double arrow

Технические задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. Знание технических навыков ведет к повышению интереса к изо деятельности. Приобретение технических навыков требует сосредоточенности, активной работы мысли ребенка, но постепенно они автоматизируются и используются без особого напряжения.

Комарова для занятий по рисованию выделила следующие задачи: 1 - по развитию ручной умелости: развитие формообразующего движения, развитие амплитуды движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения. 2 – по овладению умениями пользоваться изо материалами: карандашом, кистью, фломастером, гуашью, акварелью, тампоном, дать знания о правилах рисования кистью, карандашами и научить пользоваться в деятельности, учить пользоваться техникой печати: кляксография, ниткография, монотипия.

Эти же задачи рассматриваются в лепке и аппликации.

В лепке – сформировать умение пользоваться глиной (мл гр), учить лепить из пластилина (ст гр), формировать навыки скатывания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, прищипывания, примазывания, сглаживания, соединения с помощью каркаса, деление глины.

В аппликации: учить вырезывать детали, учить раскладывать и наклеивать. 2 мл гр – учить раскладывать и наклеивать детали на фон, учить намазывать не цветную сторону, учить убирать излишки клея салфеткой. Ср гр – формировать навыки пользования ножницами, учить держать их правильно, учить отстригать часть одним взмахом, учить резать длинные прямые линии с продолжением вперед. Ст гр – учить срезать уголки, вырезать симметричные предметы из бумаги сложенной пополам, учить поворачивать бумагу в растворе ножниц, учить видоизменять геометрическую форму для получения другой геометрической формы, учить вырезать из бумаги сложенной «гармошкой». Подг гр – учить вырезать силуэт предмета по наброску и на глаз, учить вырезать гирлянду, учить работать с помощью канта: равномерный – один цвет на другой и полумесяцем, учить работать в технике живописи (эффект огоня), учить работать в технике мозаики, учить создавать аппликацию из ткани и природного материала.

Техника рисования: В младшей группе необходимо учить детей правильно держать кисть и карандаш, в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Не сжимать сильно и не держать слишком близко к концу. Левой рукой придерживать лист бумаги. Правильное положение карандаша в руке ребенка обеспечивает необходимую свободу и легкость действия, нужную для решения изобразительных задач.

Учить детей правильно обмакивать кисть в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю. Учить промывать кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску и осушать ее легким прикладыванием ворса к салфетке. Предупреждать вытирание кисти салфеткой и лишнее промывание. Систематическое обучение детей правилам пользования красками позволяет расширить количество используемых цветов.

Учить проводить линии и рисовать предметы округлой формы, не отрывая карандаша от бумаги. Работая кистью вести ее только по ворсу.

Обучая работе с карандашом, показываем правильный прием рисования прямых линий:

-Вертикальная прямая – рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется с боку от проводимой линии, сверху вниз, карандаш идет перпендикулярно проводимой линии и наклонно по отношению к бумаге.

-Горизонтальные линии – рука с карандашом находиться внизу листа перпендикулярно проводимой линии и движется в направлении проводимой линии – слева направо – при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль за направлением движения, рука имеет твердую опору о стол. Лист лежит выше от края стола.

В средней группе дети прочно усваивают правильную позу во время занятия: ноги на полу, руки на столе, сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол. Вырабатывается прочные навык владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных задач. Добиваться легкости движения и подвижности руки и кисти, усваивать навык рисования без опоры на стол. Усвоение навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности замаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур.

Движение карандаша при закрашивании – неотрывное, движение кисти - только в одну сторону.

В старшей группе закрепляется правильная поза. Учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги и окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатывается легкое движение карандашом и кистью, умеренный нажим, рисование концом кисти тонких линий и широких полос боковой стороной ворса. Овладевают ритмом движения при повторности действий, произвольно изменяют силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

В подг группе учатся свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий в одну и другую стороны, рисовать двойной завиток. Овладевают умением производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, движение кистью – при рисовании коротких линий, и движении одними пальцами. Научаются свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с поворотами. Овладевают произвольным изменением наклона кисти при рисовании линий разной ширины и при закрашивании. Учатся покрывать цветом большие плоскости. Учатся равномерно усиливать или ослаблять силу тона при рисовании карандашом. Усваивают технику рисования акварелью.

Техника обращения с глиной: аккуратно пользоваться материалом, засучивать рукава, пользоваться дощечкой. Раскатывать комок прямыми и кругообразными движениями, расплющивать, получать полную форму, прищипывать края формы пальцами, использовать прием вытягивания из целого куска.

В средней группе вырабатывается прочный навык скатывания комка между ладонями, изменение движения для получения формы. Умение владеть движениями пальцев, произвольностью движений по силе нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.

В старшей группе учатся постепенно регулировать силу нажима пальцами на глину для получения вмятин разной глубины, с различной силой сжимать и оттягивать глину пальцами для получения формы, сглаживать поверхность и примазывать места скрепления частей.

В подг группе овладевают лепкой более крупных фигур из целого куска. Учатся намечать общую форму предмета, а затем его детали. Лепить на дощечке, поворачивая дощечку для восприятия своей работы и получения округлой скульптуры. Произвольно регулируют нажим пальцами, делают углубления разной величины, устанавливают фигуру без каркаса, утяжеляя основание. Приобретают умения сглаживать поверхность, пользоваться стеком.

Техника аппликации: учить аккуратно набирать клей на кисть, намазывать бумагу клеем, пользуясь клеенкой. Учить пользоваться тряпочкой. Учить раскладывать и наклеивать в определенной последовательности, чередуя по форме, по цвету, величине готовые формы.

Средняя группа: закрепляется навык обращения с клеем и кисточкой, последовательность действий. Освоение навыка владения ножницами: правильно держать, резать по прямой, разрезать поперек.

В старшей группе дети прочно усваивают навык резания по прямой, разрезание длинных полос по сгибу и по линии. Овладевают навыком резания по дуге и по кругу, учатся вырезывать округлые формы.

Подг группа: учатся свободно владеть ножницами, овладевают вырезыванием форм криволинейного контура, симметричных фигур из бумаги сложенной вдвое, силуэтным вырезыванием из одного куска бумаги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: