double arrow

Организационно-производственная чувствительность предприятий к нововведениям, в части инновационной переориентации


 

В XXI веке основой для создания модели экономического роста должна стать система научных знаний, новые технологии и инновационные процессы. Нашим сегодняшним достижением мы обязаны не просто бизнесу вообще, а тем нововведениям, благодаря которым идет обеспечение экономического роста и конкурентноспобности национального хозяйства.

Сегодня инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики новой страны. Без активного внедрения результатов научных исследований в практику, без осуществления новых технологий в практику, без осуществления новых технологических процессов тяжело обеспечить экономический рост, как отдельно взятой страны, так и мировой экономической системы.

В данном аспекте достаточно важным является отношение любой предпринимательской структуры к осуществлению инновационной деятельности, т.к от этого будет зависеть успех внедрения нововведений. Чувствительность к внедрению инноваций в организациях, в значительной мере зависит от того, как к нововведениям относится высшее руководство. Для того чтобы лучше понять как предприятие реагирует на нововведения, необходимо тщательно проанализировать мотивационные факторы, которые стимулируют руководителей внедрять инновации или влиять на их отношение к нововведениям. Среди таких мотивационных факторов ученые-экономисты выделяют следующие: ситуация на предприятии; система личных целей и их временной горизонт; личные качества; уровень квалификации, профессионально-политический уровень руководителя: должность руководителя, его права и обязанности в процессе принятия решений. Рассмотрим некоторые из них:




Ситуация на предприятии. Отношения между людьми, культура производства, традиции значительно влияют на реализацию инновационных проектов и на их результат. Здесь прослеживается чувствительность организации к нововведениям. Среди факторов которые формируют внутреннюю атмосферу на предприятии, благополучную для внедрения инновации:

- профессионализации руководящих кадров, культура, стиль управления;

- централизация, т.е. степень самостоятельной работы, доступ к информации, уровень специализации, возможность структурных изменений в организации;

- производственная программа предприятия, и связанные с этим проблемы;

- качество функционирования внутренней системы управления, стратегия и тактика инновационной политики.

Личные качества. На предприятиях часто складывается ситуация, когда личные качества руководителя влияют на обстановку в коллективе. Также личные качества определяют отношения руководителя к нововведениям и от них зависит реализация конкретной инновационной стратегии. Среди личных качеств руководителя, которые в определенной мере оказывает содействие положительному отношению к нововведениям, это способность повышать свою квалификацию, умению интенсивно работать, учитывать мнение более низкого уровня иерархии, налаживать нормальные отношения в коллективе, инициативность, самокритичность.



- Система личных целей их временной горизонт. Система личных целей их временной горизонт определяют отношение руководителя к конкретным инновациям, в конкретных условиях и в конкретный период времени.

- Уровень квалификации. Без высокого уровня квалификации работников тяжело обеспечить управление инновационными процессами на предприятии. Знания и опыт руководящих работников могут быть объективным фактором, который существенно влияет на решение руководителя относительно инновационных процессов на предприятии. Знания и опыт дают профессионализм, но одновременно могут быть и препятствием для его активных и прогрессивных.

При этом следует отметить, что объективная выгодность инновационного пути не всегда гарантирует положительное отношение к инновациям, в частности существует сопротивление персонала, в особенности тех, кого эти нововведения касаются.

Тем не менее, в целях обеспечения устойчивого положения в условиях острой конкуренции, ускоренно научно-технического прогресса, руководители предпринимательских постоянно осуществляют поиск форм и методов управления. Чаще всего внедрение крупных нововведений происходит только тогда, когда предприятия столкнулись с серьезными проблемами хозяйственного характера. Во времена экономического кризиса выявляются все проблемы, которые заставляют осуществлять реорганизацию. При этом проблема внедрения управленческих нововведений в первую очередь обусловлена такой причиной как угроза занятости, безработица, которая является противоречием интенсивность труда, его производительности, новых методов управления.



Так же характерной отрицательной чертой для нововведений является бюрократическая система управления. Концентрация производства и капитала в развитых странах оказывала воздействие на создание гигантских аппаратов управления корпорации и государственными учреждениями, которые разделяют по функциональным признакам: планирование, управление персоналом, материально-технические разработки и т.д. Создание таких аппаратов оказало содействие ускорению внедрения инновационных процессов, с другой стороны, они стали одной из причин медленного внедрения управленческих нововведений и создания на пути разных бюрократических барьеров. Раньше считалось, что крупный бизнес является движущей силой экономического и научно-технического развития. Но последние исследования ученых разных стран, прежде всего индустриальных, показали, что существует тенденция к снижению инновационной деятельности у крупных предприятий в сравнении с малыми. По мнению ученых, структуры управления крупных предприятий не приспособлены к поиску нововведений. А именно на малых предприятиях были разработаны и впервые освоены важные нововведения. Примером может быть инсулин, антибиотики, шариковые ручки и т.д. Малые, средние и крупные предприятия имеют свои плюсы и минусы относительно внедрения нововведений. В экономической литературе западных стран нет единого ответа относительно влияния размеров предприятия на внедрение инноваций. Английские ученые-экономисты К.Норрис и Дж.Вейзи утверждают, что на этапе исследований и накопления знаний основную роль играют малые предприятия, а на следующих этапах нововведений, где масштаб возрастает и нужны значительные финансовые ресурсы, крупные предприятия имеют определенные преимущества.

Жесткая рыночная конкуренция заставляет малые предприятия функционировать в условиях «естественного отбора», поэтому они стараются конкурировать с большими предприятиями в сфере проведения исследовательских разработок и использования прогрессивной технологии, а это дает дополнительные возможности развития малого бизнеса. Многие крупные предприятия подавляют творческую инициативу людей и они бросая большие компании переходят в малые предприятия. Эти талантливые экономисты и инженеры, предлагая свои нововведения, способствуют высокому темпу развития предприятий малого бизнеса, т.к. имеют больше возможностей для внедрения новой продукции и быстрого принятия решений. Проблемы для малых предприятий заключается в том, что инновационные проекты, которые включают в себя все этапы инновационной деятельности, связаны с необходимостью принятия нестандартных решений и ведут к появлению конфликтных ситуаций и требуют длительного периода реализации.

Также следует отметить, что всегда существует риск – это неопределенная ситуация, где возможен положительный и отрицательный результат. В экономической теории над риском понимается измеримая вероятность потери своих ресурсов, потери запланированных доходов. Но также может произойти обратное – что собственник нововведения может получить больше прибыли, чем отдалось. Поэтому возникает проблема управления рисками и эта проблема постоянно актуальна, т.к. она существует в любом секторе экономики.

Обобщая вышесказанное, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства имеет большое значение, как в целом для экономического роста страны, так и для выплеска инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности. Повысить эффективность осуществления инновационных процессов поможет развитие малого предпринимательства. Здесь возможна большая эффективность осуществления нововведений. И поэтому принципиальное значение будет иметь создание механизма для улучшения деятельности малых, средний предприятий, которое будет предусматривать помощь со стороны государства в виде финансовых ресурсов, эффективной кредитной, налоговой политики.

 








Сейчас читают про: