сегодня - деньги и кадры. До летних действий белорусского руководства по высылке из Беларуси нескольких десятков польских ксендзов свыше 100 ксендзов, работавших в РБ были польскими гражданами. Гражданами соседнего государства являются и практически все монахи и монашки, прибывшие в РБ после 1988 года, а это в некоторые месяцы составляло до 600 человек.

Структурная зависимость белорусского костела от польской поддержки заложена и в темпах становления самостоятельных костельных структур. В РБ лишь в 1995 году дала первый выпуск в 25 человек Гродненская католическая семинария. При таких темпах подготовки собственных кадров костел в РБ будет еще очень длительное время нуждаться в иностранных миссионерах, а те реально могут прибыть в первую очередь из Польши. Имеет значения и то, что костел в Беларуси традиционно является польским по духу и идеологии. Такой же создана и Гродненская семинария.

С другой стороны, массив РПЦ в Западной Беларуси сегодня находится в своеобразном православном «выступе», если не на острове, внутри католического мира. На наших глазах в католицизм вернулась Галиция. Костел усилился в Литве и части Латвии. Произошла его реанимация в северной части Западной Беларуси. В любой момент очередная политическая неурядица в Минске или в Москве может привести к власти политиков, которые не смогут или не захотят сдержать возврат в Беларусь католических орденов...

У РПЦ в Беларуси нет собственных ресурсов выдержать конкуренции в борьбе за души своей паствы с католицизмом. Речь может идти только о выработке нового типа православной организации, приспособленного к выживанию в условиях поликонфессионального общества. Вероятно, именно потому сторонники политизации православной церкви и превращения ее вновь в элемент российской государственной машины не находят широкого отклика в среде западно - белорусского большинства своих единоверцев.

Третья сила

Особое место в религиозной жизни Беларуси занимают протестанты.

Протестанты в Беларуси в основном распространяются путем расширения границ региона своего устойчивого влияния (Западного Полесья) вширь и охвата все новых социальных слоев внутри этого региона. Иностранных миссионеров в Беларуси практически нет. Те, кто приезжают зачастую являются местными выходцами, проживающими в США или Канаде. Свыше 95 процентов протестантских общин РБ принадлежат к Христинам Веры Евангельской или к Евангельским Христианам Баптистам. В РБ нет неконтролируемого роста христианских сект. В Беларуси происходит своеобразная конфессиональная революция, когда относительно новая конфессиональная группа превращается в наиболее влиятельную. Между прочим, больше ни в одной стране Европы подобного процесса нет.

Внутри региона особой концентрации протестантов можно выделить несколько локальных центров этой конфессиональной группы: Пинск-Столин (свыше 100 общин), Брест-Кобрин (до 100 общин), Слуцк-Солигорск (около 60), Барановичи (около 50), ныне быстро формируется пятый такой центр в районе Калинковичей-Мозыря. Кроме того, заметными протестантскими «островами» являются Могилев, Гродно, Минск.

Внутри основного региона протестантского влияния в Западном Полесье за последние семь-восемь лет произошла качественные трансформация этой конфессиональной группы - построены до десятка крупных молельных домов, рассчитанных более, чем на 1000 тысячу посадочных мест каждый. Наиболее крупными являются Молельный Дом в Кобрине (ЕХБ, 1500-1800 посадочных мест), д.Ольшаны Столинского района (1500 мест), Бресте, Барановичах и Дрогичине (1200 мест).

Вокруг крупного молельного дома группируется по несколько десятков небольших «дочерных» общин. Фактически протестанты перешли к епископальной структуре построения своей организации и вышли за рамки семейной полулегальной церкви.

Кроме того ими открыты высшие учебные заведения (библейские институты у евангелистов и баптистов), радиостанция, печать, система детских лагерей и т.д.

Почему?!!

С другой стороны, после распада СССР белорусские миссионеры подпали под объективные и законодательные ограничения на деятельность иностранных миссионеров, существующие в России. Они просто были вынуждены сконцентрировать свою миссионерскую активность в основном внутри Беларуси...

Протестанты продемонстрировали способность к росту на базе всех основных культурных групп белорусского населения. Им «сдались» и православные западные полешуки, и католики в регионе Барановичей (а также в Вильнюсе в Литве), и белорусы - «восточники» в Слуцке, Солигорске, Могилеве, и чернобыльцы Мозыря -Калинковичей.

Протестанты не расколоты в деноминационном плане. Свыше 50 процентов общин принадлежат к Союзу ХВЕ, еще около 40 процентов общин - баптистские. Однако у баптистов в среднем несколько ниже наполняемость верующими, чем у евангелистов и среди членов баптистских общин до половины являются евангелистами. Сегодня евангелисты составляют до 70 проценты верующих протестантов.

Кроме того, догматические различия между этими деноминациями очень незначительны. для перехода из одной общины в другую не требуется проходить обряд перекрещивания. Речь фактически идет о двух течениях одной церкви, между руководящими структурами которой пока не фиксировалось ни одного конфликта.

Наконец, протестантам очень помогает последовательное уклонение от политизации своей церковной жизни. Более того, как правило в местах возникшей межконфессиональной напряженности или внутрицерковных конфликтов немедленно появляются протестантские проповедники, которые указывая на «мирскую» вовлеченность активистов-католиков или православных увлекают религиозно активную часть местных верующих в свои структуры.

Скажем более, любая попытка использования православно -католических противоречий в политических целях немедленно ведет по крайней мере в условиях Западной Беларуси к росту протестантских структур. Уже потому политизация любой из традиционных конфессий чревата для нее катастрофическими последствиями на совершенно неожиданном для многих направлении.

Скажем, если на волне «единения» с Россией РПЦ будет действительно превращена в опекаемый государством организм то это может вызвать не только рост противоречий между БПЦ и костелом, не только рост внутренних неурядиц внутри самой церкви, но и -катастрофический отход религиозно активных православных активистов в Западной Беларуси в протестантские общины.

Сегодня реально остановить рост неопротестантов в Беларуси в прямом миссионерском противостоянии ни одна из традиционных конфессий не в состоянии. Теоретически противостоять протестантам могли бы католики, но только в том случае, если бы в РБ прибыли массы миссионеров из католических орденов, но это невозможно по политическим соображениям другого порядка.

Кроме того, протестанты уже сегодня хотят они это видеть или не хотят выступают элементом в политической игре самых разных политических сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: