(1846-1924) – естествоиспытатель, фенолог, популяризатор естествознания, педагог.
Организатор фенологического отдела «Русского общества любителей мироведения». В 1885 создал фенологическую сеть для проведения биоклиматического районирования Европейской части России; составил фенологические карты весеннего перелета птиц.
Рекомендовал экскурсионный метод обучения, позволяющий воспитать у школьников интерес и любовь к природе. Предлагал изучать природу по “общежитиям” (содружествам): лес, поле, сад, луг, парк, река.
Автор многих популярных книг о природе. В 1871 окончил Петербургский земледельческий институт (ныне Лесотехническая академия в Ленинграде) и с 1875 заведовал там кафедрой лесной технологии и лесного инженерного искусства. Профессор с 1882. Материалы организованной Кайгородов в 1885 фенологической сети в Европейской части СССР послужили основой для её биоклиматического районирования. Составил серию фенологических карт весеннего прилёта птиц. Автор научно-популярных книг «Беседы о русском лесе» (2 серии, 1880-1881), «Из зелёного царства» (1888), «Из царства пернатых» (1892) и др. Подготовил программу естествознания для первых трех классов средней школы, утвержденную в 1901. Программа была составлена не по предметам естественных наук (ботаника, зоология и др.), а по природным сообществам. Изучение «общежитий» проводилось в трех первых классах школы. Эту систему Кайгородов заимствовал из работ немецкого педагога Ф. Юнге. Изучать природу рекомендовалось во время экскурсий, на прогулках со школьниками. Программа основывалась на антропоморфическом, теологическом и телеологическом толковании природных явлений. Это было значительным шагом назад для школ России с уже сложившейся естественно-научной и биологической направленностью в содержании обучения. Так оценивали деятельность Кайгородова все передовые педагоги-естественники того времени. Однако идея изучения организмов в их естественной обстановке, которой придерживался Кайгородов, оказалась весьма плодотворной, оживившей школьное естествознание. Был обозначен новый компонент в содержании школьного естествознания – биоценологический.
|
|