Наука и техника в средневековой Западной Европе

 

В 395 году исходя из административной необходимостипроизошло расчленение Римской империи на две почти равныхполовины. В 476 году германский полководец на римскойслужбе Одоакр лишил трона Ромула Августа и отправилгосударственные регалии в Константинополь восточномуимператору Зенону. Очевидно, Западная Римская империя немогла исчезнуть мгновенно. Еще задолго до формальной датыпрекращения существования империи наметилось еекачественное перерождение: падала образованность, приходилив упадок города, ослабла культурная деятельность в целом.

Первоначально варварские короли на Западе признавалитеоретическое верховенство Константинополя, но со временемВизантия утратила контроль над Западом, а разделениехристианской церкви на восточную (греко-православную) изападную (римско-католическую) ветви активно способствовалотому, что страны Западной Европы начали осознавать себя какособый мир, противостоящий и мусульманству, и греческомухристианству.

Средневековье – противоречивая эпоха. С одной стороныона может показаться «темными веками», шагом назад всравнении с античностью. С другой стороны, в Средневековьебыли сделаны важные достижения, подготовившие мировоелидерство Европы в материально-технической сфере. В историинауки средневековье предстает в виде закономерного этапаразвития научного знания – этапа противоречивого, сложного,но необходимого, без которого были бы невозможнымидальнейшие достижения. В то же время торжествотеологических элементов культуры над светскими,предопределило эвристическую бедность средневековой мысли.

Научно-теоретический интерес уступил место религиозно-нравственным исканиям.Доминирование католической церкви – основная чертадуховной жизни западноевропейского Средневековья. Римско-католическая церковь всегда настойчиво стремилась к светскойвласти, что обусловило ее политическую активность и особыйконтроль всех сфер человеческой деятельности. (Не случайносегодня Ватикан во главе с Римским папой – абсолютнаямонархия, самостоятельное государство со всеми атрибутамигосударственности.) Монополизм католической церкви вдуховной сфере и желание этот монополизм сохранитьобусловили специфику социокультурной ситуации. Науке(философии) отводилась роль «служанки богословия», она былажестко детерминирована господствующей религиознойидеологией. Догматические положения христианской религиивоздействовали на процесс формирования всегоконцептуального аппарата западноевропейской средневековойнауки. В отличие от античности формируется не рациональный,а религиозный тип познания. Отсюда – важнейшая проблемасредневековой мысли – о соотношении веры и разума.

Характерным становится понимание результатов познаниякак продукта божественного откровения, которое реализовано всвященных текстах, созданных религиозными авторитетами.

Отсюда герменевтика (греч.ερμηνεύω – толкую) – искусствотолкования текстов, как важнейшая черта средневековой мысли.

В результате объектом познания выступает священное писание,а не сама природа. Подобная ситуация, конечно, неспособствовала развитию науки, поэтому средневековье нетолько не дало новых научных программ, но первоначальнодаже утратило тот высокий уровень научного мышления,который наблюдался в античности. Направленностьсредневекового научного мышления на интерпретацию того, очем говорится в освященных авторитетом книгах, выразилось вразличных комментаторских работах и в стремлении ксистематизации и классификации знания.

Историю средневековой мысли делят на два этапа:1. патристика; 2. схоластика.

Патристика (греч. πατήρ, лат. pater — отец) – учение«отцов церкви», то есть духовно-религиозных вождейхристианства до VII века. В первую очередь патристиканаправлена на обоснование основных положений христианства изащиту его перед язычеством. Патристика предстает, преждевсего, как синтез религиозных ценностей христианства иэллинского философского наследия. Происходитприспособление религии к понятийному миру античнойфилософии. Не случайно на раннехристианских иконах Сократ иПлатон изображались среди тех, кого Христос вывел изподземного мира после сошествия во Ад. О связях христианстваи неоплатонизма говорит, в частности, тот факт, что Плотин –представитель языческой философии, и Ориген – представительранней патристики, учились в Александрии у одного учителя –Аммония Саккаса. Христианский неоплатонизм АврелияАвгустина (Августина Блаженного) господствовал взападноевропейской философии и католической теологии вплотьдо 13 века, когда ему пришел на смену христианскийаристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Термин схоластика (греч.σχολαστικός – учёный,школьный) впервые встречается у Теофаста. В отношенииистории средневековой мысли термин используется в связи стем, что философские (и научные в целом) знания в этот периодраспространяются главным образом в монастырских школах.

В XII веке появляются университеты (первый – в Болоньев 1200 г., затем в Вене, Неаполе, Праге, Оксфорде). Онипоявлялись на базе школ при монастырях, церковных школ.Важно, что в университетах закрепилось право на автономию:они имели собственные уставы, судебные органы,устанавливали свои правила присуждения ученых степеней изваний. (Впервые степень доктора наук была присвоена вБолонском университете.)

Средневековые университеты по своей структуре состоялииз четырех факультетов Подготовительный факультет, накотором преподавались грамматика, риторика, диалектика(искусство вести диспуты), геометрия, арифметика, астрология,и музыка, первоначально назывался «факультетом свободныхискусств», затем – «философским». После прохожденияобучения на этом факультете студенты переходили намедицинский, юридический или теологический факультет,который был самым престижным, но и наименеемногочисленным. Во многом благодаря университетам сталираспространяться математические, физические, медицинскиезнания. Университеты и монастыри явились центрамитехнических инноваций.

Особый интерес для схоластики представляла философияАристотеля, в отличие от патристики, ориентированной более наплатонизм. В определенном смысле средневековая схоластикаявляла собой синтез христианского богословия и логикиАристотеля. Схоластика обращалась к Аристотелю затерминологией и логическим методом, критические диспутысхоластиков об Аристотеле и их альтернативные гипотезыспособствовали развитию категориального аппарата, приемовлогического мышления.

Задача примирения учения Аристотеля и догматовхристианской веры была решена Фомой Аквинским. (Врезультате в эпоху Возрождения те, кто оказывался в оппозициик церкви, видели в Аристотеле своего противника.) ФомаАквинский, активно используя труды Аристотеля, придалтеологии систематичность и видимость научности.Примечательно, что его учение – томизм, до сих пор лежит воснове официальной идеологии Ватикана. Фоме Аквинскомуудалось восстановить разум в положении законного инеобходимого элемента природы человека. Согласно ФомеАквинскому у человеческого разума существуют свои границы,природа Бога постижима только верой. Фома указал нанеобходимость употребления человеком своего разума, крометого, он доказал, что истины, полученные с помощью разума иистины, полученные с помощью веры не противоречат другдругу.

Постепенно в средневековой мысли намечается переходученных от интерпретации священных книг к изучениюприроды. Одним из первых о необходимости практическойнаправленности знания и важности эксперимента в научномпоиске заговорил Роджер Бэкон – ученый Оксфордскогоуниверситета, францисканский монах. Пятнадцать лет РоджерБэкон провел в тюрьме по обвинению инквизиции, труды егобыли сожжены.

Аристотелевская логика в средневековой схоластикенаходит свое дальнейшее развитие. Так, развивается впервыесформулированный Аристотелем принцип достаточногооснования – требующий, чтобы в случае каждого утвержденияуказывались убедительные основания, в силу которых онопринимается за истинное. Отталкиваясь от рассужденийАристотеля, Уильям Оккам пришел к знаменитомуметодологический принципу, получившему название «БритваОккама», который в упрощенном виде гласит: «Не следуетмножить сущее без необходимости» (то есть нет смысла строитьгромоздкие мыслительные конструкции, каждый термин долженобозначать определенный предмет, все лишнее должно«отрезаться», как бритвой).

Авторитет Аристотеля определил обращение к системеПтолемея. Птолемеево-аристотелевская астрономическая модельоказалось частью христианского мировоззрения, научнаясистема получила религиозный смысл. Хотя междунаблюдениями и теорией продолжали накапливатьсянесоответствия, птолемеевская система господствовала вуниверситетах, видоизменяясь в отдельных элементах, носохраняя в целостности свою основную структуру. Начиная сXII-XIII веков, в университетах началось преподавание иклассической астрологии, кодифицированной Птолемеем.

Астрология явилась важнейшим элементом средневековойкультуры. Астрология – учение о влиянии небесных тел наземной мир, сыграла значительную роль в становлении знаний онебесных явлениях, которые использовались астрономией.Многие феодалы имели при своем дворе личного астролога,тратили деньги на открытие обсерваторий, в которыхпостепенно накапливались астрономические знания, служившиецелям астрологии.

Отношения между астрологией и астрономией, когдаисследования в заведомо ложных целях вели к накоплениюистинных знаний, повторяли отношения между алхимией ихимией. Алхимия обеспечила знания, необходимые для химии.Алхимики открыли многие красители, сплавы, кислоты,разработали приемы лабораторной техники, что не даетвозможности провести границу между деятельностью, связаннойс алхимией, и деятельностью, связанной с химией.

Первоначально алхимия возникла из прикладной химии вЕгипте, но в средневековой Евроне она получила особенноераспространение. Мистическая сторона алхимии была нацеленана получение «философского камня», способного превращатьнеблагородные металлы в золото и серебро и обладающегочудодейственными целительными свойствами. Отношение калхимии было неоднозначным. Феодалы рассчитывали спомощью «философского камня» достигнуть собственногоматериального благополучия, и всячески поощрялиисследования алхимиков, а католическая церковь, которая вэпоху Средневековья, как известно, являлась самым богатым ипроцветающим феодалом боялась, что получение алхимикамизолота ослабит ее казну. Исходя из целей экономическойбезопасности католической церкви, папа Иоанн XXII предалалхимию анафеме, однако, несмотря на это, алхимия вплоть доXVIII века оставалась элементом европейской культуры.

В Средневековье в Европе распространяются многиетехнические достижения. Введение подковывания лошадейулучшало возможности их передвижений по дорогам, чтоспособствовало развитию транспортногосообщения.Использование хомута (вероятно, был заимствован в Китае)повысило эффективное использование лошади в 4-5 раз.Распространяются водяные мельницы, в Испании появляютсяветряные мельницы, впервые отмеченные у арабов.

Средневековые исследователи оставили множествооригинальных разработок, опередивших свое время. Так, РоджерБэкон высказал идеи различных устройств: автомобиля,подводной лодки, ему первому в Европе удалось создать порох.

В Китае порох использовался для фейерверков, европейцы жеприменили его в военном деле. Использование огнестрельногооружия вызвало революцию в военном деле и позволило Европев дальнейшем установить господство над миром, создатьколониальные империи.

В 13 веке РаймундЛуллий создал логическую машину,построенную по троичной логике. Механизм состоял изнескольких подвижных концентрических кругов, каждый изкоторых был разделен на двенадцать секторов, где были визвестном порядке написаны общие понятия или основныекатегории. При вращении кругов получались сочетания понятий.По Луллию, все конченое множество существующих истин былозаключено в его машине. В определенной степени такая машина– предтеча искусственного интеллекта.

На протяжении всего Средневековья совершенствуютсяорудия труда, что было связано с улучшением плавки иобработки железа. В середине XIV века появляются первыедоменные печи. Повышение объемов выплавки железаспособствовало развитию горного дела. Появились специалистыремесленники – горняки, знания и опыт которых передавался изпоколения в поколение. Это привело к развитию городов, какцентров ремесленной деятельности горняков.

Важный момент в истории средневековой техники – такназываемая «транспортная революция», связанная с плаваниемевропейцев по морям и океанам. В результате использованияновых судов, Европа обеспечила свое превосходство.Произошло это благодаря компасу (привезенному из Китая),хронометру и кормовому рулю. Особая роль в навигациипринадлежит подзорной трубе, которая появилась благодаряболее раннему изобретению очков в XIII веке в Венеции.

В XV веке в Европе происходит информационнаяреволюция – изобретение книгопечатания (Иоганн Гуттенберг,1440). Распространение бумаги (с которой познакомилиевропейцев арабы, сами узнавшие о ней благодаря китайцам)вызвал дефицит переписчиков, что дало толчок к применениюкнигопечатания, известного еще ранее в Китае. Книгопечатаниеспособствовало распространению знаний, грамотности,возможности более широко транслировать накопленный опыт изнания.

 


 

Лекция 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: