Термин «Возрождение» обозначает эпоху в историиитальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры,ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени.
Возрождение проходило по всей территории Европы, но особоярко проявилось итальянское Возрождение (Флоренция, Рим,Венеция, Милан) и Северное Возрождение (Германия,Нидерланды). Сам термин «Возрождение» (Ренессанс –итал. Rinascimento, фр. Renaissance) указывает на связь сантичностью, что проявляется в активном интересе к античнойкультуре, происходит как бы её «возрождение». Идейнымикорнями новая эпоха уходит в античность и в светские традициисредневековой культуры. Относясь к античности как к идеалу,Возрождение возникает как итог развития Средневековья,поэтому, конечно, несет на себе черты, несвойственныеантичности.
Возрождение характеризуется процессами секуляризации.Самостоятельность по отношению к церкви получаютэкономическая, политическая жизнь, искусство, наука.Происходит освобождение науки от давления догматовкатолической церкви, преодоление религиозного стилямышления. Появились светские центры науки, деятельностькоторых находилась вне контроля церкви, что обеспечиваетвозможность быстрого накопления научного знания. Ученыеэпохи Возрождения стремятся объяснить существованиематериального мира из него самого, исходят из того, что мир,подчинен причинно-следственным закономерностям.
Формируется представление о мире как процессе развитияматериальных систем.В эпоху Возрождения закладываются основы длявозникновения техногенного общества. Всем обществам,существовавшим ранее в истории, присущи общие черты:ориентация на традиции, малая роль новаций, господствосакральных мифологических или религиозных представлений,медленная социокультурная динамика, что позволяет иххарактеризовать как традиционные общества (исключение –Древняя Греция). Но в процессе исторической эволюции вЗападной Европе образуется социокультурная система свысочайшими для традиционных обществ темпами социальнойдинамики – возникает техногенное общество, котороеотличается быстрым изменением техники и технологий,систематическим применением в производстве научных знаний.Происходят ускоренные трансформации стилей жизни,мышления, формируются новые ценности.
Одной из предпосылок, сделавших возможным началоэпохи Возрождения, были крестовые походы, приведшие кинтенсивному взаимодействию европейской и арабо-мусульманской культуры, впитавшей в себя греческое наследие.Кроме того, крестовые походы активизировали развитиеторговли в средиземноморском регионе.
Не случайно движение Возрождения зародилось витальянских торговых городах. Развитие товарно-денежныхотношений в Италии сопровождалось процессами урбанизации,происходило подчинение деревни городу, становлениефинансового дела, ремесленного производства. Высокаясоциально-политическая роль города способствовалаформированию инициативной, энергичной, свободомыслящейличности. В таких условиях проявляется так называемый«эффект раскованного Прометея» – высвобождения творческойэнергии личности, усиление роли интеллектуальных элементовпроизводительных сил. (Характерно, что и в античности расцветкультуры наблюдался в городах-государствах, где свободныеграждане были политически активны и имели возможностьпринимать участие в управленческих процессах.) В эпохуВозрождения происходит становление гуманизма –общественно-философского движения, рассматривающеголичность человека, его свободу, созидающую деятельность каквысшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Флорентийский граф Пико деллаМирандола стал авторомдоктрины достоинства человека как полновластного творцасобственного «Я». Природа человека понимается им как итогпостоянного процесса становления, самостоятельного исознательного выбора. Мирандола отстаивал идею единствачеловеческих знаний, непрерывной нити развития всегочеловечества. Поэтому он углубился в изучение восточнойфилософии, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале,стремясь овладеть тем, что накоплено духовным опытомразличных времен и народов.
Определенная роль в становлении движения Возрожденияв итальянских городах Северной Италии, принадлежит томуобстоятельству, что в Южной Италии греческий язык игреческая традиция продолжали жить в течение всегоСредневековья. Еще в эпоху античности эллинские основыЮжной Италии не были в полной мере поглощены Римом.
Завоевания Юстиниана также ввели в Южную Италиюзначительное число греческих элементов. Вторгнувшиеся наАпеннины лангобарды сами попали под греческое влияние истали в некоторой степени носителями греческой традиции.
Позже из византийских областей и Сицилии, захваченныхарабами, имела место обширная греческая эмиграция в ЮжнуюИталию. Греческая средневековая Южная Италия не могла неоказать влияния на Северную Италию в части знакомства сгреческим языком и началами греческой литературы.
Влияние греко-византийской культуры на ЗападнуюЕвропу также обнаружило себя в период существования такназываемой Латинской Романии – государств, основанныхзападноевропейскими рыцарями, венецианцами, генуэзцами назавоеванных у Византии или полученных по договорамтерриториях.
В XV веке ослабленная Византия все еще оставаласьважнейшим культурным и научным центром. Константинопольбыл городом, где находилось множество высокообразованныхлюдей, следующих античным традициям, где происходил обменидеями, жители которого считали себя прямымипродолжателями традиций Греции и Рима, просвещеннымихристианской верой. Еще до падения под ударами турок в 1453году Константинополя многие греческие интеллектуалы сталиприезжать в Италию из клонившейся к упадку Византии. Вомногих университетах Западной Европы работали греческиеучёные, что сыграло немалую роль в развитии европейскойнауки. В греческой эмиграции ярко проявилась культурно-интеллектуальная составляющая. Греческое наследие не простообогатило итальянскую культуру, оно стало важным источникомидей и теоретическим основанием науки эпохи Возрождения.
Греческие интеллектуалы привозили с собой античныерукописи, переводили их на латынь, обучали европейцевгреческому языку. Запад получил огромное число греческихрукописей, которые содержали труды представителей античнойнауки, а также тексты византийского периода. Изучениеоригинальных греческих произведений дало мощный толчокподъему науки. При этом византийцы не просто транслировалиантичное наследие в Италию, они сами его переосмысливали,расставляли новые акценты, направляя интересы копределенным научным и образовательным проблемам. Средивизантийских ученых, оказавших значительное влияние на наукуВозрождения были Георгий ГемистПлифон, МануилХрисолор,Виссарион Никейский, Иоанн Аргиропул и др.
Крупнейшим событием, которое дало толчок к развитиюнаучной мысли в эпоху Возрождения – начало книгопечатания вЕвропе (1445 год), что связано с именем Иоганна Гутенберга.Внедрение книгопечатания явилось информационнойреволюцией и способствовало распространению античногонаследия и новых взглядов по всей Европе. После изобретенияГутенберга в десятки и сотни раз снизились цены на книги, ониполучили широкое распространение. Если раньше церковьполностью контролировала содержание книг, то теперьпоявилась возможность издавать книги на светские темы. Врезультате книгопечатание изменило общественные институты,в том числе и образовательные. Появляются новыеуниверситеты, в которых основными становятся дисциплинысветского характера: право, медицина, математика, философия,естественные науки.Становление науки эпохи Возрождения неотделимо отРеформации – движения в Западной Европе, направленногопротив католической церкви.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517года, когда профессор теологии Виттенбергского университетаМартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковойцеркви свои «95 тезисов», направленных противзлоупотреблений католической церкви, прежде всего, противпродажи индульгенций. Реформация привела к появлениюновых течений в христианстве: лютеранства, англиканства,пуританства, баптизма и др. Совокупность этих некатолическихучений получила название «протестантизм».
Лютер высказался о ненужности посредников междуБогом и человеком, то есть о ненужности церкви, каксоциального института. Согласно Лютеру главным в жизничеловека является не небесный, а земной мир, следовательно,человеку необходимо реализовываться в земной жизни, надобыть активным и самостоятельным во всех видах деятельности.
Саморазвитие человека, побуждение его к независимости отцеркви – одна из главных идей протестантизма. Именно поэтомунемецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер указывална связь между протестантизмом и зарождениемкапиталистических отношений. Согласно его точке зренияпротестантизм обеспечил духовную основу для развитиятоварно-денежных отношений, и не случайно, первыми переходк капитализму осуществили те страны, где наиболее активнопроявила себя Реформация.
В эпоху Возрождения начинают использоваться такиеэкономические термины как «дебет», «кредит», «баланс»,«страховка», «риск».Становлению капиталистическихотношений способствовало развитию математики, посколькуона стала активно применяться в бухгалтерском учете. Важнымдостижениями отмечена деятельность итальянского математикаЛуки Пачоли – одного из основоположников современныхпринципов бухгалтерии. Им впервые был предложен принципдвойной записи в бухгалтерии, кроме того, он изложил правилаарифметических действий, решения некоторых алгебраическихуравнений и их приложения к геометрии, теориюгеометрических пропорций.
Интерес к человеку, антропоцентризм эпохи Возрожденияне мог не вызвать развития медицины. Немецкого врачаФилиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, болееизвестного как Парацельс, за его революционный вклад вразвитие медицинских знаний называют «Лютером в медицине».Считается, что он первым применил кесарево сечение, началиспользовать в лечении химические средства. Парацельс явилсяпредтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза,которая в популярном изложении звучит следующим образом:«Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза». Онтакже оставил ряд алхимических сочинений. Другой известныйврач – Андреас Везалий изучал многие труды по медицинеантичных авторов, в частности, работы Галена, в которых нашели исправил более 200 ошибок. Из костей умерших людейВезалий собрал скелет человека и впервые стал его использоватьв качестве учебного пособия. За вскрытие трупов (что былозапрещено церковью) был приговорён к смерти испанскойинквизицией, но благодаря заступничеству своих влиятельныхпациентов, в том числе испанского короля Филиппа II,наказание смягчили и Везалий был приговорен кпринудительному паломничеству в Иерусалим, на обратномпути он погиб при кораблекрушении.
Развитию фармакологии способствовали открытия новыхземель, где было найдено множество лекарственных растений. ВЕвропе растет количество аптек, появляются ботанические сады,прежде всего в Италии, где специально выращиваютсялекарственные растения.
Ярчайшим представителем эпохи Возрождения былЛеонардо да Винчи, явившийся идеалом «универсальногочеловека». В последующей традиции Леонардо да Винчиосмысливался как личность, наиболее ярко вобравшая в себявесь диапазон творческих исканий эпохи. Он внес вклад вразвитие различных областей человеческой деятельности:живопись, астрономия, механика, анатомия, ботаника и проч.Им были составлены чертежи велосипеда, летательногоаппарата, танка и многих других механизмов. Леонардо пришелк необходимости соединения эксперимента и егоматематического осмысления, что является основаниемсовременного естествознания.
Особое значение в становлении нового мировоззрения,непосредственно связанного с дальнейшими успехамиевропейской науки, имеет учение кардинала всей Германии –Николая Кузанского, который сформулировал идеюбесконечности Вселенной, постижимой разумом. Для НиколаяКузанского центр и окружность космоса – это Бог, его нельзяпомыслить конечным, поскольку у него нет пределов, междукоторыми он замкнут. Тем самым Николай Кузанскийподготовил коперниканскую революцию в астрономии.
Николай Коперник сумел взглянуть на весьпредшествующий опыт развития астрономии как человек новойэпохи – творческий, смелый, «раскованный Прометей».Благодаря распространению печатных текстов различныхгреческих авторов, видя, что они во многом противоречат другдругу, ученый эпохи Возрождения смог бросить вызовобщепринятым авторитетам. Знакомство и глубокое изучение«Альмагеста» привело Коперника к убеждению всуществовании в системе Птолемея глубоких противоречий. Онначал рассмотрение других фундаментальных астрономическихидей, для чего изучал труды греческих ученых, прежде всегоАристарха Самосского. Осознав, что общепризнанноепредставление о геоцентрической системе мира было неединственным из высказанных греческими мыслителями,Коперник решился выдвинуть гипотезу, согласно которой вцентре Вселенной находится Солнце, а Земля является одной изпланет, и произвел математические вычисления, подтвердившиеэто положение. Коперник продемонстрировал творческиевозможности разума и показал, как через выявлениепротиворечий и закономерностей в явлениях можно проникнутьв их сущность.
Теория Коперника стала базой для создания новогонаучного мировоззрения, явившись предпосылкойньютонианской революции в физике, и определила новуюметодологию познания природы. Гелиоцентризм привел кглубоким мировоззренческим изменениям. Объединив теориюКоперника и идеи Николая Кузанского о том, что ни одно телоне может быть центром Вселенной в силу ее бесконечности,Джордано Бруно пришел к представлению о множественностипланетных систем во Вселенной. Монах одного изнеаполитанских монастырей, Бруно считал себя пророком,призванным возродить древнюю египетскую религию.
Мистический способ познания у Бруно тесно связан срелигиозной магией, которую он назвал «героическимэнтузиазмом». В 1600 году на Площади Цветов в Риме Брунобыл сожжен по обвинению инквизиции. Все произведенияБруно были занесены в Индекс запрещённых книг (списокпубликаций, которые были запрещены католической Церковью.)и были в нём до его последнего издания 1948 года. Спустя почти три столетия на месте казни ему был поставлен памятник спосвящением: «От столетия, которое он предвидел», папаИонанн Павел II принес официальные извинения церкви за казньБруно.
В целом необходимо отметить, что эпоха Возрожденияхарактеризуется весьма противоречивыми социокультурнымитенденциями: гуманизм, идеалы красоты и Разума сочетались совсплеском мистицизма, массовой «охоты на ведьм», атмосферойдемономании, диких суеверий. Но, если по некоторым оценкам,к 1500 году Европа не обладала уровнем знаний даже временАрхимеда, который умер в 212 году до н.э., то спустя сто летмир появилась современная наука.
Лекция 10