double arrow

Понятие инновации применительно к системе общественного питания

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновации являются объектом рассмотрения многих наук:

- философы, рассматривая инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий;

- психологи, прежде всего, анализируют возникающие конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, получаемые командами инноваторов;

- представители технических наук акцентируют внимание на технологической стороне изменений, уровне новизны и оригинальности технологий и продукции;

- экономисты фиксируют не просто процесс внедрения, а широкомасштабное рентабельное внедрение новшества (новшества технологии, продукта, метода организации или структуры).

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Официальные российские термины в области инновационной деятельности определены в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», постановление Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Применительно к общественному питанию, можно выделить 4 основные группы инновационных технологий:

1. Технологии, объектом которых является инновационный продукт питания, либо его компонент. Сюда относятся как сами продукты, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности человека, так и пищевые вещества, изменяющие структуру, либо технологические свойства пищевых продуктов.

2. Инновационное технологическое оборудование, которое либо использует инновационные способы воздействия на пищевой продукт (например, вакуум, ультразвук и пр.), либо способно работать под управлением программного обеспечения в автоматическом режиме. Сюда же мы можем отнести систему управления качеством HACCP.

3. Инновационные методы организации производства и обслуживания на предприятиях питания. Сюда можно отнести такие способы организации, в основу которых положены принципы научного подхода, нормирования труда и оптимизации процессов в соответствии с поставленными заказчиком задачами.

4. Инновационные методы управления предприятием либо сетью предприятий питания. Сюда можно отнести подходы централизации, планирования и др.

Инновация в своем развитии меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения, и при грамотном использовании помогает в решении проблем связанных с низкой эффективностью предприятий общественного питания. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

• состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

• состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

• специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации в торговле является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости. Инновационные компании - лидеры в XXI в. не просто удовлетворяют потребности клиента, а с помощью инноваций вызывают ощущение восторга у потребителей. Чтобы оставаться лидерами, предприятия вынуждены постоянно внедрять инновации, постоянно поддерживать ощущение восхищения у клиента и делать это с прибылью для себя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: