№ п/п
| Этапы формирования компетенций, перечень компетенций
| Содержание этапа формирования компетенции
| |
1.
| Этап 1 - Виды и формы информации о товаре
| |
1.1
| Введение. Актуальность дисциплины, её предмет, цели и задачи.
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Предмет, цели и задачи дисциплины. Актуальность знаний в сфере информационного обеспечения. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов товароведов. Межпредметные связи с другими учебными дисциплинами: товароведением, маркетингом, логистикой, информатикой, правоведением и др.
| |
1.2
| Нормативно-правовая база информационного обеспечения
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Право потребителя на информацию и защита прав потребителей. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» 1985г. Законы РФ в области информационного обеспечения: субъекты, объекты, правовые нормы, регламентирующие права, обязанности и ответственность участников правоотношений. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». Правовая основа информатизации. Нормативная документация, устанавливающая требования к товарной информации. Основные характеристики и классификация справочно-правовых систем. Специализированные справочно-правовые системы для торговли.
|
1.3
| Виды и формы товарной информации
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Понятие товарной информации. Классификация видов товарной информации: основополагающая, коммерческая, потребительская, их характеристика. Формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая: назначение и характеристика. Функции товарной информации. Информационные процессы в торговле. Информационные ресурсы национальных и международных сетей.
|
2.
| Этап 2 - Требования к товарной информации
|
2.1
| Требования к товарной информации и их нормативно-правовое закрепление.
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Общие и специфические требования к товарной информации. Оценка соответствия товарной информации установленным требованиям. Информационная фальсификация и контрафакт при информационном обеспечении товаров: понятие, признаки, последствия для потребителей и экономики страны. Ответственность за предоставление потребителю недостоверной информации о товаре, услуге. Роль товарной информации в обеспечении безопасности товара для потребителя. Обязательная сертификация товаров. Применение знаков соответствия России, стран СНГ, Евросоюза, других стран и зарубежных фирм.
|
2.2
| Средства товарной информации
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Классификация и назначение средств товарной информации. Информационные ресурсы: понятие, назначение, виды. Характеристика нормативных и технических документов, справочной, учебной и научной литературы как носителей товарной информации. Значение и требования к рекламе и пропаганде как средствам товарной информации. Отличия средств товарной информации по соотношению видов товарной информации.
|
| Этап 3 -Технические документы
|
3.1
| Понятие и классификация технических документов. ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Товарно-сопроводи-тельные документы (ТСД): понятие, классификация, назначение, основные реквизиты, правила заполнения. Характеристика количественных, качественных, расчетных и комплексных ТДС. Унифицированные системы ТДС. Современные технологии работы с ТСД. Защитные знаки на ТДС. Ответственность за отсутствие обязательных ТДС. Эксплуатационные документы: понятие, назначение, разновидности. Требования к информации в эксплуатационных документах. Правила оформления эксплуатационных документов при реализации технически сложных товаров. Значение технических документов при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
|
| Этап 4 Маркировка товаров
|
4.1
| Маркировка: понятие и назначение
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Маркировка товаров как одна из наиболее эффективных форм донесения информации до потребителей. Этапы формирования концепции маркировки на основе приоритетов экономики. Маркировка как маркетинговое обеспечение бизнес-процесса. Классификация маркировки по основным видам и функциям. Основные нормативно-технические требования к маркировке продукции. Стандартизация в области маркировки товаров. Маркировка товаров и международная торговля. Производственная маркировка: понятие, носители, способы нанесения информации и требования к ней. Торговая маркировка: понятие, носители, требования к информации. Структура маркировки и характеристика её элементов. Характеристика и общие правила транспортной маркировки грузов в России. Требования к маркировке опасных грузов.
|
4.2
| Маркировка продовольственных товаров ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Требования стандартов к информации для потребителей. Общие и специальные требования для товаров однородных и разнородных групп. Специфика маркировки продовольственных товаров однородных групп: сведения о товаре, носители. Производственная и торговая маркировка зерномучных, плодоовощных, кондитерских, вкусовых, молочно-жировых, мясных и рыбных товаров.
Табачные изделия: требования к маркировке, предупредительные надписи, акцизные марки и идентификационные номера.
|
4.3
| Маркировка непродовольственных товаров.
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Требования стандартов к информации для потребителей. Общие и специфические требования для товаров однородных и разнородных групп. Особенности маркировки непродовольственных товаров однородных групп: носители, сведения о товаре. Производственная и торговая маркировка обувных, текстильных, швейно-трикотажных, хозяйственных, электробытовых, парфюмерно-косметических, ювелирных и других непродовольственных товаров.
| |
4.4
| Маркировка товаров за рубежом
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Требования к маркировке потребительских товаров в соответствии с международными документами.
Маркировка импортных товаров отдельных групп, её особенности. Общность и отличия от маркировки отечественных товаров. Информация о наименовании товара и сроках годности на маркировке импортных товаров. Идентификация товарных партий.
Ознакомление с товарными знаками крупнейших корпораций по производству импортных товаров.
| |
| Этап 5 Информационные (маркировочные) знаки
| |
5.1
| Понятие и назначение информационных знаков
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Классификация и характеристика информационных знаков разных групп и подгрупп: понятие, назначение, применяемая символика, сущность заложенной в информационных знаках информации.
Знаки соответствия национальные и транснациональные. Особенности маркировки сертифицированных товаров и их упаковки.
Манипуляционные знаки: понятие, символика, наименование, назначение. Требования к информации и носителям, области применения.
Предупредительные знаки: применение при маркировке грузов и на потребительской упаковке.
Экологические маркировочные знаки: понятие, назначение, характеристика трёх подгрупп экознаков. Экологическая сертификация товаров, её правовая основа и значение в современных условиях. Система экомаркировки и экосертификации в решении проблемы нетарифных торговых барьеров.
Компонентные знаки: понятие, назначение, виды, условия применения.
Акцизная маркировка: назначение, сферы применения, виды.
Знак ЕАС - знакЕвразийского соответствия качества. Или на английском языке - «Eurasian Conformity». Знак ЕАС применяется для маркировки продукции, прошедшую определенную проверку на соответствие качества данной продукции требованиям и нормативным документам технического регламента Таможенного союза. Маркировка на товарах данным знаком определена соответствующим решение таможенного союза №711 от 15.07.2011г.
Товарные знаки: понятие, назначение, виды. Товарный знак как объект защиты интеллектуальной собственности в РФ. Правовая база использования товарных знаков. Право на товарный знак, экспертиза, регистрация, выдача свидетельства. Международная регистрация товарных знаков. Применение и защита в соответствии с правовыми системами сертификации. Передача товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара.
| |
5.2
| Штриховое кодирование
ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОПК-2; ОПК-4;ПК-1; ПК-3; ПК-8; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15
| Понятие и назначение штрихового кодирования. Эволюция штрихового кодирования. Штриховое кодирование как объективная потребность современного рынка. Современные системы штрихового кодирования. Характеристика товарных и технологических штриховых кодов. Классификация штриховых кодов: коды EAN, UPC, Code 39, Codabar и др. Типы кода EAN. Структура кодов EAN разных типов. Технология нанесения и считывания штриховых кодов. Требования по нанесению штрихового кода на упаковку товара. Критерии правильности считывания штриховых кодов: воспроизведение символов, уведомление партнёров, соблюдение цветочных сочетаний, размеров светового поля, размещение на маркировке, размеры штрихового поля.
Использование штрихового кодирования в торговле. Штриховой код как критерий предпочтительного выбора товаров продавцами для оптимизации товародвижения. Кодирование товаров в системе электронного обмена данными. Системы кодирования внешнеторговых данных.
| |
| | | | |