Наука и техника в античном мире

 

Античная наука, которую создали греки а, позднее,римляне, перенявшие греческую культуру, являетсятеоретической основой современного научного знания, заложивего фундамент, и определив специфические черты и векторы егоразвития. Созданный греческой мыслью аппарат логическогорационального обоснования, превратился в универсальныйалгоритм производства знания в целом. Появиласьуниверсальная основа всей последующей науки – рационализм,который исходит из убеждения, что мир состоит из вещей ипроцессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся всоответствии с естественными законами, не зависящими отчеловеческой воли и сознания. Греческая мысль утвердилапредставление о том, что освоение мира возможно только из егособственных законов.

В античной Греции содержатся начала буквально всехотраслей знания. Греческое происхождение имеют все основныенаучные категории (κατηγορία): метод (μέθοδος), теория (θεωρία),система (σύστημα), гипотеза (ύπόθεσις) и многие другие. ВГреции были поставлены ключевые вопросы, которымизанимаются ученые и сегодня: как мышление соотносится среальностью, проблемы движения, первоосновы мира и прочее.

Греки были первыми в истории, кто воспринял мир каквопрос, который требует поиска ответа. В результате былавыработана критическая традиция для осуществления этогопоиска, что знаменовало появление научного мышления.

Заявляя о том, что история науки начинается в Древней Греции,оговоримся, что существует две точки зрения относительновремени и места генезиса науки. Согласно первой, наукапоявилась в Греции в VII-VI веках до н.э., другая точка зренияговорит о том, что собственно наука в современном еепонимании возникла только в XVI-XVII веках в Европе,поскольку древнегреческая наука не знала эксперимента, и,потому не может считаться наукой в полном смысле этого слова.

В целом, своеобразие античной науки, анализ отличия целей изадач античного научного познания от современного –проблема, имеющая различные варианты своего разрешения.Как бы то ни было, все наши интеллектуальныеобразования имеют корни в Греции. Некоторые идеи греческихученых находят подтверждение только сегодня в современнойнауке. Целый ряд открытий долгое время оставался безприменения, например, исследования о свойствах коническихсечений были использованы спустя семнадцать столетий, когдаКеплер разрабатывал законы движения планет. Многимгипотетическим моделям греческой науки, сформулированнымгреческими мыслителями, можно поставить в соответствиефеномены, обнаруженные современной наукой.

Наука появилась среди греков и существовала толькосреди тех, кто попал под их влияние. Это касается исовременных исследователей. Игнорировать греческое наследиеневозможно, причем независимо от того, осознаем мы его илинет. Ведь все наше мышление, логические категории, которымионо оперирует, сформировались под воздействием греков.

В рамках античной философии задается практически весьспектр направлений дальнейшей исторической динамикинаучного познания. Античностью определяются векторыразворачивания проблемных полей научного знания. Вгреческом наследии содержатся зачатки всех, дажепротивоположных подходов и направлений научнойдеятельности, которые по-разному реализуются в конкретныхсоциокультурных условиях на протяжении дальнейшей историинауки. Именно поэтому в современном мире античностьсохранила свое значение в самых разных сферах духовной иумственной деятельности.

Возникновение науки связано с общим духовным скачком,который переживала Греция в VII-VI веках до н. э., и которыйполучил название «греческого чуда». Содержание греческогочуда состоит в необычайном расцвете греческой культуры:философии, театра, скульптуры и проч. Очень быстро Грециястала культурным лидером Древнего мира, опередив болеестарые цивилизации Египта и Вавилона.

Сегодня никто не сомневается во вкладе в созданиегреческого чуда минойской культуры, оказавшей значительноевлияние на жителей материковой Греции и содействовавшей ихбыстрому развитию.

Становление первой цивилизации на территории Европы,которой английский археолог Артур Эванс дал название«минойская» по имени мифического критского царя Миносаначалось на рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крит.Географическое положение Крита, являющегося перекресткоммежду Европой, Азией и Африкой, было благоприятным длясоздания и расцвета блестящей культуры, вобравшей в себязнания цивилизаций Египта и Ближнего Востока. Роль главногогорода острова играл Кносс, ставший центром Минойскойталассократии (греч.θάλασσα – море, κράτος – власть),развернувшей активную внешнеполитическую деятельность,опираясь на превосходство своего флота. Под властью Кносса наКрите был установлен постоянный мир – знаменитаяPaxMinoica. В результате были созданы условия для динамичногоразвития культуры. Кносский дворец с уникальнойзапутанностью его архитектуры явился основой возникновениямифа о лабиринте, построенном Дедалом. В личности Дедаласконцентрированы технические достижения, достигнутыеминойцами.

Важнейшим достижением минойской культуры явиласьписьменность. Насколько можно судить по найденнымартефактам распространение письменности было тесно связано снуждами дворцовых хозяйств и служило сугубо практическимцелям канцелярского учета. Первоначально в дворцовыхархивах употреблялось иероглифическое письмо, которое,возможно, зависело в определенной степени от египетскойписьменности. Затем оно эволюционировало в так называемоелинейное письмо А. На основании этого линейного письма наКипре было создано кипро-минойское письмо и, затем, кипрскоеслоговое письмо. Проблема дешифровки надписей линейногописьма А не решена до сих пор, в связи с чем затрудненоисследование многих аспектов минойской культуры, вчастности, уровня знаний и образования. После вторжения наКрит ахейцев линейное письмо А вытесняется линейнымписьмом Б. В середине двадцатого века линейное письмо Б былодешифровано М. Вентрисом при участии Дж. Чэдвика.

Закат минойской культуры неожиданно наступил в моментее наивысшего расцвета. Вероятно коло 1450 года до н. э. всецентры Крита новодворцового периода были разрушенымощными цунами, образовавшимися в результатевулканического взрыва на острове Фера – главном островеархипелага Санторини, представляющего собой остаткибольшого острова, уничтоженного извержением. Греческийархеолог Спиридон Маринатос первым предложил гипотезу отом, что причины резкого упадка минойской цивилизациисвязаны с извержениями санторинского вулкана. В этой связиможно не без оснований предположить что миф об Атлантидеоснован на санторинской катастрофе и разрушении минойскихдворцов.

Наследие минойской культуры не исчезло, ее рольпредставляется весьма значительной в качестве основы, накоторой стало возможным создание греческого чуда.Восприятие минойских достижений, безусловно, неединственный фактор возникновения греческого чуда. Феноменгреческого чуда находит определенное объяснение при анализеспособа жизнедеятельности древнегреческого общества. Воснове его уникальности – частная собственность (в восточныхцивилизациях все – вода, земля, жизнь подданных,принадлежала правителю) и полисная демократия.

Действительно, одним из существенных факторов генезисанауки были особенности полисной жизни (греч. πόλη – город). Вгреческих полисах (городах-государствах) произошлостановление общественно-политических ценностныхориентиров, незнакомых другим древним цивилизациям:равноправие свободных граждан перед законом, их участие ввыполнении общественных функций. Наличие политическихправ и свобод, формирование чувства гражданскойответственности обусловили отсутствие сакрального аппаратажрецов, которые определяли специфику развития знаний вдревних цивилизациях восточного типа. Греческая полиснаядемократия способствовала распространению публичныхдискуссий, необходимости защищать свою точку зрения, чтопривело к совершенствованию устной аргументации, разработкеприемов логического доказательства, то есть к развитиюкритичности мышления. Система обучения приобрела характерсоциальных институтов, поскольку умение логично отстаиватьсвое мнение стало важнейшим условием реализациигражданских прав и свобод. Постепенно вырабатываласьрациональная логика, намечалась важнейшая роль дискуссии какспособа нахождения истины. В ряде случаев искусствоаргументации превращалось в жизненно необходимое умение.

По свидетельству Полибия, в Локрах действовал закон, согласнокоторому всякий, кто хотел предложить внести изменения вдействующее законодательство, являлся в правительственноеучреждение, чтобы обосновать свою инициативу, с веревкой нашее. Если большинство принимало решение отклонитьнововведение, он подвергался удушению. В противном случаеказнился тот, кто отстаивал старые законы.

Особенности полисной жизни привели киндивидуализации духовного мира, формированиюсамосознания и самооценки. Большая роль торговли,посреднической деятельности в хозяйственной жизни полисов,требовали от личности инициативы, предпринимательства исамостоятельности. Российско-греческий философФ. Х. Кессиди выдвинул этнопсихологическую концепциюистории, согласно которой необычайные в истории человечествадостижения культуры, вызванные греческим чудом, явилисьвнешним выражением внутренней свободы греков,ориентированных на проявление творческих возможностейгражданина полиса и его доблести.

В греческих полисах сложился совершенно иной посравнению с древними восточными культурами тип социальныхотношений, который дал личности возможность проявлять своютворческую индивидуальность. При этом общественное мнениепоощряло творческие личные достижения, что отразилось вОлимпийских играх. Состязательная природа социальныхотношений внутри полиса, желание доказать свое превосходствонад соплеменниками в любых отраслях деятельности, будь тоспортивная игра, политическая борьба или сферы познанияприроды и общества, привели к тому, что обозначилсяприоритет новаций над традициями (в отличие от восточныхкультур, где традиции были важнейшей социальной ценностью).

Поэтому греки для доказательств своих воззрений обращалисьне к традиционным системам верований, (которые как раз иоспаривались), а, прежде всего, к разуму.

Важную роль в становлении духовной индивидуальностиличности сыграла греческая колонизация – переселение частигреческого народа в Малую Азию, Сицилию, юг Италии. Грекисоздали свои поселения не только в Средиземноморье, но и вПричерноморье и Приазовье. (Последние археологическиеоткрытия показали наличие на северо-восточном побережьеАзовского моря (Таганрог) греческого поселения VII-VI веков,являющегося, самой северной колонией и, возможно,легендарными Кремнами Геродота). Освоение новых земельтребовало развития таких личностных качеств, какпредприимчивость, рациональность и динамичность.

Колонизация разорвала родовые патриархальные связи, чтоповлияло на крушение мифологического мировоззрения. Неслучайно греческая наука зародилась в греческих колониях вМалой Азии, прежде всего в Милете.

Говоря о факторах, ставших предпосылками появлениягреческой науки, необходимо указать также на наличие у грековфонетического письма. На тот момент оно явилось самымсовершенным способом хранения, передачи и обработкиинформации.

В рамках феномена греческого чуда произошлоформирование мировоззренческих установок, которые означалисоздание нового, научного способа мышления. Происходилапостепенная замена сверхъестественных причин событий иявлений естественными, лишенными теологических илимифологических оснований.

Первоначально наука не была разделена на различныеотрасли знания, она носила синкретический характер. Греческаяфилософия является исторически первой формойконцептуального мышления. Она содержит в себе различныепредметные области, которые затем оформляются каксамостоятельные теоретические дисциплины. В силу этогогреческая философия задает вектор исторической динамикинаучного познания, сыграв основополагающую роль встановлении проблемных полей будущей науки. Показательно,что над входом в философскую Академию Платона былпомещен девиз: «Не геометр, да не войдет!» Первые ученые –это первые философы, причем философия представляла собойнатурфилософию, то есть науку о природе.

Непосредственно начало греческой науки принятосвязывать с Милетской школой, возникшей в конце VII векадо н. э. в городе Милете. Милетская школа представляла собойпервое натурфилософское познание мира, не разделившееся ещена естественно-научное и философское познание. Представителиэтой школы осуществили духовный переворот, переосмысливмифологические представления о началах мира в философскиерассуждения о происхождении многого из единого источника –архэ (греч. αρχή – начало). Они сформулировали историческипервую фундаментальную проблему – первоначала(первоосновы) мира, из которого возникают все вещи, и вкоторое они со временем превращаются.

На уровне чувственного восприятия люди осознают, чтоокружающий мир представляет собой многообразие вещей(деревья, камни, сами люди). Наука началась тогда, когдасознание человека поднялось до уровня выработки высокойабстракции – категории субстанции, позволяющей поставитьвопрос о том, существует ли за многообразием различных вещейнекое единое начало. Таким образом, было заявлено, что миробладает целостностью, единством, данные нашегочувственного опыта – не дают исчерпывающего пониманиямира, и мы имеем право на мысленную гипотезу, которая невытекает непосредственно из фактов наблюдения, но которая недолжна им противоречить. При этом возникает идеяобоснования знания, точнее идея математическогодоказательства, которая знаменует возникновение науки. Впоисках ответа на вопросы универсального характера греческиемыслители обратились к критическому анализу. Греческаямысль ищет естественное объяснение мира с помощьюнаблюдений и рассуждений, что сопровождается отказом отпрежних, мифологических элементов миропонимания.

Традиционно первым ученым (как и первым философом)считают Фалеса из Милета, который первым стал доказыватьтеоремы, не довольствуясь рецептурным знанием, принимаемымбез логических обоснований. Некоторое время он жил в Египте,где учился у жрецов, изучал причины наводнений, узнал способизмерения высоты пирамид по их тени. Считается, что именноон «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.

Фалес доказал теоремы о том, что диаметр делит круг пополам,о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основанииравны и другие. Отвечая на поставленный им вопрос опервоначале мира, Фалес заявил, что началом всех вещейявляется вода. Он первым указал на то, что вся материя, изкоторой состоит мир, является по сути одним и тем жевеществом, а за всем многообразием вещей имеется нечтообщее, лежащее в их основе. Именно поэтому мир можнопонять.

Его ученик Анаксимандр источником всего сущего считалнекое безграничное, беспредельное начало – апейрон(греч. άπειρον – неисчислимый, необъятный). Анаксимандроказался первым, кто предположил, что Земля свободнопокоится без опоры. Вселенная представляется центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре мира Землиотсутствует основание двигаться в каком-либо направлении.Вселенная подобна живому существу, она рождается, достигаетзрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь.Анаксимандр распространял среди греков солнечные часы,одним из первых начертил географическую карту мира. Онвпервые применил понятие общественной практики «закон» кприроде и науке.

Другой представитель милетской школы, Анаксимен вкачестве начала мира рассматривал воздух. Из воздуха всевозникает, и к нему все возвращается. Идея о том, что изсгущения или разряжения воздуха появляются все остальныевиды материи находит аналогии в современных теорияхпроисхождения Вселенной путём сгущения первичноговодородного газа.

Гераклит из Эфеса считал первоначалом огонь. Историяциклична, весь мир сотворен из первоогня, и через определенноевремя снова им станет. Он первым обратил внимание наизменчивость вещей, что все находится в состояниистановления. Сформулировав принципы абсолютнойизменчивости, неповторимости, противоположности одного итого же, («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «всетечет, все меняется»), Гераклит образует основание первойисторической формы стихийной диалектики (греч.διαλεκτική –искусство спорить, вести рассуждение) как метода познаниямира. В значительной степени благодаря Гераклитудиалектические идеи стали существенной компонентойисторико-философских концепций, открывая сложность ипротиворечивость процесса познания, а также относительный ивсегда ограниченный характер знания человека одействительности и себе самом.

Пифагор Самосский в основу мира поставил число.Пифагор объявил себя сыном бога Гермеса, много лет учился вЕгипте, Вавилоне, возможно в Индии. Определенное влияние наПифагора оказал зороастризм – древняя иранская религия,восходящая к учению пророка Зороастра (Заратустры).

Считается, что Пифагор был первым, кто называл себяфилософом, а свои рассуждения философией. В КротонеПифагор основал сообщество единомышленников –пифагорейский союз. Пифагорейский союз явился первойнаучно-философско-религиозной школой в истории и оказалзначительное влияние на развитие науки.

Пифагорейская школа внесла значительный вклад вразвитие математики. К их основным достижениям следуетотнести: доказательство тех положений, которые были полученыранее в Египте и Вавилоне (включая знаменитую теоремуПифагора); разработка музыкальной теории (изучениегармонических интервалов и т.д.); превращение арифметики изпростого искусства счета в теорию чисел.

Пифагорейцы изучали зависимость между числами,характер чисел, что вело к их определенной абсолютизации имистике, однако, это была исторически первая попыткапостижения количественных отношений между реальносуществующими вещами. Заслуга пифагореизма состоит восмыслении и утверждении категории количества. Мир – это непросто многообразие качественно различных предметов, вещей.

Каждая вещь и ее свойства имеют определенную меру, степеньизменчивости, насыщенности ее качеств. Мера изменчивостикачеств – есть количество. Любая вещь – это единство качестваи количества. Невозможно изучение вещи в ее сущности ицелостности без выявления количественных характеристик,которые постигаются математикой. Пифагорейцы заложилитакое представление о мире, согласно которому математикаявляется ключом к научному познанию природы.

Развитие компьютерных технологий, Интернета всовременном мире приводит к тому, что, звуки, произведенияискусства, изображения, книги все чаще предстают воцифрованном виде. В ряде случаев, только если вещи«уподоблены» числам, возможен доступ человека к этим вещам.В основе виртуальной реальности лежит цифра, точнеевозможность конвертации реальных вещей в цифры. Такназываемая цифровая революция позволяет в новом светеувидеть учение пифагорейцев.

Представители Элейской школы подняли вопрос опротиворечии между двумя картинами мира в сознаниичеловека: одна из них та, которая получена посредством органовчувств, другая – с помощью логики и рационального мышления.Элеаты первыми обозначили проблему достоверностичеловеческого знания.

Парменид – представитель элейской школы, предпринялпопытку разрешить проблему подлинной реальности припомощи абстрактной рациональной логики. Он впервыерассмотрел различия между действительным и кажущимся,рациональной истиной и чувственным восприятием. СогласноПармениду, руководствуясь разумом, можно придти к истине.Чувства вводят в заблуждения. Парменид ввел в философиюпроблему и понятие «бытия», которое, по его мнению, естьвсегда, оно не возникает, и не уничтожается. Небытиенемыслимо и невообразимо, следовательно, его нет. Парменидсчитал, что мнений о любой вещи можно высказать много, ноистина одна. Многие современные философы науки (среди нихТ. Кун, К. Поппер и др.) признают, что любое объяснениенаукой отдельного явления не может быть абсолютно истинным,поскольку не может быть однозначным. Любая наука – явлениеразвивающееся, в ней одновременно присутствуют несколькосоперничающих теорий или одна теория сменяет другую.Поэтому ни одна научная теория не может считатьсяабсолютной истиной.

Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного сталосновой рассуждений ученика Парменида – Зенона Элейского.Противоречия между данными наблюдения и мышленияпривели Зенона к формулировке апорий (греч. απορία –безвыходное положение). В апориях он доказывал, что чувстваиллюзорны и не отражают реальности. Он приводил различныепримеры затруднений, возникающих на пути мышления, еслионо признает существование небытия и следствие его –движение и делимость бытия. Так, Зенон говорил, что летящаястрела в каждый момент покоится в определенной точке,следовательно, движение невозможно, а быстроногий Ахиллесне сможет догнать медлительную черепаху, так как каждому егошагу соответствует шаг черепахи. В подобных несоответствияхпроявляются противоречия чувственного мнения ирационального познания, которые не теряют своей актуальностина протяжении столетий. Апории Зенона сыграли важную роль вразвитии логики и математики.

В 1978 году физики Б. Мизра и Дж. Сударшан описалиэффект, предсказанный ранее советским физиком Л. Халфиным,назвав его именем Зенона Элейского из-за схожести содержанияс его апориями. Суть эффекта в том, что наблюдение занестабильной частицей вызывает замедление ее распада. Впредельном случае нестабильная частица в условияхнепрерывного наблюдение не может распасться. В 90-е годы XXвека эффект был подтвержден в целом ряде экспериментов.

Другой представитель Элейской школы – МелиссСамосский, вероятно, первым предположил бесконечностьВселенной, отождествив его с бытием Парменида. В своихрассуждениях он исходил из постулата «из ничего не можетвозникнуть ничего», утверждая, что сущее не возникло, оновечно. Таким образом, Мелисс обозначил идеи, содержащиеся взаконе сохранения энергии – основном законе природы,заключающимся в том, что энергия замкнутой системысохраняется во времени, энергия не может возникнуть из ничегои не может в никуда исчезнуть, она может только переходить изодной формы в другую.

Интересно учение Эмпедокла – философа, оратора, врача,почитаемого учениками как божество. Развивал учение очетырех элементах (стихиях) природы, все многообразие вещейон сводил к четырем «корням»: воде, огню, воздуху и земле.Объединение и разделение элементов Эмпедокл объяснялдействием двух противоположных сил: притяжения иотталкивания («любви» и «вражды»). Эмпедокл высказал рядидей, которые в то время не могли быть подтвержденыэмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённоевремя для своего распространения. Также высказал догадку озакономерной эволюции живых существ в результатеестественного отбора наиболее жизнеспособных сочетаний,предвосхитив, таким образом, идеи Ч. Дарвина. Эмпедоклсчитается первым вулканологом, по одной из версий он погиб,предприняв попытку спуститься в кратер Везувия.

Анаксагор из Клазомен разрабатывал качественные,структурные элементы бытия. В основе сущего, по мнениюАнаксагора, лежат подобосущные семена вещей, движущиесясилой ума. Позднее Аристотель назвал эти семена«гомеомериями» (греч.όμοιος – подобный, μερίς – часть, то есть«подобочастные») в том смысле, что в каждой частице (семени),образующей мир, находится в свою очередь частички всегомира. Анаксагор отрицал пустоту, утверждал относительностьмалого и большого, допускал вечную делимость вещества. Ниодна вещь не возникает и не исчезает, а образуется изтрансформации уже существующих вещей («во всемзаключается часть всего»). Анаксагор говорил, что в каждойчастице, какой бы малой она ни была, имеются населенныегорода, светят солнце, луна, звезды. Идея Анаксагора «все вовсем» получает оригинальную интерпретацию в светеконцепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемойсовременной физикой. В этом контексте небезынтересна модельфридмонного пространства М.А. Маркова, говорящая озамыкании макрокосмического на микроскопическое, овозможности определенного содержания всей Вселенной водной элементарной частице – фридмоне. Эту частицуМ.А. Марков назвал в честь российского физика А.А. Фридмана,создавшего математическую модель нестационарной(расширяющейся) Вселенной, согласно которой со временемрасстояния между отдаленными астрономическими объектамивозрастают со скоростью приближенно пропорциональнойрасстоянию между ними. Позже Э. Хаббл обнаружил смещениесветового излучения космических объектов к концу спектра(«красное смещение»), которое объяснил эффектом Доплера, чтоявилось подтверждением явления расширения Вселенной.

Возможность существования фридмонов вытекает изгравитационных уравнений общей теории относительности.Замкнутый мир – это область Вселенной, в которой сохраняетсяполная энергия, то есть где взаимное притяжение всехнаходящихся в нем тел (звезд, галактик) равно энергии их общеймассы. Теория допускает существование неограниченного числафридмонов. В этом случае вполне возможно, что и наш мирпредставляет собой не что иное, как фридмон.

Важнейшее место в истории науки занимает Демокрит. Онмного путешествовал, получая знания в Египте, Вавилоне,Индии. Вероятно, знания, накопленные им в Восточныхцивилизациях, оказали значительное влияние на развитие егонаучных идей. Демокрит составил один из первыхдревнегреческих календарей и первым установил, что объёмпирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёмапризмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадьюоснования. Важнейшим достижением Демокритаявиласьатомистическая теория, основы которой были заложеныЛевкиппом. Развитие атомистической теории явилось главнымнаправлением учения Демокрита. Согласно этой теории всесущее состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие).

Атомы(греч.άτομος – неделимый) – мельчайшие неделимые,невозникающие и неисчезающие, сущности (частицы),обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, формаих бесконечно разнообразна. Они являются первоначалом всегосущего, всех чувственных вещей. Таким образом, происходитокончательный отказ от мифологических реликтов, которыесохранялись у первых философов в их самоодушевленнойсубстанции. Единственная причина движения атомов – пустота,атомы материальны и лишены сами по себе божественногопорядка или цели. Учение Демокрита об атомах позже развивалЭпикур.

Атомизм – краеугольный камень современнойестественно-научной картины мира. Хотя в XIX веке сталоизвестно, что химические атомы разлагаются на более мелкиеэлементарные частицы и, таким образом, «атомами» вдемокритовском понимании не являются, однако, терминиспользуется в современной химии и физике, несмотря наопределенное несоответствие его этимологии современнымпредставлениям. Понятие пустоты атомистов,трансформировавшись в неизменное и ни от чего независимоепространство, привело в последствии к понятию абсолютногопространства и абсолютного времени И. Ньютона. Тезис отом, что любая материя состоит из однотипных элементов,располагаемых в определенном порядке, предопределилвозникновение идеи том, что располагая нужные атомы впространстве в нужном порядке можно создать материю стребуемыми свойствами, что находит воплощение в современныхнанотехнологиях.

Особая заслуга атомистической школы заключается вразработке принципа детерминизма (причинности).Детерминизм является одним из наиболее выраженныхинтенций научного познания, явно или косвенно участвующим врегуляции научного поиска.

Демокрит придерживался идеи множественности миров,заявляя, что если в данном месте пространства возникловихреобразное движение атомов, которое привело кформированию нашего мира, то аналогичный процесс долженпроисходить и в других местах, приведя к формированиюдругих миров. Позже идею о множественности миров воспринялДжордано Бруно, для которого она была древней забытойистиной. Сегодня различные гипотезы о существованиимножества миров высказываются специалистами по космологии,астрономии, физике, философии.

Поворот философии от рассмотрения природы и мира, крассмотрению человека знаменовала деятельность Сократа.Важнейшей чертой его учения было стремление ксамопознанию. Формулу мудрости «Познай самого себя» Сократсделал важной частью своего учения. Несмотря на то, чтопроцесс познания привел его к выводу: «Я знаю, что ничего незнаю», он был уверен, что незнание, точнее, знание о незнании,в конечном счете оборачивается знанием, пусть и всегдаотносительным.

Среди учеников Сократа особое место занимает Аристокл,более известный под прозвищем Платон (широкоплечий,широколобый). Философия Платона оказала уникальноевоздействие на всю эволюцию западной науки и сталазначительным фактором, определившим динамизм, инепрерывность развития западного научного мышления. Платонвышел за пределы чувственного мира и пришел к убеждению осуществовании неизменного сверхчувственного мира идей(эйдосов, греч.εϊδος – вид, облик, образ), представляющегособой мир «истинного бытия», утверждая первенство общего,существующего вне единичного и над ним. Идеи представляютсобой формообразующее начало, а материя олицетворяетвозможности. Мир идей находится вне пространства, вневремени, он всегда есть и не подвержен изменениям. Идеи нематериальны, поэтому их нет в реальном мире. Вещи – это всеголишь копии идей.

Всё, что доступно познанию, Платон разделил на два рода:постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношениемежду сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет иотношение разных познавательных способностей: ощущенияпозволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разумпозволяют прийти к истине. Ощущаемое тоже делится на дварода – сами предметы и их тени и изображения. С первым родомсоотносится вера, со вторым – уподобление. Вера – этоспособность обладать непосредственным опытом. Взятыевместе, эти способности составляют мнение. Мнение не естьзнание в подлинном смысле этого слова, поскольку касаетсяизменчивых предметов и их изображений. Сфераумопостигаемого также делится на два рода – идеи вещей и ихумопостигаемые подобия. Идеи для своего познания ненуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечныеи неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ковторому роду относятся математические объекты. Платонотводил важное место диалектике и математике, какдисциплине, максимально приближающей к постижениюзакономерностей и соотношений в мире идей. СогласноПлатону, математикам лишь «снится» бытие, поскольку онииспользуют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом,принимаемых бездоказательно. Способность производить такиепонятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе образуютмышление, и лишь оно способно на познание сущности.

В космологии Платон особо выделил проблему,заключавшуюся я в том, чтобы найти математическоеобъяснение движениям небесных тел. СформулированнаяПлатоном проблема во многом определила направлениеразвития астрономии вплоть до Н. Коперника и И. Кеплера.

Ученик Платона Аристотель в определенной степенисоединил воззрения своего учителя и Демокрита. По многимвопросам он расходился с Платоном. (Известна фраза, которуюприписывают Аристотелю:«Платон мне друг, но истинадороже».) Подлинной реальностью, по мнению Аристотеля,обладает не мир идей, а чувственный мир конкретныхпредметов.

Рассмотрение философии Аристотеля – необходимаяпредпосылка для понимания всего дальнейшего развитиянаучной мысли, поскольку Аристотелем были выработаныосновы языка, логики, обоснования и структуры научногознания. Его труды по логике, политике, риторике, этике,астрономии представляют собой энциклопедии античной наукии оказали значительное влияние на всю науку последующихэпох. С Аристотелем связана направленность европейскогомышления к упорядочивающим классификационным схемам.

Аристотель считается основателем психологии и других наук,разработал формальную логику, которая применяется до сих пордля решения некоторых задач. Так, за две тысячи лет допоявления цифровых электронно-вычислительных машин,Аристотелем был разработан принцип, положенный в основуфункционирования современных компьютеров – законисключения третьего. Аристотелевская силлогистика заложилалогическую основу европейского мышления. Современная наукашироко использует его понятийный инструментарий.Созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих порпронизывает философский лексикон и стиль научногомышления.

Если Платон говорил, что достоверное знание может бытьполучено только в отношении неподвижного и неизменногобытия, то Аристотель считал, что относительно вещейизменчивых и движущихся также может быть созданадостоверная наука – физика. Пифагорейцы и Платон былиориентированы на познание математических отношений, апредмет познания античной математики исключал движение иизменение. Исходя из того, что математика изучает статическиесвязи и отношения, Аристотель пришел к убеждению, чтофизика не может стать наукой, построенной на базе математики,так как физика – это наука о природе, а природе свойственнодвижение, изменение.Аристотель был сторонником геоцентрической картинымира. Во многом именно благодаря его авторитетугеоцентрическая модель на протяжении столетий оставаласьобщепризнанной.

Говоря о развитии науки, следует обратить определенноевнимание и на проблемы образования, поскольку эти сферыявляются во многом взаимопроникающими и в определенныхслучаях взаимообусловленными. Педагогика(греч. παιδαγωγική – детоведение, детовождение), как наука овоспитании, обучении и образовании человека, берет своеначало в Греции. Афины V века до н. э. гордились тем, что вгороде среди граждан не было неграмотных людей. Грекиполагали свою сущность в образованности, слова «эллин» и«образованный» сделались постепенно почти синонимами. В Vвеке до н. э. в греческих полисах появляются софисты(греч.σοφιστής – мудрец, знаток) – эксперты знания, платныеучителя мудрости. Особенности полисной общественной жизнипривели к тому, что услуги софистов оказались оченьвостребованными. Софисты учили искусству убеждать,аргументировать свои мысли, умению опровергать сужденияпротивной стороны. В какой-то степени их можно назватьпервыми просветителями. В спорах софисты прибегали кприемам, получившим в последствии название софистики.Софистика – это сознательное применение в споре илидоказательствах неверных доводов, так называемых софизмов –уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

После создания империи Александра Великого(Македонского) начинается так называемая эпоха Эллинизма, скоторой связан следующий этап в развитии греческой науки.Империя Александра простиралась от Сицилии до Гималаев, отЧерного моря до Аравийского полуострова. Несмотря на скорыйее распад на ряд эллинистических государств, их экономическоепространство оказалось единым, что дало широкие возможностидля развития греческой торговли и экспансии греческойкультуры. Это привело к развитию ремесел, транспорта, к ростугородов, что потребовало развития науки, болееориентированной на практику. В результате завоеванийАлександра существенно расширился кругозор греков, что даловозможность активнее использовать достижения Восточныхцивилизаций.

В эпоху Эллинизма формируется неизвестная ранееинтеллектуальная элита, как социальная прослойка,профессионально занимающаяся умственным трудом, впервыепоявляются ученые-профессионалы. В этот период выделяютсяи другие профессии, причем профессия приобретаетпервостепенное и определяющее значение в жизни человека.Возникают организации, объединяющие представителей однойпрофессии, и защищающие их интересы (прообразыпрофсоюзов).

Происходит дифференциация научного знания:формируются естественно-математические, филологические,историко-литературные и другие науки. Развиваетсяобразование, распространяются книги, организовываютсячастные и общественные библиотеки. Создаются крупныешколы и научные центры, финансируемые государством, вкоторых ученым обеспечивались все необходимые условия длянаучной работы. Основные центры развития греческой науки вэтот период – Пергам, Антиохия, Селевкия.

Особое место принадлежит Александрии – новой столицеЕгипта, основанной Александром, и названой в честь него.Правящая династия Птолемеев активно приглашала греческихученых, писателей, превративших Александрию в важнейшийцентр научной и культурной жизни эллинистического мира. На 7млн. коренных жителей Египта приходилось около 1 млн.греков, причем греки играли все ключевые роли в государстве;греческий язык был официальным языком.

В Александрии по типу афинского Ликея Аристотеля былсоздан Мусейон или Музей (греч.μουσεϊον – дом Муз), которыйиграл одновременно роль научного учреждения, научнойшколы, музея и библиотеки (греч. βιβλιοθήκη, βιβλίον – книга,θήκη – место хранения). Александрийская библиотеканасчитывала свыше 700 тыс. папирусов и являлась крупнейшейбиблиотекой древнего мира. Мусейон также включал в себяобсерваторию, ботанический сад, помещения для жизни иработы ученых. Ученые Мусейона получали пожизненноеобеспечение за научную деятельность. Мусейон явился первымгосударственным научно-исследовательским институтом. Такимобразом, Птолемеи первыми в истории осуществилигосударственную организацию и финансирование науки.

Особое развитие в эпоху Эллинизма получила математика.Евклид в своем труде «Начала» он систематизировалдостижения математики своего времени в строгой логическойформе. Структура «Начал» является образцом системностизнания: аксиомы (которые не доказываются) – определения –теоремы (с доказательствами). «Начала» превратились в идеалнаписания научного труда и стали образцом для подражаниядаже в гуманитарных науках. Изучение геометрии всовременных школах до сих пор строится на основе «Начал»Евклида.

Ученик Евклида АполлонийПергский описал свойстваэллипса (греч. έλλειψη), параболы (греч. παραβολή) и гиперболы(греч. υπερβολή). Им предложены общепринятые названия этихкривых; до него их называли «сечениями конуса». Он ввёл идругие математические термины, латинские аналоги которыхвошли в современную науку: асимптота, абсцисса, ордината,аппликата и другие.

Создается универсальная математическая теорияастрономических явлений. Гиппарх предложил первый каталогзвезд. При составлении каталога он ввел систему звёздныхвеличин: звёзды первой величины самые яркие, а шестой –наиболее слабые, видимые невооружённым взглядом. Этасистема в своей основе используется и в настоящее время.Гиппарх открыл астрономическую прецессию, заключающуюсяв том, что точки равноденствий постепенно перемещаются средизвёзд, благодаря чему каждый год равноденствия наступаютраньше, чем в предшествующие годы.

Клавдий Птолемей разработал геоцентрическую систему,которая в дальнейшем была принята за незыблемую истину. Онаосновывалась не только на данных повседневного опыта издравого смысла, но и на точных математических расчетах,описывающих движения Солнца, Луны, других тел вокругЗемли, что сыграло важнейшую роль в практическойастрономии. Хотя геоцентрическая модель оказаласьошибочной, она навсегда стала образцом астрономическойтеории.

Следует отметить, что греческие ученые выдвигали иальтернативные версии, согласно которым Земля вращаетсявокруг Солнца, однако, не получившие всеобщего признания.Первым, кто разработал гелиоцентрическую системы мира былАристарх Самосский. Возможно, гелиоцентрические идеивыдвигались и ранее, до Аристарха Самосского, но об этом неимеется достоверной информации.

Дальнейшее развитие получила медицина. Основателеммедицины традиционно считают Гиппократа, благодарядеятельности которого медицинские знания стали отделяться отрелигии, магии и мистицизма; медицина отказалась отобъяснения биологических явлений влиянием потустороннихсил, злых духов. До сих пор врачи дают так называемую «клятвуГиппократа», основной императив которой – не навреди!

Наиболее яркий представитель эллинистическоймедицины – Гален. Он положил начало фармакологии(греч.φάρμακον – лекарство или яд, λόγος – слово, учение),изучая свойства лекарственных препаратов, и сам их создавая.Занимался диетологией, описал около 300 мышц человека,изучал анатомию не только человека, но и различных животных.

Анатомия (греч. ανά – вверх, τομή – режу) становитсясамостоятельной отраслью медицины. Развитию описательнойанатомии способствовало, в частности то, что Птолемеиразрешили анатомировать тела умерших и проводитьживосечения на приговоренных к смертной казни.

Происходит становление исторической науки.Возникновение истории (ιστορία – рассказ об узнанном,исследование) связано с именем Геродота – автора первогополномасштабного исторического трактата западнойцивилизации, которого Цицерон назвал «отцом истории».

Фукидидом были впервые открыты и применены основныеприёмы исторической критики. Он первым надлежащим образомоценил важность документов и первоисточников, объяснилисторические события, не вводя сверхестественного элемента.Приёмы Фукидида заложили основы методологии современныхисторических исследований.

Важнейший представитель исторической наукиэллинистического периода – Полибий – автор «Всеобщейистории» в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции,Македонии, Малой Азии и в других регионах c 220 года до н. э.по 146 год до н. э.

Важные достижения были сделаны в механике (греч.μηχανική – искусство построения машин). Наряду стеоретической механикой получает развитие и прикладнаямеханика – создание различных механизмов и машин, чтоопределялось различными факторами: производственнаядеятельность (строительство, ремесленное производство),военная деятельность (создание метательной артиллерии, новыхтипов судов), театральная техника (подъемные сценическиеустройства). Следует обратить внимание, что о техникеговорилось еще в греческих мифах. Достаточно вспомнитьГефеста – покровителя кузнечного ремесла, славившегосясозданием искусных поделок; Прометея, похитившего с Олимпаогонь и передавшего его людям, а также давшего им различныеискусства, в том числе строить дома и корабли; Дедала –инженера, считавшегося изобретателем разнообразныхинструментов. В тоже время гибель Икара отражаетнеоднозначное отношение к техническим творениям.

Достижения в практической науке связаны, в первуюочередь, с именем Архимеда. Родившись в Сиракузах, Архимедпроходил обучение в Александрии. Занимался гидростатикой,ввел закон плавучести тел, носящий сегодня его имя. Известналегенда о том, что основной закон гидростатики был им открыт,когда он принимал ванну. Архимед выскочил голый на улицу скриком «Эврика!» (греч. εύρηκα), то есть «Нашёл!». [Легендаприведена у Витрувия, «Об архитектуре», книга IX, глава 3]Архимед ввел понятие центра тяжести, им созданматематический вывод законов рычага (известна еголегендарная фраза: «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю»).

Архимед изобрел знаменитый архимедов винт – устройство дляподъема воды на более высокий уровень, который применялсядля полива полей, метательные машины (катапульты), которыевпервые были использованы при нападении римлян наСиракузы.

По легенде, во время осады римский флот был сожжёнзащитниками города, которые по проекту Архимеда с помощьюзеркал и отполированных щитов сфокусировали солнечныелучи. Эта легенда была подтверждена экспериментом греческогоинженера ИоаннисаСаккаса. В 1973 году он провел сериюопытов, в которых использовал комбинацию отполированныхметаллических щитов. Солнечные лучи, отраженные от этихщитов, направлялись на модели древнеримских кораблей.Саккас провел пять опытов. В последнем опыте, состоявшимся 6ноября 1973 года в 12 часов дня, было использовано 70 щитов,расстояние до моделей было 55 метров. В течение двух-трехминут модели кораблей загорались.

Вопросами прикладной механики занимался ГеронАлександрийский, внесший значительный вклад в развитиетехники. Герон сформулировал так называемое «золотоеправило механики» – вариант закона сохранения энергии,согласно которому ни один из простых механизмов не даетвыигрыша в работе: во сколько раз выигрываем в силе, востолько же раз проигрываем в расстоянии. Герон разработалветряную мельницу, первый одометр (греч.όδος – проход,дорога, μέρος – мера) – прибор для измерения количестваоборотов колеса, при помощи которого может быть измеренпуть, пройденный транспортным средством. В трактате«Пневматика» (греч. Πνευματικά) Герон описал простейшуюпаровую турбину, пожарный насос, автомат, который приопускании монеты выдавал «священную воду».

Современные историки, вероятно, не до конца оцениваютуровень технологических возможностей, существовавший вантичную эпоху. Доказательством тому служит так называемый«механизм Антикиферы». В 1900 году два судна греческихловцов губок, возвращавшихся на родной остров Сими,причалили к острову Антикифера. Ныряльщики, погрузившисьна глубину около 60 метров, обнаружили на дне корабль,нагруженный статуями, керамикой и другими предметами.Позже была организована экспедиция с участием этих же ловцовгубок в качестве ныряльщиков (двое из них погибли откессонной болезни). Корабль оказался римским судном длинойоколо 150 метров и шириной около 40 метров. Корабль сгреческими изделиями на борту (скульптурами, вазами,амфорами) шел с острова Родос вероятно в Рим и потерпелкрушение приблизительно в 80 году до н. э.

Среди прочих предметов археолог Спиридон Стаисобнаружил несколько бронзовых шестерён, закреплённых вкусках известняка. Артефакт был передан в Национальныйархеологический музей в Афинах (ΕθνικόΑρχαιολογικό Μουσείο)и оставался неизученным до 1951 года, пока им незаинтересовался профессор Йельского университета Дерек деСолла Прайс. Он провёл рентгеновское исследованиемеханизма, построил его схему и в 1959 году опубликовал вжурнале ScientificAmerican подробное описание устройства.Полную схему устройства удалось воспроизвести только в 1971году. Дерек де Солла Прайс привел доводы в пользу того, чтомеханизм был выполнен в архимедовой традиции, а планетарийАрхимеда был его предтечей. В статье «Греческие шестеренки»он даже называл Антикиферу календарным компьютером.Механизм использовался для моделирования движения планет ипредставлял собой вычислительное устройство, способное свысокой точностью определять координаты небесных тел.

В 2005 году стартовал проект «AntikytheraMechanismResearchProject» под эгидой Министерства Культуры Греции.Для исследования механизма была привлечена самаясовременная техника. Благодаря компьютерной томографии(греч.τομη – сечение, γράφω – пишу), с помощью рентгеновскихлучей были сделаны объёмные карты скрытого содержимого иудалось определить взаимосвязь отдельных элементов ирассчитать их функциональную принадлежность. Использованиеновой рентгеновской методики позволило прочитать около 95%содержащихся в механизме надписей (около 2000 греческихсимволов). Было подтверждено, что устройство можетвычислять конфигурации движения Марса, Юпитера, Сатурна,способно учитывать эллиптическую орбиту движения Лунывыполнять операции сложения, вычитания и деления.

В силу социально-исторических причин многиетехнические изобретения античности на долгие годы оказалисьзабыты. Античная наука развивалась в отрыве от материальногопроизводства. Научное знание не предполагало деятельногоовладения предметным миром и было в незначительной степенисвязано с развитием в области техники. Заниматься физическимтрудом для свободного человека было делом постыдным, вчастности, поэтому недооценивалось познавательное значениеопыта. Эксперимент как метод познания природы еще не былизвестен. Отсутствие эксперимента в познавательномпроцессеобусловило существенную ограниченность античной науки.

Эллинистическая эпоха хронологически заканчивается сростом могущества Римской империи, утверждением paxRomana. Но эллинистическая культура не исчезла с приходомримлян. Жизнь Средиземноморья в эпоху Римской империи по-прежнему вдохновлялась интеллектуальной энергиейэллинистической Греции. Процесс подчинения эллинистическихгосударств Римом сопровождался, с одной стороны,распространением римских форм политических и социально-экономических отношений, а, с другой стороны,проникновением в Рим эллинистической культуры. Вопределенной степени можно говорить, что Рим в культурномотношении является преемником греческих традиций. В Римедостигли успехов сельскохозяйственные науки, медицина,архитектура, юриспруденция. Однако, прийти к чему-либопринципиально новому и яркому в науке Рим не смог. Римскаянаука, по преимуществу, является компилирующей научныедостижения эллинистического периода, унаследовав многиегреческие достижения.

 


 

Лекция 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: