Соответствует номеру фамилии студента в общем списке

группы по журналу (через каждые четыре варианта задач)

 

 


I. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ТЭП):

 

- списочный парк АТО (АС П ) - весь подвижный состав, числящийся на балансе предприятия:

, (1)

 

где АТ – число АТС, готовых к эксплуатации (); (2)

АР – число АТС, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании;

АП - число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и др. причинам.

- автомобиледень (АД) – использование парка за определенный период;

- коэффициент технической готовности парка (aТ) – доля исправных, готовых к эксплуатации АТС в парке (характеризует техническое состояние парка):

, (3)

 

где АДТ – число автомобиледней в технически исправном состоянии;

АДСП - списочное число автомобиледней;

ДТ – дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии;

ДК – число календарных дней;

- коэффициент выпуска (aВ) – доля парка АТС, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени:

 

, (4)

 

где ДЭ – число дней эксплуатации;

- коэффициент использования парка (aИ) – доля парка АТС, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени:

, (5)

 

где АДР – число автомобиледней за рассматриваемый календарный период;

ДР – число рабочих дней за рассматриваемый календарный период (оценивает эффективность использования АТС, т.к. учитывает режим работы АТО);

- пробег (L) – расстояние, проходимое АТС за определенный период времени (производительный, непроизводительный, порожный – холостой, нулевой (LH) – к погрузке и после разгрузки в АТО);

- коэффициент использования пробега (b) – отношение пробега с грузом (LГ) к общему пробегу (Lоб):

 

, за ездку ,

за рабочий день (6)

 

где lе.Г и lx – соответственно пробег за ездку с грузом и без груза;

- время пребывания АТС в наряде (ТН):

 

, (7)

 

где ТМ и tH - соответственно время работы на маршруте и время на выполнение нулевого пробега;

- время работы на маршруте (Т М):

 

, (8)

 

где tДВ и tПР, VT и VЭ, nе – соответственно время в движении и простоя (погрузки-разгрузки), техническая и эксплуатационная скорость, количество ездок АТС за смену (), tе – время одной ездки; (9)

- коэффициент использования грузоподъемности (g):

 

, (10)

 

где QФ и QН – соответственно фактический объем перевозки и номинальный (соответственно номинальная и предельная грузоподъемность - qH, qФ);

- техническая скорость (VT), (t LD – время движения и остановок – с ОДД):

(11)

 

- эксплуатационная ско рость (VЭ): (12)

- производительность АТС (в тоннах Uе, в тонна-километрах Wе, часовая Uч, в тонна-часах WТЧ, в автомобиле-тоннах WАТ):

 

, (13)

 

- количество АТС (A э), необходимых для выполнения заданного объема работ (Q)

 

, (14)

 

где Q и UР.Д . – соответственно заданный объем перевозки груза за смену и производительность за рабочий день.

 

2. МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

 

Маршрутом движения называется путь следования АТС при выполнении перевозок, они бывают:

- маятниковые (с обратным порожним пробегом, с обратным частично груженым пробегом, с обратным груженым пробегом);

- кольцевые;

- сборочно - развозочные (сборочные, развозочные).

Для маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности можно использовать коэффициент использования пробега (b). Чем больше будет его значение, тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение АТС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок.

Для сборочных-развозочных маршрутов в качестве критерия эффективности можно использовать минимальные затраты ресурсов при наименьшем пробеге АТС и выполненной при этом транспортной работы. При выполнении перевозок по таким маршрутам какое-то количество груза находится в кузове автомобиля на всем пути следования, поэтому в качестве критерия эффективности b использовать нельзя.

Показатели эффективности использования АТС при перевозках делятся на три группы:

- экстенсивные – обеспечивают повышение количества АТС на линии и продолжительность их работы (ТМ, aВ);

- интенсивные – повышают производительность АТС за счет совершенствования планирования и организации АП (g, b,VЭ, VТ, L);

- обобщающие - Wе, Uч.

Характеристика основных видов маршрутов приведена в табл.1.

Таблица 1 – Характеристика основных видов маршрутов для перевозки грузов

 

  Время оборота tO   Число оборота nO Число ездок nе Объем перевозок за оборот Q= qHg   Коэффициент использования пробега b
1. Маятниковые маршруты
С обратным холостым пробегом
nе Q=qHg b= 0,5
С обратным частично груженым пробегом
2nе Q=qHΣg b=
С обратным груженым пробегом
2nе Q=qHΣg b= 1
2. Кольцевые маршруты
Кольцевой
mnе Q=qHΣg b=
Сборочно - развозочный
или или nе Q=qH(gР1+gС.П) b= 1
Примечание: m – число пунктов заезда на маршруте, где производится погрузка и (или) выгрузка АТС; t3 – дополнительное время, требуемое на один заезд; gР1 и gС.П – значение коэффициента использования грузоподъемности соответственно на первом и последнем участке разводки груза

 

3. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК

Себестоимость автоперевозок – это естьзатраты АТО, рассчитанные на единицу транспортной продукции (р./т·км, р./км, р./т или р./ч). Затраты на выполнение перевозок в денежной форме – есть эксплуатационные расходы.

Структура себестоимости – это состав и соотношение статей расходов и элементов затрат в общих эксплуатационных расходах:

- основная и дополнительная заработная плата водителей с начислениями;

- затраты на топливо (в т.ч. на внутригаражные нужды);

- затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;

- затраты на износ и ремонт автошин;

- затраты на ТО и Р АТС;

- амортизационные отчисления на восстановление АТС;

- накладные расходы на функционирование АТО.

Себестоимость перевозок определяет тарифы на перевозки с учетом необходимого уровня рентабельности работы АТО.

Основные методы снижения себестоимости перевозок заключается в повышении производительности труда за счет увеличения количества перевезенного груза за одну ездку, сокращения непроизводительных простоев и холостых пробегов, повышения скорости движения, снижения затрат (за счет экономии топлива, использования более нового АТС, уменьшения накладных расходов и сокращения вспомогательного персонала АТО).

 

4. ТАРИФЫ

 

Принцип формирования тарифов

Грузовые тарифы являются составной частью системы цен и возмещают затраты на транспортировку продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на транспорте.

Тарифная ставка определяется из соотношения (рассчитывается на 1 час, зависит от типа АТС, учитывает пробег, зависит от груза, объема перевозок):

Т=С+П, (15)

 

где С – себестоимость перевозок;

П – прибыль перевозчика.

Дифференцированная система построения тарифов соответствует принципу учета снижения себестоимости с увеличением расстояния перевозок. В этом случае с тавка тарифа также экспоненциально снижается, а сверх этого расстояния ставка остается постоянной (это так называемая система постоянных ставок).

Аккордная система ставок предусматривает фиксированную оплату за перевозки. Настоящее время характеризуется свободными ценами за перевозки.

Для удобства выполнения расчетов АТО разрабатывает собственную тарифную систему (специфика работы, условия, объемы перевозок и т.д.). Наибольшее распространение получили повременные, покилометровые и сдельные тарифы.

Повременные тарифы – когда АТС предоставляется в аренду (ставка рассчитывается на один час, зависит от типа АТС, может учитывать километраж).

Покилометровые тарифы – оплата исходя из величины пробега, в зависимости от модели и типа АТС – обычно используется при выполнении междугородных и международных перевозок.

Сдельные тарифы – когда есть возможность точного учета объема перевозок, при этом ставка зависит от расстояния перевозки, класса груза, размера отправки.

Определение тарифов за перевозку

 

Себестоимость перевозки 1т груза определяется по формуле:

 

(16)

 

где СПЕР – тарифная ставка переменная (покилометровая), р./км;

СПОСТ – тарифная ставка постоянная (почасовая), р./ч.

Рентабельность перевозки 1т груза (%) составит:

 

(17)

 

где dT – тариф за перевозку 1т груза.

 

При заданном уровне рентабельности тариф на перевозку определяется из формулы (17):

 

(18)

Практические примеры

Задача 1:

 

С предприятия А на ж/д станцию В на ГАЗ-52 (размеры кузова 2,1х3,1 м, qн=2,5т) перевозят продукцию в ящиках (2х1х1 м, массой 1 грузового места qя = 0,5т).

Со станции В на базу С перевозят контейнеры (1,15х1,2 м, qk=0,625т).

Схема перевозок приведена на рис.1:

Исходные данные:

- время в наряде ТН = 10ч;

- техническая скорость VT = 25км/ч;

- время простоя (погрузки-разгрузки):

ящиков tПР я = (5 мин/60)·3∙2=0,5 ч,

контейнеров tПР к = (4 мин/60)·4·2=0,53 ч.

Суточный объем перевозок из А в В – QАВ = 72 ящика, из В в С – QВС =144 контейнера.

Определить себестоимость выполнения этих перевозок СТ -?

 

Рис. 1 - Схема перевозок

 

Решение:

1.

СПЕР=2,5 руб./км, СПОСТ=80 руб./ч

2.Определяем вместимость АТС (из соотношения размеров груза (2 м2 и 1,38 м2) и кузова (6 м2) за ездку можно перевезти nя=3 ящика и nк=4 контейнера) – qф АВ =0,5 ∙ 3 = 1,5т и qф ВС =0,625 ∙ 4 = 2,5т

2. Планируем маршрут – определяем эффективность АТС (АЭ):

Аэ=Q/Uр.д., Uр.д.=no∙n, ,

 

кольцевой - АВСА: протяженность lм = 10+15+6+ 31 км,

время погрузки-разгрузки tПР Я = 5·3·2/60=0,5 ч, tПРК = 4·4·2/60=0,53 ч,

Тогда:

- для кольцевого маршрута общее время на выполнение перевозок равно:

;

- время на выполнение нулевого пробега на кольцевом маршруте равно:

- число оборотов на кольцевом маршруте равно:

маятниковыйВС: протяженность 15 км

- для маятникового маршрута общее время на выполнение перевозок равно:

- время на выполнение нулевого пробега на маятниковом маршруте равно:

- число оборотов на маятниковом маршруте равно:

эффективность эксплуатации АТС -

- за смену 1 автомобиль по кольцевому маршруту за 4 оборота перевезет:

NЯ=3∙4=12 ящиков и Nк=4∙4=16 контейнеров, а для перевозки всего груза потребуется – Аэя = 72/12 = 6 автомобилей (для ящиков) и Аэк = 144/16 = 9 автомобилей (для контейнеров). Если все ящики будут вывезены, то дальнейшая работа по этому маршруту теряет смысл, поэтому на этом маршруте будем использовать только 6 автомобилей (АЭ.К = 6 автомобилей) и останется перевезти по маршруту ВС (144 - 16·6) = 48 контейнеров, тогда за 5 оборотов необходимо:

АЭ.М = (48/(5·4)) ≈ 3 автомобиля

- для перевозки 48 контейнеров нужно сделать nтреб = 48/4 = 12 ездок, два автомобиля сделают 5 ездок и один 2 (для него время работы составит: )

3. Рассчитаем затраты на эксплуатацию АТС (при СПЕР = 2,5 р./км и СПОСТ = 80 руб./ч – по номограмме рис 2):

 

СТ = 2,5 [(31∙4+8)6+2·15∙12+(24-15)3]+80[10(6+2)+4,42]=

= 2,5(792+360+27)+80·84,42 = 2947,5+6753,6 = 9707,1 руб.

 

Рис.2 - Номограмма постоянной () и переменной (----)

себестоимости перевозок от грузоподъемности АТС

Задача 2:

Суточный объем перевозки груза (гравия) составляет 280 т при следующих ТЭП:

- время работы на маршруте ТМ =10ч, техническая скорость VT = 20 км/ч, пробег с грузом за ездку lе.Г = 10 км, время погрузки или разгрузки tПР =1 мин./т, для гранитного гравия коэффициент использования пробега g = 1.

Сравнить прибыль, которую может получить АТО при использовании автосамосвалов КамАЗ–5511 (П2) и МАЗ-5549 (П1), номинальная грузоподъемность которых составляет соответственно 10 и 8 т и тариф принят 50 руб./т.

Решение:

1. Определяем время одной ездки по маятниковому маршруту с обратным порожним пробегом (по табл.1):

2. Число ездок за смену равно: ездок

3. Производительность за смену равна: т

т

4. Количество АТС, необходимых для выполнения перевозок равно:

автомобилей МАЗ-5549

автомобиля КамАЗ -5511

5. Затраты на эксплуатацию одного автомобиля в смену равны (значения СПЕР и СПОСТ выбираем по номограмме (рис.2)):

 

СА2 = 8,5·140+110,0∙10=1190+1100=2290 руб.

 

 

Тогда затраты на эксплуатацию парка АТС составят:

С1 = СА1АЭ1 = 1980·5 = 9900 руб.

С2 = 2290·4 = 9160 руб.

6. Доходы АТО в данном случае не зависят от марки АТС:

D = dQсут = 50∙280 = 14000 руб. (d -тариф)

7. Прибыль составит:

П1 = D – C1 = 14000 – 9900 = 4100 руб.

П2 = 14000 – 9160 = 4840 руб.

8. Эффективность использования КамАЗ-5511 в сравнении с МАЗ-5549 составит:

Э = П2 – П1 = 4840 – 4100 = 740 руб.

 

Задача 3. Автомобили ЗИЛ-130 перевозят грузы по маятниковым маршрутам АВ и СД.

Определить производительность автомобилей (т) за смену (Uт) при работе на маятниковых маршрутах (ВА, ДС) и по кольцевому (ВАСД):

Uт ВА, ДС, ВАСД ?

Сравнить коэффициент использования пробега за смену для всех маршрутов:

β ВА, ДС,ВАСД -?

 

Исходные данные:

 

- АВ=20 км, ВД и АС =2 км, СД=25 км;

- ℓo1 (АТП №1)=10 км, ℓo2 (АТП №2)=15 км;

- фактическая грузоподъемность qФ ВА =5 т;

- фактическая грузоподъемность qФ ДС =10 т;

- время погрузки-разгрузки в одной ездке tп.р.=0,5 ч;

- время в наряде Тн=10 ч;

- техническая скорость транспорта Vт=40 км/ч.

 

А В ℓo АТП №1

АТП №2 ℓo С Д

Исходные зависимости:

 

а) для маятникового маршрута:

- производительность за рабочий день ,

- число оборотов ;

- время оборота ;

- время за нулевой пробег ;

- коэффициент использования пробега ;

б) для кольцевого маршрута:

- ;

- ;

-

Решение:

1. Для маршрута ВА:

- определяем время оборота

- определяем время на нулевой пробег

- число оборотов равно

- число ездок равно

- тогда производительность за смену будет равна

- коэффициент использования пробега за смену равен

 

2. Для маршрута ДС:

-

-

-

 

3. Для кольцевого маршрута ВАСД (маршрут закрепим за АТП №1):

-

-

-

-

 

Задача 4 Рассчитать объем перевозок и грузооборот в т.км двадцати автомобилей УРАЛ-4320 и десяти автомобилей КАМАЗ-4310 за один месяц (30 дней) их работы при коэффициенте выпуска , времени работы на маршруте , пробеге с грузом , времени одного оборота за месяц в среднем ,

Решение:

 

1. , ,

2.

3. Среднесуточная производительность равна

4. Объем перевозок равен

5. Грузооборот равен т.км


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: