(1900-1991) Среди крупных методистов второй половины XX века видное место занимает Вера Михайловна Корсунская. Она не только обучила и воспитала целую армию учителей, но и написала для них большое количество методических пособий.
Для Веры Михайловны как педагога-методиста характерно то, что ее работы освещают многие стороны методики преподавания биологии, и в то же время подчинены основной проблеме - единству обучения и воспитания.
Большое значение для методической науки и школьной практики имеют результаты исследования Веры Михайловны в области общей и частных методик преподавания биологии. Основное внимание в работах обращено на выяснение условий, обеспечивающих прочность знаний учащихся, выделение общебиологических понятий, которые необходимо развивать у школьников в определенной системе, начиная с курса ботаники и кончая курсом общей биологии.
Преемственность знаний, развитие понятий связываются Верой Михайловной с отбором методов и приёмов обучения, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся.
|
|
Многолетняя творческая работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта на уроке и вне привела к теоретическим обобщениям и созданию эффективной методики обучения. В книге Корсунской «Активизация методов обучения на уроках биологии» дается классификация методов по источнику знаний и учебной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
В содружестве с Ю.И. Полянским, Н.М. Верзилиным и другими видными учеными-биологами и методистами В.М. Корсунская принимала участие в создании учебника по курсу общей биологии (9-10-й классы). В соавторстве с другими методистами Вера Михайловна подготовила в помощь учителям методические пособия «Как преподавать общую биологию», «Уроки общей биологии», «Хрестоматия по общей биологии» и др. В третьем издании вышел учебник для студентов педвузов «Общая методика преподавания биологии», написанный совместно с Н.М. Верзилиным. Корсунская создала серию таблиц по эволюционному учению для учащихся 9-го класса.
Вера Михайловна написала научно-популярные книги для школьников: «Из жизни растений», «Приключение плодов и семян», «Великий натуралист Чарльз Дарвин», «Подвиг жизни шевалье де-Ламарка», «Карл Линней» и др.
Через все эти книги В.М. Корсунская проходит идея педагогического воздействия, направленная в первую очередь на воспитание у юных читателей интереса и стремления к познанию природы, изучению истории биологии.
Методические пособия для учителей и книги для детей получили широкое признание. Они являются значительным вкладом в теорию и практику методики обучения биологии, а также могут быть образцом педагогически продуманного решения вопросов популяризации научных знаний.