Казначейская система исполнения бюджетов

Концептуальным и фундаментальным принципом финансового устройства любого государства является обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы только в учреждениях Центрального банка.

Во всех государствах с развитой экономикой существует государственная платежная система. В свое время в нашей стране с этой функцией справлялись расчетно-кассовые центры Государственного банка. На данном историческом этапе эта функция может быть обеспечена только системой федерального казначейства, которая рассматривается как платежная система сектора государственного управления, обеспечивающая абсолютно четкое разграничение между частными и государственными финансами.

Статьей 215.1 Бюджетного кодекса устанавливается, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется Федеральным казначейством и включает в себя проведение и учет операций по поступлениям в соответствующий бюджет и выплатам из бюджета.

Одним из основных содержательных изменений в бюджетном процессе, оказавшем воздействие на организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, стал переход на казначейскую систему исполнения бюджета. На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений, т.е. осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Под кассовым обслуживанием понимается осуществление и учет территориальными органами федерального казначейства кассовых операций по доходам и расходам соответствующих бюджетов и источникам финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификации Российской Федерации.

Казначейское исполнение бюджета предполагает наличие единого счета соответствующего бюджета, открытого в Банке России органу власти соответствующего уровня. На данном едином счете должны учитываться все операции по кассовому исполнению данного бюджета. К данному счету должны быть открыты учетные регистры для всех участников бюджетного процесса, то есть в банковской системе не должно быть ни одного счета, кроме счета, который принадлежит бюджету.

Необходимо отметить, что органы федерального казначейства осуществляют не исполнение, а только кассовое обслуживание исполнения региональных и местных бюджетов и являются кассирами бюджетов, не вмешиваясь в полномочия в части исполнения соответствующих бюджетов.

При казначейской системе исполнения бюджета меняются процедуры исполнения бюджета и, как следствие, - содержание субъектов учета.

Наряду с бюджетными ассигнованиями учету в бюджетных учреждениях подлежат:

лимиты бюджетных обязательств,

принятые денежные обязательства,

кассовые расходы.

Указанные операции по исполнению соответствующего бюджета подлежат последовательному отражению на лицевых счетах, открываемых главным распорядителям, распорядителям и получателям средств в органах казначейства, и, соответственно, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: