Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему раздельному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому разделу с учетом трудоёмкости представлены в таблице.

 

Таблица - Учебно-образовательные разделы дисциплины и самостоятельная работа для заочной формы обучения

Раздел Трудоёмкость, зач.ед./час Виды самостоятельной работы Время, зач.ед/час
Раздел 1. Виды и формы информации о товаре   0,8/25 – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. 0,2/6     0,2/6 0,2/6   0,2/7
Раздел 2. Требования к товарной информации и их нормативно-правовое закрепление 0,8/25 – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. 0,2/6     0,2/6 0,2/7   0,2/7  
Раздел 3 Технические документы 0,8/25 – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. 0,2/6     0,2/6 0,2/6   0,2/7  
Раздел 4 Маркировка товаров 0,8/25 – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. 0,2/6     0,2/6 0,2/6     0,2/7  
Раздел 5 Информационные (маркировочные) знаки   0,8/25 – изучение тем лекций, вынесенных на самостоятельное изучение; - подготовка доклада; - подготовка к компьютерному тестированию; – подготовка к рубежному контролю. 0,2/6     0,2/6 0,2/6     0,2/7
Итого 4,0 /125   4,0/125

 

В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата сформулирована проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал.

 

4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»)

Методические указания к самостоятельной работе по теме: Изучение видов и средств товарной информации

Цель работы: а) изучить требования к видам и средствам информации с позиции Закона «О защите прав потребителей», других законодательных актов, стандартов; б) ознакомиться и проанализировать виды и средства маркировочно-справочной и маркировочно-условной информации, изучить эксплуатационно-сопроводительную документацию на конкретные виды товаров.

Материальное обеспечение:

1. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (с Изменениями N 1, 2)

2. ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

3. ГОСТ 2601-95. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

4. ГОСТ 16958-80. Изделия текстильные. Условное обозначение и способы ухода.

5. ГОСТы на требования к маркировке различных видов продукции.

6. Упаковки, ярлыки, бирки, вкладыши, руководства по эксплуатации.

Контрольные вопросы:

1. Каковы общие требования к информации для потребителя, расположению, способам представления и к качеству исполнения?

2. Какие существуют виды и средства товарной информации?

3. В чем заключаются понятие ''маркировки'' товара, требования к ее содержанию и способам предоставления?

4. Какие элементы (средства и структура) включает маркировка?

5. Перечислите основные сведения (производственная маркировка) для продуктов питания и непродовольственных товаров.

Краткие теоретические сведения:

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, самый низкий - на коммерческую.

В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

Маркировка должна обеспечиваться поставщиком товара (изготовителем, импортером или иной распространяющей его организацией), который в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за качество ее выполнения и достоверность приводимой в ней информации. Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними.

Маркировка должна быть четкой и разборчивой, контрастной фону изделия, на котором она размещается, или цвету его упаковки, а также устойчивой к климатическим факторам.

Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара.

Способы нанесения маркировки и изготовления этикеток (ярлыков, табличек), а также материалы, применяемые при этом, должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.

При практической невозможности обеспечения маркировки из-за размеров или характера товара (упаковки) соответствующая информация должна быть изложена в сопроводительной документации к каждой единицы продукции.

Конкретные требования к маркировочной информации, месту, способам нанесения, качеству выполнения маркировки и его контролю устанавливаются в нормативно-технических документах или договорах на поставку продукции.

Основными средствами (носителями) маркировки являются этикетки, кольеретки, вкладыши, бирки и ярлыки, контрольные ленты, клейма и штампы.

Структура (виды) маркировки включают три элемента: текст, рисунок условное обозначение или информационные знаки (приложения 2, 3,4).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, необходимую для его эффективного использования по назначению.

Эта и другая информация доводится до сведения потребителей с помощью следующих видов товарной информации: маркировочно-справочной, маркировочно-условной, рекламно-справочной и эксплуатационно-сопроводительной информации, а также иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Отметим, что информация рекламного характера в составе маркировки должна соответствовать законодательству Российской Федерации о рекламе.

Продукты питания, продаваемые на территории России, должны сопровождаться следующими основными сведениями, размещаемыми на упаковке, этикетке, листе-вкладыше к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров:

• наименование продукта и его вид;

• страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено и буквами латинского алфавита);

• вес или объем продукта;

• наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

• пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов — для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);

• условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);

• срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);

• способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);

• рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);

• условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний;

• иные сведения в соответствии с российским законодательством, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм и правил продажи продовольственных товаров.

Эти общие требования детализированы в ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в зависимости от вида и особенностей пищевых продуктов.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (доводится до сведения потребителей с помощью маркировки или листка-вкладыша).

Информация (на русском языке) о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения:

§ наименование товара;

§ наименование страны, фирмы-изготовителя (причем последняя может быть обозначена буквами латинского алфавита);

§ назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

§ правила и условия эффективного и безопасного использования;

§ иные сведения в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Стандартные знаки в составе общей потребительской информации (маркировки) о товарах в Российской Федерации не так уж заметны. Наиболее распространенными примерами могут быть знаки в информации по уходу за текстильными изделиями (приложение 5), стилизованные знаки ''замороженных продуктов'' питания и ряд других.

В Европейском Союзе (ЕС), учитывая его многонациональность, знаки широко применяются для информирования потребителей о свойствах товаров.

Задание 1.

На основе ГОСТа Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» ознакомиться с общими требованиями к информации для потребителей, к ее расположению, способам представления и качеству исполнения. Результаты представить в тетради в произвольной форме.

Задание 2.

На примере однородных групп товаров (не менее 3-х) ознакомиться с правилами маркировки в соответствии с ГОСТ и произвести анализ и оценку маркировки конкретного изделия (на упаковке, товарных ярлыках, этикетках и т.д.). Оценку отдельных показателей произвести по пятибалльной шкале. Результаты представить по следующей форме:

Таблица 33.

Оценка марки- ровки кон- кретных товаров   Аспекты требований Группа товаров Группа товаров Группа товаров
требования ГОСТа оценка выполнения требований, баллы требования ГОСТа оценка выполнения требований, баллы требования ГОСТа оценка выполнения требований, баллы
             
Содержание (полнота, достаточность)            
Наличие дополнительной потребительской информации            
Способ исполнения (эстетичность, доступность, качество изображения)            
Итого:            

Задание 2.

Изучить ГОСТ 16958-80 ''Изделия текстильные. Условное обозначение и способы ухода'' и ГОСТ 14192-77 ''Маркировка грузов''.

В отчете зарисовать символы ухода за товарами и предупредительные знаки.

Задание 3.

Ознакомиться с требованиями к Руководствам по эксплуатации сложнотехнических товаров.

Оценить качество информации (КИ), содержащейся в РЭ на конкретный товар с позиции ГОСТа 2.601-95 и ГОСТа (или РД) на конкретную однородную группу товаров. Результаты представить по следующей форме (составляется по каждому руководству):

Критерии оценки Оценка полноты, четкости и доступности информации, технического исполнения, баллы (четырехбалльная шкала) Причины снижения оценки
     
I. Содержание разделов РЭ    
1.1. КИ об отличительных особенностях товара (достоинствах, специфике эксплуатации, совместимости) 1.2. КИ о потребительских показателях качества 1.3. КИ по безопасности эксплуатации 1.4. КИ по правилам эксплуатации 1.5. КИ об уходе за товарами (хранение, предупреждение и устранение неисправностей)    
II.Полиграфическое исполнение (качество бумаги, печати, рисунков, удобство пользования)    
III.Общая оценка документа (по средней арифметической)    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: