Содержание и виды дебиторской задолженности

 

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. Дебиторскую задолженность нужно контролировать. Это делается для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, так как увеличение дебиторской задолженности приводит к снижению денежных поступлений и к возникновению безнадежных долгов.

Важной задачей в управлении дебиторской задолженнос­тью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продол­жительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Именно из-за этого часто возникают конфликты между менед­жером по продажам и менеджером, занимающимся управлени­ем дебиторской задолженностью. В интересах менеджера по продажам увеличить объем продаж, пусть даже за счет креди­та, он не учитывает вероятность неплатежа со стороны клиен­тов.

Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и до­ходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объ­емов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции по­купателей. С другой стороны, если сроки кредита гибкие, ком­пания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода.

Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется ско­рее либерализация платежных условий.

Экономические условия и кредитная политика фирмы ока­зывают основное влияние на уровень дебиторской задолженно­сти фирмы. Естественно, экономические условия в значитель­ной степени находятся вне сферы контроля финансового ме­неджера. Однако, как и в случае с другими текущими актива­ми, финансовый менеджер может изменять уровень дебиторс­кой задолженности исходя из компромисса между доходностью и риском. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. Но при этом одновременно возрастают затраты на со­держание дополнительной дебиторской задолженности и появ­ляется риск потерь по безнадежным долгам. Под текущей дебиторской задолженностью понимается за­долженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которая возникает в ходе нормального операционного цикла и предус­мотрена к погашению в период до одного года.

В современной хозяйственной практике текущая задолжен­ность классифицируется по следующим видам: дебиторская за­долженность за товары, работы, услуги; дебиторская задол­женность по расчетам (с бюджетом, по выданным авансам, по начисленным доходам, по внутренним расчетам); прочая теку­щая дебиторская задолженность.

Среди перечисленных видов наибольший объем текущей дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за товары, работы, услуги. В общей сумме текущей дебиторской задолженности предприятий на задол­женность покупателей приходится в настоящее время более 80%. В силу специфики форм, скорости движения, закономер­ности возникновения эти виды оборотных средств не могут бы заранее рассчитаны и учтены подобно нормируемым оборотным средствам. Предприятия имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью дей­ствующей системы кредитования и расчетов.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, так как ее чрезмерное увеличение приводит к падению платежеспособно­сти предприятия.

Управление движением дебиторской задолженности — ус­тановление с покупателями таких договорных отношений, ко­торые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.

Ключевым моментом при управлении дебиторской задол­женностью является понимание, что, с одной стороны, увели­чение дебиторской задолженности приводит к увеличению объ­емов продаж. Это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кре­дита для авансирования оборотного капитала и это приведет к увеличению издержек (за счет платы за кредит).

С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится дебиторская задолженность, но одновремен­но уменьшатся объемы продаж, и это может привести к повы­шению затрат на хранение готовой продукции, потере покупа­телей. При необходимости пополнить денежные средства целе­сообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по сро­кам, когда при оплате в определенный срок происходит умень­шение цены покупки на несколько процентов, а также по объ­емам: при приобретении указанного объема покупатель получа­ет товар по более низкой цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: