Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. Дебиторскую задолженность нужно контролировать. Это делается для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, так как увеличение дебиторской задолженности приводит к снижению денежных поступлений и к возникновению безнадежных долгов.
Важной задачей в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Именно из-за этого часто возникают конфликты между менеджером по продажам и менеджером, занимающимся управлением дебиторской задолженностью. В интересах менеджера по продажам увеличить объем продаж, пусть даже за счет кредита, он не учитывает вероятность неплатежа со стороны клиентов.
Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита гибкие, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода.
Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется скорее либерализация платежных условий.
Экономические условия и кредитная политика фирмы оказывают основное влияние на уровень дебиторской задолженности фирмы. Естественно, экономические условия в значительной степени находятся вне сферы контроля финансового менеджера. Однако, как и в случае с другими текущими активами, финансовый менеджер может изменять уровень дебиторской задолженности исходя из компромисса между доходностью и риском. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. Но при этом одновременно возрастают затраты на содержание дополнительной дебиторской задолженности и появляется риск потерь по безнадежным долгам. Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которая возникает в ходе нормального операционного цикла и предусмотрена к погашению в период до одного года.
В современной хозяйственной практике текущая задолженность классифицируется по следующим видам: дебиторская задолженность за товары, работы, услуги; дебиторская задолженность по расчетам (с бюджетом, по выданным авансам, по начисленным доходам, по внутренним расчетам); прочая текущая дебиторская задолженность.
Среди перечисленных видов наибольший объем текущей дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за товары, работы, услуги. В общей сумме текущей дебиторской задолженности предприятий на задолженность покупателей приходится в настоящее время более 80%. В силу специфики форм, скорости движения, закономерности возникновения эти виды оборотных средств не могут бы заранее рассчитаны и учтены подобно нормируемым оборотным средствам. Предприятия имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью действующей системы кредитования и расчетов.
Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, так как ее чрезмерное увеличение приводит к падению платежеспособности предприятия.
Управление движением дебиторской задолженности — установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.
Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объемов продаж. Это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведет к увеличению издержек (за счет платы за кредит).
С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится дебиторская задолженность, но одновременно уменьшатся объемы продаж, и это может привести к повышению затрат на хранение готовой продукции, потере покупателей. При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определенный срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объемам: при приобретении указанного объема покупатель получает товар по более низкой цене.