Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему раздельному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому разделу с учетом трудоёмкости представлены в таблице.
Таблица - Учебно-образовательные разделы дисциплины и самостоятельная работа для заочной формы обучения
Раздел | Трудоёмкость, зач.ед./час | Виды самостоятельной работы | Время, зач.ед/час |
Раздел 1. Виды и формы информации о товаре | 0,8/25 | – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. | 0,2/6 0,2/6 0,2/6 0,2/7 |
Раздел 2. Требования к товарной информации и их нормативно-правовое закрепление | 0,8/25 | – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. | 0,2/6 0,2/6 0,2/7 0,2/7 |
Раздел 3 Технические документы | 0,8/25 | – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. | 0,2/6 0,2/6 0,2/6 0,2/7 |
Раздел 4 Маркировка товаров | 0,8/25 | – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. | 0,2/6 0,2/6 0,2/6 0,2/7 |
Раздел 5 Информационные (маркировочные) знаки | 0,8/25 | – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. | 0,2/6 0,2/6 0,2/6 0,2/7 |
Итого | 4,0 /125 | 4,0/125 |
|
|
В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата сформулирована проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
|
|
Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал.
4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»)
Методические указания к самостоятельной работе по теме: Изучение видов и средств товарной информации
Цель работы: а) изучить требования к видам и средствам информации с позиции Закона «О защите прав потребителей», других законодательных актов, стандартов; б) ознакомиться и проанализировать виды и средства маркировочно-справочной и маркировочно-условной информации, изучить эксплуатационно-сопроводительную документацию на конкретные виды товаров.
Материальное обеспечение:
1. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (с Изменениями N 1, 2)
2. ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
3. ГОСТ 2601-95. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.
4. ГОСТ 16958-80. Изделия текстильные. Условное обозначение и способы ухода.
5. ГОСТы на требования к маркировке различных видов продукции.
6. Упаковки, ярлыки, бирки, вкладыши, руководства по эксплуатации.
Контрольные вопросы:
1. Каковы общие требования к информации для потребителя, расположению, способам представления и к качеству исполнения?
2. Какие существуют виды и средства товарной информации?
3. В чем заключаются понятие ''маркировки'' товара, требования к ее содержанию и способам предоставления?
4. Какие элементы (средства и структура) включает маркировка?
5. Перечислите основные сведения (производственная маркировка) для продуктов питания и непродовольственных товаров.
Краткие теоретические сведения:
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, самый низкий - на коммерческую.
В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.
Маркировка должна обеспечиваться поставщиком товара (изготовителем, импортером или иной распространяющей его организацией), который в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за качество ее выполнения и достоверность приводимой в ней информации. Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними.
Маркировка должна быть четкой и разборчивой, контрастной фону изделия, на котором она размещается, или цвету его упаковки, а также устойчивой к климатическим факторам.
Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара.
Способы нанесения маркировки и изготовления этикеток (ярлыков, табличек), а также материалы, применяемые при этом, должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.
|
|
При практической невозможности обеспечения маркировки из-за размеров или характера товара (упаковки) соответствующая информация должна быть изложена в сопроводительной документации к каждой единицы продукции.
Конкретные требования к маркировочной информации, месту, способам нанесения, качеству выполнения маркировки и его контролю устанавливаются в нормативно-технических документах или договорах на поставку продукции.
Основными средствами (носителями) маркировки являются этикетки, кольеретки, вкладыши, бирки и ярлыки, контрольные ленты, клейма и штампы.
Структура (виды) маркировки включают три элемента: текст, рисунок условное обозначение или информационные знаки (приложения 2, 3,4).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, необходимую для его эффективного использования по назначению.
Эта и другая информация доводится до сведения потребителей с помощью следующих видов товарной информации: маркировочно-справочной, маркировочно-условной, рекламно-справочной и эксплуатационно-сопроводительной информации, а также иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Отметим, что информация рекламного характера в составе маркировки должна соответствовать законодательству Российской Федерации о рекламе.
Продукты питания, продаваемые на территории России, должны сопровождаться следующими основными сведениями, размещаемыми на упаковке, этикетке, листе-вкладыше к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров:
• наименование продукта и его вид;
• страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено и буквами латинского алфавита);
• вес или объем продукта;
• наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
• пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов — для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);
|
|
• условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);
• срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);
• способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);
• рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
• условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний;
• иные сведения в соответствии с российским законодательством, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм и правил продажи продовольственных товаров.
Эти общие требования детализированы в ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в зависимости от вида и особенностей пищевых продуктов.
Правительством Российской Федерации утвержден перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (доводится до сведения потребителей с помощью маркировки или листка-вкладыша).
Информация (на русском языке) о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения:
§ наименование товара;
§ наименование страны, фирмы-изготовителя (причем последняя может быть обозначена буквами латинского алфавита);
§ назначение (область использования), основные свойства и характеристики;
§ правила и условия эффективного и безопасного использования;
§ иные сведения в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.
Стандартные знаки в составе общей потребительской информации (маркировки) о товарах в Российской Федерации не так уж заметны. Наиболее распространенными примерами могут быть знаки в информации по уходу за текстильными изделиями (приложение 5), стилизованные знаки ''замороженных продуктов'' питания и ряд других.
В Европейском Союзе (ЕС), учитывая его многонациональность, знаки широко применяются для информирования потребителей о свойствах товаров.
Задание 1.
На основе ГОСТа Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» ознакомиться с общими требованиями к информации для потребителей, к ее расположению, способам представления и качеству исполнения. Результаты представить в тетради в произвольной форме.
Задание 2.
На примере однородных групп товаров (не менее 3-х) ознакомиться с правилами маркировки в соответствии с ГОСТ и произвести анализ и оценку маркировки конкретного изделия (на упаковке, товарных ярлыках, этикетках и т.д.). Оценку отдельных показателей произвести по пятибалльной шкале. Результаты представить по следующей форме:
Таблица 33.
Оценка марки- ровки кон- кретных товаров Аспекты требований | Группа товаров | Группа товаров | Группа товаров | |||
требования ГОСТа | оценка выполнения требований, баллы | требования ГОСТа | оценка выполнения требований, баллы | требования ГОСТа | оценка выполнения требований, баллы | |
Содержание (полнота, достаточность) | ||||||
Наличие дополнительной потребительской информации | ||||||
Способ исполнения (эстетичность, доступность, качество изображения) | ||||||
Итого: |
Задание 2.
Изучить ГОСТ 16958-80 ''Изделия текстильные. Условное обозначение и способы ухода'' и ГОСТ 14192-77 ''Маркировка грузов''.
В отчете зарисовать символы ухода за товарами и предупредительные знаки.
Задание 3.
Ознакомиться с требованиями к Руководствам по эксплуатации сложнотехнических товаров.
Оценить качество информации (КИ), содержащейся в РЭ на конкретный товар с позиции ГОСТа 2.601-95 и ГОСТа (или РД) на конкретную однородную группу товаров. Результаты представить по следующей форме (составляется по каждому руководству):
Критерии оценки | Оценка полноты, четкости и доступности информации, технического исполнения, баллы (четырехбалльная шкала) | Причины снижения оценки |
I. Содержание разделов РЭ | ||
1.1. КИ об отличительных особенностях товара (достоинствах, специфике эксплуатации, совместимости) 1.2. КИ о потребительских показателях качества 1.3. КИ по безопасности эксплуатации 1.4. КИ по правилам эксплуатации 1.5. КИ об уходе за товарами (хранение, предупреждение и устранение неисправностей) | ||
II.Полиграфическое исполнение (качество бумаги, печати, рисунков, удобство пользования) | ||
III.Общая оценка документа (по средней арифметической) |