Холдинг или «центр» ?

Крупные международные промышленные корпорации бывают разных типов. Если говорить очень обобщенно, то этих типов два:

1. холдинг—несколько сотен, иногда несколько тысяч кампаний разного профиля и уровня, которые зависят от финансового и научного центра корпорации, конкурируют между собой за заказы на производство небольших партий деталей или полуфабрикатов, подчиняются общей технологической и в каком-то смысле политической дисциплине. Скажем, таким холдингом является знаменитая южнокорейская «Хитачи» да и большинство дальневосточных ТНК вообще. Головной конвейер такого холдинга имеет куда меньшее значение для производства, нежели МТЗ для производства трактора «Беларусь».

Подобные распыленные в организационном плане холдинги особенно удобны для освоения рынка мелких партий быстро меняющихся товаров и для выпуска наукоемкой продукции. В составе мелких фирм, входящих в него вовсе не обязательно должны присутствовать акции маточной корпорации - юридическая форма существования составных частей холдинга может быть разной. Однако реальная степень их зависимости от распоряжений и заказов «центра» в среднем куда выше, чем обычной бригады на белорусском производстве. Ибо у каждой маленькой кампании рядышком находится хотя бы несколько конкурентов. Вот и клепают в Азии свою радиоэлектронику зачастую всей семьей на кухне по 16-18 часов в день. Наш бригадный подряд, но в более эффективной форме.

2. система с четко выраженным головным предприятием. Таковыми постепенно стремятся стать все распыленные холдинги. Централизованная корпорация возникает для выпуска либо очень сложных, уникальных изделий малыми партиями (как БелАЗы) либо очень крупных партий продукции. Для этого, как правило, необходимо монопольное, закрепленное политическим путем положение на соответствующем рынке. Скажем, как было у МТЗ и большинства других белорусских «гигантов» в Советском Союзе. Вероятно, ничто так не помогает достичь монополии, как инвестиции в «политику» соответствующих государств.

Опять-таки, если очень сильно обобщать, то холдинг - форма оптимальная для освоения рыночного пространства, где еще есть конкуренты, а централизованная корпорация - форма монопольной эксплуатации завоеванного рынка. Хотя, конечно, для сокрушения конкурента корпорации, бывает, применяют и концентрированную форму. Она чем-то напоминает в таком случае демпинг: за короткое время за счет мобилизации всех ресурсов и замедления технического прогресса на рынок выбрасывается большое количество дешевой продукции, конкурент разоряется, после этого производство продукции в столь победителем значительных масштабах может быть свернуто.

Белорусские гиганты годятся в основном для трансформации в корпорации централизованного типа: слишком уж велики эти «гиганты», чтобы стать не самой важной частью какого-либо однотипного технологического организма. По крайней мере, очень маловероятно, чтобы в ближайшее время реально нашелся инвестор, обладающий средствами для поглощения, скажем, МАЗа в качестве рядового подразделения. К тому же белорусские предприятия, как правило, очень тесно интегрированы в весь экономический комплекс Беларуси, чтобы их можно было поглощать поодиночке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: