Зуев Василий Федорович

(1754-1794) – естествоиспытатель, педагог-методист, академик Петербургской АН с 1787.

Автор первого русского руководства по естествознанию («Начертание естественной истории…», ч. 1-2, 1786; 1813-1814­­). В предисловии к нему рекомендовал оборудовать школы кабинетами с наглядными пособиями, вести совместно с учащимися наблюдения за явлениями местной природы и т.п. Участвовал в академических экспедициях (1768-1774) под начальством П.С. Палласа. В 1781-1782 совершил путешествие в район Буг и нижний Днестр, которое описал в книге «Путешественные записки от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» (1787). Написал ряд работ по зоологии, главным образом по систематике рыб.

Система школьного естествознания, им установленная, обосновывалась научными идеями Ломоносова и Радищева о природе как едином целом, развивающемся по входящей линии.

Первый русский учебник естественной истории уже содержит требование обучать наглядно и говорит даже о школьном естественно-историческом кабинете. Задолго до Песталоцци (1746-1827) он совершенно ясно понял преимущества наглядности предметной перед наглядностью графической. Там, где нельзя показать натуру, В.Ф. Зуев требует «по крайней мере» рисунка. Ему принадлежит заслуга первого опыта снабжения русской школы наглядными стенными таблицами по естествознанию – «фигурами естественной истории», которые обслуживали школу почти сорок лет.

Учебник В. Ф. Зуева, образцовый для своего времени, длительно использовался в русской школе и определял характер преподавания этого предмета. Учебник начинался с описания неживой природы, затем следовал раздел о растениях, которые группировались по их практическому значению, в конце этого раздела давались краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах. Последний раздел посвящался описанию животных, которое велось в монографическом плане. В изложении учебного материала В.Ф. Зуев не следовал системе К.Линнея, а использовал краеведческий принцип и практическую значимость, монографическое описание. Главное достоинство учебника состояло в том, что автор давал в основном научно достоверные биологические сведения, минуя «подводные камни» телеологии, ориентировал учащихся на практическое применение знаний.

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: