double arrow

Кредитная политика компании


В современной коммерческой и финансовой практике реа­лизация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) полу­чила широкое распространение. Формирование принципов кре­дитной политики отражает условия этой практики и направле­но на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основ­ных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию про­дукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует из­брать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разно­видности — товарный (коммерческий) кредит и потребительс­кий кредит.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях от­срочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сро­ки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кре­дит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит (в товарной форме) представля­ет собой форму розничной реализации товаров покупателям (фи­зическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обыч­но на срок от шести месяцев до двух лет.




Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реа­лизуемой продукции. Устанавливая стоимость товарного (ком­мерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту. В про­тивном случае он не будет стимулировать реализацию продук­ции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять крат­косрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретен­ную продукцию при ее покупке.

Одной из основных задач кредитной политики является распределение покупателей по группам риска. Кредитный рей­тинг клиентов может быть основан на формальных и нефор­мальных критериях. К числу формальных инструментов для ре­шения этой задачи можно отнести оценку кредитной истории. Она основана на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и применении критериев для при­нятия решений о предоставлении кредита.

Для оценки кредитной истории клиентов могут быть ис­пользованы следующие показатели:

-общее время работы с данным покупателем;

-среднемесячный объем продаж на данного покупателя

(АВС-анализ);

-оборачиваемость дебиторской задолженности по данному

покупателю;

-объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;



-оценка значимости клиента работающим с ним менеджером.

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Раз­личают три принципиальных типа кредитной политики пред­приятия по отношению к покупателям продукции — консерва­тивный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной полити­ки предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное со­кращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кре­дита и его размера; ужесточение условий предоставления кре­дита и повышение его стоимости; использование жестких про­цедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия ха­рактеризует типичные условия ее осуществления в соответ­ствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ори­ентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики пред­приятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти опера­ции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы поку­пателей продукции; увеличение периода предоставления кре­дита и его размера.



В процессе выбора типа кредитной политики должны учи­тываться следующие основные факторы:

-современная коммерческая и финансовая практика осу­ществления торговых операций;

-общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

-сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

-потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реа­лизации за счет предоставления кредита;

-правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

-финансовые возможности предприятия в части отвлече­ния средств в текущую дебиторскую задолженность;

-финансовый менталитет собственников и менеджеров пред­приятия, их отношение к уровню допустимого риска в процес­се осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование ус­тойчивых коммерческих связей. А агрессивный вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном ито­ге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Оптимальная кредитная политика будет заключаться в бо­лее свободном расширении коммерческого кредита до тех пор, пока дополнительная прибыль от увеличившегося объема про­даж не станет равна прибыли, требуемой для покрытия издер­жек по дополнительной дебиторской задолженности, необходи­мой для достижения такого объема продаж. Однако, поскольку мы берем на себя риск для фирмы, что выражается в измене­ниях ожидаемых потоков наличности. Это увеличение риска выражается преимущественно в дополнительных потерях по безнадежным долгам.







Сейчас читают про: