Роль науки и техники в истории человечества

Наука и философия: знание, познание, научное мышление.

Зна́ние – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Зна́ние в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Зна́ние в узком смысле – обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое – знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.). Носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное – знание, основанное на рациональности. Характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания. Его задача – описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.

По природе з нания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода.

По степени научности знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)

теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Вненаучные знания могут быть:

паранаучными – знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом.

лженаучными – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки.

квазинаучными – они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения

антинаучными – как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.

псевдонаучными – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

обыденно-практическими – доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности.

личностными – зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всех системы понятий, способов, приёмов и правил построения.

По местонахождению выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания.

Неявные знания: знания людей, которые ещё не формализованы и не могут быть переданы другим людям.

Формализованные на некотором языке (явные) знания: знания в документах, знания на компакт дисках, знания в персональных компьютерах, знания в Интернете, знания в базах знаний, знания в экспертных системах, извлечённые из неявных знаний людей-экспертов.

1. Сущность познания

Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.

Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.

Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишь мудрец.

Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них – диалектика, как искусство ведения спора.

Аристотель создал наиболее совершенную по тем временная теорию познания. Истину он рассматривал как знание, а заблуждение – искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.

В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум – ниже веры. Отсюда лозунг – "Знать, чтобы верить в существование Бога".

В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.

В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем.

Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.

В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира – агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.

В результате, сформировалось несколько определений процесса познания.

1. Познание – это особый вид отражательной деятельности человека.

2. Познание – есть духовная сторона практической деятельности человека.

3. Познание – высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.

4. Познание – это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке – это потребность изучения космоса)

Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.

Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.

Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних – благо, для других – зло).

На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.

Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.

Движение познавательного процесса

Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания:

– ощущение,

– восприятие,

– представление.

Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).

Восприятие – целостный образ предмета или явления.

Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.

Вторая ступень познания – рациональное или теоретическое познание. Формы рационального познания:

– понятие,

– суждение,

– умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами.

Умозаключение – связь между несколькими суждениями.

Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Это касается прежде всего познания социальных явлений.

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатном знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

Одним из наиболее распространенных видов познания является научное познание. Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения.

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.

7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

К числу важнейших гносеологических признаков научного метода относятся:

а) объективность – опосредствованность достоверным знанием;

б) общезначимость – всеобщий интерсубъективный характер научного метода в отличие от остающейся уделом ненаукиперсонифицированности, уникальности;

в) воспроизводимость– инвариантность результатов для любого субъекта в любой сходной ситуации;

г) целесообразность – определенность, заданность принципов интеллектуального движения, осмысленность реализации как отдельных шагов, так и систем операций в целом;

д) необходимость – гарантированность результатов в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;

е) эффективность – запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления результатов, что не свойственно ненаучному познанию, базирующемуся на ситуативном, индивидуально конституированном способе получения и применения результатов.

 

В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной, выделяют следующие особенности научного познания:

– рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений – при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Хотя классическая рациональность обычно противопоставляется эмпиризму и сенсуализму, но научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент. Однако, они, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики;

– выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания;

– понятийная деятельность;

– доказательность;

– системность.

Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:

– описание;

– объяснение;

– предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей).

 

Приемы и методы научного мышления

Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические операции, используемые мышлением на любом уровне научного познания. Эти приемы существуют в любом виде познания, но в научном они приобретают более упорядоченную структуру. По мере усложнения приемы плавно переходят в методы, а методы являются – более сложными приемами.

К приемам (методам) научного мышления относятся следующие:

1. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.

2. Синтез – противоположная анализу операция, заключающаяся в объединении ранее выделенных частей в целое, для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

3. Абстрагирование и идеализация. Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны.

Идеализация – разновидность абстрагирования. Результатом идеализации являются такие понятия как «точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и пр. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый «идеальный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов.

4. Индукция – движение мысли от частного знания к общему.

5. Дедукция – движение мысли от общего знания к частному.

6. Аналогия – при аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям – выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.

7. Моделирование – прием исследования, при котором интересущий исследователя объект замещается объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии.

8. Наблюдение – исходный этап эмпирического познания: целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.

9. Эксперимент – более активный прием изучения объекта, чем наблюдение. Это активное целенаправленное изучение явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.особым видом эксперимента является мысленный эксперимент

10. Гипотеза – способ формирования и обоснования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.

Структура гипотезы:

а) ознакомление с эмпирическим материалом

б) выдвижение догадок или предположений о причинах и закономерностях данных явлений

в) оценка серьезности предположений, отбор наиболее вероятных, проверка на совместимость с фундаментальными принципами данной науки

г) формирование понятие и дедуктивное выведение из него эмпирических проверяемых следствий

д) экспериментальная проверка выведенных из теории следствий

Методами – называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования.с этой точки зрения гипотеза, эксперимент и моделирование точнее называть методами.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы научного познания делятся на три группы:

– универсальные

– общенаучные

– специальные

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека. Это философские методы и принципы мышления: плюрализма, историзма, дополнительности, диалектичности и пр.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках (метод моделирования, метод эксперимента).

Специальные методы применяются в рамках отдельных наук (метод спектрального анализа в физике).

 

Роль науки и техники в истории человечества

Для людей нашего времени очевидно, что наука и техника играют в современном обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства.

Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам” науки. Философы XVIII века - Э. Б. Кондильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе - воспевали культ Разума и создали “теорию прогресса”; до этого времени никто не знал, что такое “прогресс”. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизм – философию науки; эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, промышленная революция резко изменила жизнь людей, на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество; удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведет человечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем.

Таким образом, история человечества делится на два неравных периода, первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определялось развитием техники.

Роль техники в истории человечества изучается в рамках группы социологических теорий, которые носят общее название диффузионизма. Наиболее популярной в диффузионизме является так называемая «теория культурных кругов». Создателем этой теории является немецкий историк и этнограф Фриц Гребнер, в 1911 г. систематизировавший элементы своего научного подхода в книге «Метод в этнологии». Ф. Гребнер считал, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра. Последователи Гребнера полагают, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте в результате великих, фундаментальных открытий. В общем смысле, фундаментальные открытия - это открытия, позволяющие расширить экологическую нишу этноса. Это могут быть открытия в области производства пищи, например, доместикация растений, позволяющая увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это может быть новое оружие, позволяющее раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами. Используя эти преимущества, народ, избранный богом, начинает расселяться из мест своего обитания, захватывать и осваивать новые территории. Прежние обитатели этих территорий либо истребляются, либо вытесняются пришельцами, либо подчиняются им и перенимают их культуру. Народы, находящиеся перед фронтом наступления, в свою очередь, стремятся перенять оружие пришельцев – происходит диффузия фундаментальных элементов культуры, они распространяются во все стороны, очерчивая культурный круг, область распространения того или иного фундаментального открытия.

Теория культурных кругов в наше время является рабочим инструментом для этнографов и археологов; она позволяет реконструировать реалии прошлого и находить истоки культурных взаимосвязей. Для историков она представляет метод философского осмысления событий, метод, позволяющий выделить суть происходящего. К примеру, долгое время оставались загадочными причины массовых миграций арийских народов в XVIII-XVI веках до н. э. – в это время арии заняли часть Индии и Ирана, прорвались на Ближний Восток, и, по мнению некоторых исследователей, достигли Китая. Лишь сравнительно недавно благодаря открытиям российских археологов стало ясно, что первопричиной этой грандиозной волны нашествий было изобретение боевой колесницы – точнее, создание конной запряжки и освоение тактики боевого использования колесниц. Боевая колесница была фундаментальным открытием ариев, а их миграции из Великой Степи – это было распространение культурного круга, археологически фиксируемого как область захоронений с конями и колесницами. Другой пример фундаментального открытия – освоение металлургии железа. Как известно, методы холодной ковки железа были освоены горцами Малой Азии в XIV веке до н. э. – однако это открытие долгое время никак не сказывалось на жизни древневосточных обществ. Лишь в середине VIII века ассирийский царь ТиглатпаласарIII создал тактику использования железа в военных целях – он создал вооруженный железными мечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – нового культурного круга, компонентами которого были не только железные мечи и регулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавная власть царей. Ассирийская держава погибла в конце VII века до н. э. в результате нашествия мидян и скифов. Скифы были первым народом, научившимся стрелять на скаку из лука и передавшим конную тактику мидянам и персам. Появление кавалерии было новым фундаментальным открытием, вызвавшим волну завоеваний, результатом которой было рождение Мировой Персидской державы. Персов сменили македоняне, создавшие македонскую фалангу – новое оружие, против которого оказалась бессильна конница персов. Фаланга воочию продемонстрировала, что такое фундаментальное открытие – до тех пор мало кому известный малочисленный народ внезапно вырвался на арену истории, покорив половину Азии. Завоевания Александра Македонского породили культурный круг, который называют эллинистической цивилизацией – на остриях своих сарисс македоняне разнесли греческую культуру по всему Ближнему Востоку. В начале П века до н.э. македонская фаланга была разгромлена римскими легионами – римляне создали маневренную тактику полевых сражений; это было новое фундаментальное открытие, которое сделало Рим господином Средиземноморья. Победы легионов, в конечном счете, породили новый культурный круг – тот мир, который называли рахPomana.

Таким образом, культурно-историческая школа представляет историю как динамичную картину распространения культурных кругов, порождаемых происходящими в разных странах фундаментальными открытиями. По существу речь идет о технологической интерпретации исторического процесса, о том, что исторические события определяются ни чем иным, как развитием техники и технологии – и в особенности военной техники.

Война – это великое дело для государства, - писал великий китайский философ и полководец Сунь-цзы. – Война – это корень жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.

 


 

Лекция 3

Знания и технологические возможности
доцивилизационного периода развития человечества

Основой возникновения всех видов человеческой деятельности, включая научное знание, является миф.

Миф (греч.μΰθος – сказание) – это метафорическая форма понимания мира в виде наглядных образов. Изначальную субстанцию мифов составляют предания о первопредках, богах, духах и героях, переходящие от поколения к поколению. В этих преданиях содержится теоретический способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических обыденных знаний.

Мифология (греч.μΰθοςиλόγος – слово, знание, изучение) – это совокупность, система мифов. Реже термин «мифология» применяется для обозначения науки о мифах.

В первобытную эпоху человек в течение тысячелетий накапливал знания об окружающем мире. Человек хорошо знал окружающую его местность и мог ориентироваться в ней. (Интересно, что еще неандертальцы выделили стороны света – север, юг, запад и восток.) Постепенно человек изучил повадки животных. Некоторых он приручил в процессе одомашнивания (доместикации). Первым таким животным стала собака, которая помогала ему в охоте. Накапливались знания о растениях. Так, например, американские индейцы хорошо знали целебные, психотропные и наркотические средства. Происходит зарождение астрономических знаний, что обусловлено фиксацией первобытным человеком связи ритмов природы и регулярно повторяющихся небесных явлений. Процессы воспроизводства животных соотносились с движением небесных тел, что послужило причиной олицетворения небесных тел в образах животных. Отсюда названия гороскопов, восточный календарь, где каждому году соответствует определенное животное. Поскольку ряд созвездий одинаково обозначается у народов в различных частях планеты можно сделать вывод, что зооморфные обозначения многих созвездий сложились еще около 25 тыс. лет назад, то есть до заселения Америки, Австралии. Астрономические знания зарождались в тесной связи со способностью человека считать.

Формирование способности оперировать количественными характеристиками – важнейший шаг в развитии первобытного человека. Счет – первый вид теоретической деятельности, с которой началось становление абстрактной способности мышления. Очевидно, что важнейшую роль в появлении количественных представлений сыграла практическая деятельность человека: раздел добычи, туш животных. Долгое время человек ориентировался в окружающей среде, фиксируя лишь качественные, а не количественные свойства предметов. (В этой связи следует понимать, что многие вещи, которые для нас просты и очевидны, и о которых мы даже не задумываемся в силу их естественности, для наших предков были невозможны и непостижимы.) До определенного момента качественных характеристик было вполне достаточно. По свидетельствам этнографов, оленеводы Северной Азии, имея несколько сотен оленей, не могли их пересчитать, но знали индивидуальные характеристики каждого оленя. Первоначально число не имело абстрактного, самостоятельного значения, а связывалось с конкретным процессом или множеством вещей. В этом содержатся истоки числовой магии, мистификации чисел в их связи с каким-либо событием или явлением, элементы чего сохранились даже и в наши дни. Усложнение деятельности человека и расширение его знаний об окружающем мире привело к формированию различных систем счисления.

Постепенно закрепляется десятеричная система (десять лунных месяцев, десять пальцев на руках, с помощью которых считали и которые были естественными орудиями труда). Все многообразие накопленных человечеством знаний содержалось в мифах. В них фиксировалась вся информация оявлениях природы, социальных сторонах жизни коллектива. Но в них сконцентрировалось не только обобщенное знание о природе, но и переживание мира человеком. Наглядно-чувственные образы, которые использовались в мифах, отражали желания, ожидания и эмоции человека. Основнымсредством обобщения выступает умозаключение по аналогии.

Миф оперирует бинарными (двоичными) понятиями: верх-низ,земля-небо, мужчина-женщина, так как в основе бинарныхотношений лежат чувственные восприятия. К логическимпротиворечиям миф относится спокойно, наблюдается неполнаяобратимость логических операций (если А + В = С, то С – В необязательно равно А). Миф не надо понимать с логическойточки зрения, его надо прочувствовать, пережить эмоционально.Поэтому не важно, что он может быть противоречив, в нем ненадо икать истину и ложь. Миф не различает вымысла идействительности.

Важная черта мифа – очеловечивание природы(антропоморфизм – перенос на окружающую действительностьчеловеческих черт), то есть человек не выделяет себя изприроды. В мифологическом сознании он слит с окружающиммиром в единое целое, еще не противопоставляет себя и природуи воспринимает себя с ней в качестве единого целого.

Таким образом, мифология предстает в видепервоначальной формы социальной памяти, в которой отраженвесь опыт развития первобытного человека. Мифологическаякартина мира формируется на основе чувственно-эмпирическихзнаний о действительности и носит синкретический, наглядно-образный характер.

Особая роль в мифологической картине мира отводитсямагии. С магическими действиями связана вся жизньпервобытного человека, ведь прежде, чем что-либо предпринять,например, пойти на охоту, необходимо договориться с духамиприроды. Магия отражает связь мифа и действительности ивыражает стремление воздействовать на окружающий мир спомощью определенных ритуальных действий. В этой связи,видна особая роль магии в истории науки и техники. Можносказать, что магия – это первая попытка укрощения силприроды, целенаправленного воздействия на окружающий мир.

Магия подразумевает наличие причинно-следственныхсвязей, даже там, где они не являются очевидными. Умениеобнаруживать причинно-следственные связи – важнейший шаг вэволюции человеческого сознания, обеспечивший дальнейшееразвитие познавательных способностей человека.

Первоначально человек не был способен увидеть причинно-следственные связи даже в появлении детей. Выявление причины рождения детейпривело к усложнению социальной структуры, формированиюсемейных отношений.

Способность обнаруживать причинно-следственные связи на больших интервалах времени послужилаодной из причин, по которым позже стал возможен переход кземледелию. Земледелец и скотовод способен учитывать доводыоб отстроченной пользе. Первобытные охотники и собирателине понимали, для чего надо бросать в землю зерно, котороеможно съесть, почему следует воздерживаться от охоты надомашний скот, ведь его можно сразу убить.

Без осознания наличия причинно-следственных связейневозможным было бы дальнейшее совершенствование первыхорудий, благодаря которым человек становился все болеенезависимым от природы.

Неолитическая революция

По-видимому, первым изобретением человека было создание ручного рубила – заостренной гальки, позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов. Несколько позже, примерно 100 тысяч лет назад, человек научился использовать огонь; огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Данные археологии говорят о чрезвычайной эффективности загонной охоты – к примеру, на стоянке в Солютре были найдены кости 10 тысяч лошадей, которых загоняли к крутому обрыву.

Загонная охота была главным фактором, определявшим образ жизни людей каменного века: они жили небольшими сплоченными родами. Коллективная охота требовала коллективизма в повседневной жизни; первобытные люди не знали, что такое частная собственность; они жили в одной пещере и питались у одного костра, не производя дележа добычи. Все мужчины рода считались братьями, а все женщины - сестрами. Семья имела иной характер, чем в наше время: кроме первой жены каждый мужчина имел других жен – все жены братьев, т.е. все женщины рода считались его вторыми женами. У эскимосов жена брата называлась «аягань» – буквально «моя жена».

Загонная охота, в конечном счете, привела к полному истреблению многих видов крупных животных, например, мамонтов, мастодонтов, шерстистых носорогов. Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты; примерно 13 тысяч лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных. В это время была одомашнена собака - люди «заключили союз» с предками собак, шакалами, и стали помогать друг другу на охоте. Появляется гарпун и получает распространение рыболовство; охотники создают первые рыбачьи лодки-долбленки. Наряду с охотой все больше распространяется собирательство; собирательством съедобных растений обычно занимались женщины, в то время как охота была занятием мужчин.

Смысл всех технических достижений древнего человека, в конечном счете, сводился к попыткам расширения его экологической ниши. Объем экологической ниши определяется размерами существующих пищевых ресурсов; технические достижения, скажем, освоение рыболовства, приводят к увеличению этих ресурсов, т. е. к расширению экологической ниши. Однако при благоприятных условиях численность населения может удвоиться за 50 лет; за сто лет население может возрасти в 4 раза, за 200 лет - в 16 раз, за 400 лет оно может возрасти в 256 раз! Таким образом, способность человека к размножению такова, что новые ресурсы вскоре оказываются исчерпанными, экологическая ниша заполняется до предела, и снова начинает ощущаться нехватка продовольствия.

Люди каменного века почти всегда жили в условиях нехватки продовольствия – т. е. в условиях регулярно повторяющегося голода. Голод приводил к столкновениям между охотничьими родами, и археологи находят многочисленные доказательства этих столкновений, в том числе раздробленные и выдолбленные кости людей – признаки каннибализма. По свидетельству исследователей, продолжительность жизни людей каменного века составляла 32 года у мужчин и 25 лет у женщин – эти цифры говорят о той суровой борьбе за существование, которую приходилось вести древнему человеку.

Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шли в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. В это время произошла так называемая неолитическая революция – была освоена технология земледелия, люди научились сеять пшеницу и собирать урожай. Если прежде для прокормления одного охотника требовалось 20 кв. км охотничьих угодий, то теперь на этой территории могли прокормиться десятки и сотни земледельцев – экологическая ниша расширилась в десятки, в сотни раз! К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества.

От времен, последовавших за неолитической революцией, осталось множество легенд о благополучной, сытой жизни. Вот как передавал легенду о Золотом Веке древнегреческий поэт Гесиод.

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела... Добра недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли.

Характерно, что в общины первых земледельцев возглавляли женщины: женщины прежде занимались собирательством и по-видимому, именно женщины «изобрели» земледелие. По свидетельству этнографов, у многих примитивных народов земледелием занимаются женщины, в то время как занятием мужчин остается охота. В силу того, что женщины обеспечивают род пищей, они занимают привилегированное положение – для этого периода характерно господство матриархата.

Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Использование плуга требует большой физической силы, и с этого времени пахота стала делом мужчин, теперь кормильцем рода стал мужчина, настало время патриархата.

Освоение земледелия было великим фундаментальным открытием, которое привело к резкому расширению экологической ниши и к быстрому увеличению численности земледельцев. Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. Уже в VIII тысячелетии здесь стала ощущаться нехватка земли и началось расселение земледельцев на земли окружающих охотничьих племен – начинается распространение земледельческого культурного круга. В VII тысячелетии земледельцы появились на Балканах, в VI тыс. в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу V тыс. - в Испании и Китае. Охотничьи племена, прежние обитатели этих территорий либо истреблялись, либо вытеснялись пришельцами, либо подчинялись им и перенимали их культуру. Из старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы - берега Индокитая.

Освоение земледелия надолго обеспечило людей пищей, но вместе с тем породило определенные проблемы. Переход на другую пищу породил новые болезни и потребовал достаточно длительной адаптации. Затем возникла проблема одежды: ведь раньше охотники одевались в звериные шкуры. Земледельцы стали выращивать растения с длинными волокнами – прежде всего лен; они стали прясть и ткать льняные волокна. Таким образом, появилось прядение и ткачество. Еще одной проблемой было хранение зерна, которое поедалось полчищами мышей. Эта проблема была решена с изобретением керамики. Корзины из прутьев стали обмазывать глиной и обжигать на костре; затем были созданы печи для обжига и гончарный круг. Гончары стали первыми профессиональными ремесленниками, они жили при общинном храме и получали содержание от общины.

Весьма важной для земледельцев оказалась проблема жилищ. Охотники постоянно передвигались в поисках добычи и жили в легких шалашах, покрытых звериными шкурами. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах, но обожженный кирпич был дорог и применялся, в основном, для облицовки зданий. В IV тысячелетии в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная повозка.

Еще одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Возможно, первая медь была случайно получена из руды в гончарных печах, но как бы то ни было, это открытие первоначально не оказало заметного влияния на жизнь земледельцев. Медь была редким металлом, и поначалу использовалась в качестве украшения. Позже, в III тысячелетии, было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была еще дороже меди и ее появление не привело к распространению металлических орудий труда.

Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. При мотыжной технологии обрабатываемая земля быстро истощалась, и через два-три года земледельцы были вынуждены переходить на новый участок; при наличии ирригации плодородие почвы восстанавливается за счет наносов ила, урожайность остается стабильно высокой и земельные ресурсы используются полностью. О значении ирригационной революции говорят следующие цифры. Плотность населения при охотничьем хозяйстве составляет около 0,05 чел/кв. км, при мотыжном земледелии – до 10 чел/кв. км, при ирригационном земледелии она достигает 100-200 чел/кв. км. Таким образом, второй этап неолитической революции не уступал по своим масштабам первому этапу.

Ирригационная революция стала фактом в IV тысячелетии до н. э., когда жители Древней Месопотамии, шумеры, научились строить магистральные ирригационные каналы длиной в десятки километров. Огромное увеличение продуктивности земледелия вызвало резкий рост населения, в это время появляются многочисленные поселки, которые разрастаются до размеров городов. В III тысячелетии ирригационная революция распространяется на долины Нила, Инда, во II тысячелетии - на долины Ганга и Хуанхэ; долины великих рек становятся основными очагами земледельческой цивилизации.

Развитие ирригации привело к новому расширению экологической ниши человека – однако мы помним, что численность населения возрастает очень быстро, за четыреста лет она может возрасти в 250 раз. В III тысячелетии плотность населения в речных долинах возросла в сотни раз, и новая экологическая ниша была заполнена. На Ближнем Востоке началось перенаселение.

В период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять традиционные принципы коллективного труда: так же, как и охота, обработка земли совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от охотников было народное собрание и родовая демократия.

Перенаселение проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться, что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется возможность неполной отдачи сил,”- говорится в старинном китайском трактате “Люйшичунцю”. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы подлежали систематическому перераспределению.

“Тучными землями не разрешалось радоваться кому-либо одному, поэтому раз в три года переделялись поля и жилища”, - говорит китайский источник. В Китае эта система называлась “цзинь-тянь”, она зафиксирована почти во всех районах мира, а в России и Юго-Восточной Азии дожила до XIX века.

Однако в областях более высокого демографического давления система наделов быстро привела к появлению частной собственности на землю - прежде всего потому, что переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других регионах - по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В Китае это произошло в VI-VII веках до н. э., в Индии и в Италии – в середине I тысячелетия до н. э.

Появление частной собственности вызвало распад общины. Семьи и частные дома отделились друг от друга высокими заборами. Жена брата перестала быть «моей женой». Началось расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить землевладельцев. Крестьяне брали зерно в долг - так появились ростовщичество - и в конце концов теряли свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, многие промышляли разбоем. Другая часть безземельных занялась профессиональным ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на хлеб - так появились города и торговля.

Рост населения приводил к постепенному заполнению экологической ниши земледельцев, и по мере этого заполнения происходила адаптация человека к новым условиям существования. Результатом этой адаптации и было появление частной собственности, новые семейные отношения, развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки – становление нового общества, которое называют «традиционным обществом» земледельцев. Этот мир был разительно непохож на прежний мир охотничьих общин и эти перемены были вызваны великим фундаментальным открытием – освоением земледелия.

Освоение скотоводства

В настоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство появилось в одно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцы получили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – таким образом, происходило постепенное одомашнивание. В IX-VIII тысячелетиях до н. э. на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько позже – крупный рогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие племена приносили с собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства; в IV-III до н. э. земледельческие поселения распространились на обширные пространства северного Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикие лошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих мест.

В Прикаспии и теперешнем Казахстане лишь немногие земли были доступны для обработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках в поймах немногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли собой изобильные пастбища, на которых паслись большие стада скота – так что в хозяйстве местного населения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а для прокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов крупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения в степи могла достигать 1,3 чел./км2.

Таким образом, плотность скотоводческого населения лишь ненамного превосходит максимальную плотность для охотников и собирателей; она в 5-10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующих ирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка и перенаселение наступает достаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища, жители степей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при котором основное население оставалось в поселке, а пастухи вместе со стадами уходили на все лето на дальние пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевое скотоводство; жители степей стали кочевать вместе со своими стадами.

Толчком к этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII веке до н. э., было новое фундаментальное открытие – создание строгих удил. За созданием строгих удил последовало освоение всадничества: наездничество перестало быть искусством немногих джигитов – оно стало доступно всем, и все мужчины сели на коней. Кочевники Средней Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летом перегоняли свои стада за полторы-две тысячи километров на богатые пастбища северного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не могли использоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга, однако оно потребовало смены образа жизни. Кочевники отказались от растительной пищи, они питались, главным образом, молоком и молочными продуктами. Важнейшими изобретениями кочевников, без которых была невозможной жизнь в степях, стали сыр и войлок.

С переходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Исчезли многочисленные поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянном движении людей вместе со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и дети ехали в поставленных на колеса кибитках – но были племена, где на коней сели и женщины; греческий историк Геродот передает, что у савроматов женщины “вместе с мужьями и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами”. Археологи свидетельствуют, что в могилы женщин – так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку, символ всадника. Образ жизни верхом на лошади заставлял удивляться многих античных историков.

«Они словно приросли к своим коням… - писал римский историк АммианМарцеллин о гуннах, - и часто сидя на них… занимаются своими обычными занятиями. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют, и, склонившись на крутую шею коня, засыпают... Когда приходится совещаться о серьезных делах, то и совещания они ведут, сидя на конях».

Кочевничество позволило освоить новые пастбища, но плотность населения в степи оставалась низкой. Экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и голод был постоянным явлением. Китайские хроники пестрят сообщениями о голоде среди кочевников.

«В том же году в землях сюнну был голод, от него из каждого десятка населения умерло 6-7 человек, а из каждого десятка скота пало 6-7 голов… Cюнну несколько лет страдали от засухи и саранчи, земля на несколько тысяч ли лежала голая, люди и скот голодали и болели, большинство из них умерли или пали… Был голод, вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости, свирепствовали повальные болезни, от которых великое множество людей померло…».

Арабские писатели сообщают о частом голоде среди татар; имеются сообщения о том, что в годы голода кочевники ели падаль, продавали в рабство своих детей. Недостаток средств существования породил обычай жертвоприношения стариков у массагетов; у некоторых племен было принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали и погребали вместе с умершей матерью. В условиях полуголодного существования бедуины Аравии зачастую убивали новорожденных девочек. По имеющимся данным, средняя продолжительность жизни кочевников составляла 36-38 лет.

Образ жизни кочевников определялся не только ограниченностью ресурсов кочевого хозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия степей были изменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами и джутами. В среднеазиатских степях джут случался раз в 7-11 лет; снежный буран или гололед приводили к массовому падежу скота; в иной год гибло больше половины поголовья. Гибель скота означала страшный голод; кочевникам не оставалось ничего иного, как умирать или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, –говорил скиф Токсарис у римского писателя Лукиана, - мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…”. “У этих племен… все люди без различия – воины”, - говорил об арабах АммианМарцеллин.

Вечная и всеобщая борьба в степи называлась у казахов “барымтой”. “Казахские племена и роды постоянно враждовали между собой, - писал историк С. Е. Толыбеков. – Каждый кочевой аул, заслышав о приближении неприятеля, тотчас собирал свое имущество и, наспех навьючив его на верблюдов, пускался наутек. Если угроза была велика, то бросали даже юрту и стадо баранов, бежали, в чем были, угоняя своих лошадей и верблюдов”.

Кочевники закалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях друг с другом. В каждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и физической силой; постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился «батыром», «богатырем». Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными героями казахского эпоса.

«Молодых и крепких уважают, - говорит китайский историк о гуннах, - старых и слабых почитают мало… Сильные едят жирное и лучшее, старики питаются после них… Кто в сражении отрубит голову неприятеля, тот получает в награду кубок вина и все захваченное в добычу». То же самое пишет Геродот об обычаях скифов: “Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает долю добычи, а иначе – нет… Кожу с головы сдирают… Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем”. «Счастливыми из них считаются те, кто умирает в бою, - говорит АммианМарцеллин об аланах, - а те, кто доживают до старости, и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих коней содранную с черепа кожу убитых».

Культ войны находил проявление в поклонении мечу, Геродот сообщает о поклонении мечу у скифов, АммианМарцеллин – у алан.

В бесконечных сражениях выживали лишь самые сильные и смелые – таким образом, кочевники подвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическая сила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократно отмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел. «Кипчаки – народ крепкий, сильный, здоровый», - пишет Ибн Батута. “Они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота”, - говорит АммианМарцеллин о гуннах. «Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты, безжалостны…» - пишет китайский историк о тюрках. Как в Китае, так и в мусульманских государствах, жители степей считались лучшими воинами, и из них набирались отборные воинские части.

Естественный отбор на силу, ловкость, выносливость дополнялся воспитанием воинских качеств, начиная с раннего детства. «Мальчик, как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляет из лука пташек и зверьков и употребляет их в пищу», - говорит китайский историк о воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши вместе со своими отцами ходили в набеги. В набегах принимали участие и женщины; у савроматов “девушка не выходит замуж, пока не убьет врага”, свидетельствует Геродот. По данным археологов, пятая часть сарматских могил с оружием хранят останки женщин.

Войны между кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи и созданию кочевых империй. Единое государство клало конец межплеменным войнам, но не снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы джута кочевники шли в набег на соседнее племя, и численность населения снижалась за счет военных потерь, то теперь единственным способом спасения от голода было объединение сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом, объединение кочевников порождало волну нашествий.

Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками Новым Оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница, затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затем были изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю. Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие между кочевниками и земледельцами – и на земледельческие цивилизации обрушивалась волна нашествий непобедимых и жестоких завоевателей.

Завоевание приводило к созданию сословных обществ, в которых основная масса населения, потомки побежденных земледельцев, эксплуатировалась потомками завоевателей. В новом обществе кочевники составляли военное «рыцарское» сословие, они делили завоеванную страну на «феоды», возводили замки и порабощали крестьян. Поскольку в эпоху до создания артиллерии нашествия кочевников происходили регулярно с интервалами в одно-два-три столетия, то большинство обществ того времени были «феодальными».

Необходимо также сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества. Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами, сильными, отважными, выносливыми и агрессивными – по своим физическим и психологическим характеристикам, по образу жизни, кочевники были непохожи на крестьян-земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другой экологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. По законам биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированию видовых различий, таким образом, можно предположить, что процесс становления кочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно также, как земледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы можем наблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил – привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить о формировании нового вида (или подвида) Homosapiens.

Появление письменности

В связи с разделением труда, появлением излишковпроизводства, возникает товарообмен. Обмен – это переходпродуктов труда из собственности одного лица в собственностьдругого, возмещающийся встречным продуктом, услугой илизнаком. В качестве такого знака сегодня в большинстве случаевиспользуются деньги. Первой формой обмена был обменподарками – дарообмен. Это был способ установленияличностных связей, повышения престижности. Дарили не толькоматериальные ценности, талисманы, женщин, военную помощь.

Специализация труда, появление избыточного продуктаобусловили складывание экономических отношений, чтовыражалось в обмене товарами. Ранее главную роль впервобытном коллективе играл не обмен, а распределение, таккак каждая община обеспечивала себя всем необходимым.Обмен способствовал преобразованию сознания человека.Совершенствовались и усложнялись способы выработкиабстракций, поскольку обмен товарами возможен только приусловии, что все товары имеют нечто общее – овеществленный вних абстрактный труд, являющийся субстанцией их стоимости.

В итоге появился денежный товарообмен, который требуетразвитых форм абстрагирования мира. Абстрактный труд можетвыражаться в денежной форме только при условии, что самчеловек обладает способностью к абстрактному моделированиюситуаций. Наука базируется именно на способности человека кабстрактному мышлению, мифологическое мышление к этомуне способно. Этой способность обусловлено появлениеписьменности, хранящей и перерабатывающей информацию спомощью знаков.

Письменность – это качественно новое средство общения ихранения информации. Благодаря письменности процессобщения приобрел два новых измерения: географическое иисторическое, ведь письменность, в отличие от речи, способнопреодолевать пространственную и временную ограниченность.

Значение письменности в истории человечества переоценитьтрудно, без нее было бы невозможным возникновение науки,она важнейшее условие развития знаний. Примечательно, что вдревних обществах письменность использоваласьисключительно в хозяйственных целях для учетапроизведенного продукта и его распределения.

Первой зачаточной формой неречевых средств передачиинформации было предметное письмо (например, зарубки надеревьях для идущих следом людей, определенный дым от огнякак знак опасности). С помощью предметного письма человекосваивал способность вещи указывать на нечто отличное,другое, чем она есть на самом деле – их знаковую функцию. Каки любое другое письмо, предметное письмо требует для своегопонимания предварительной договоренности. Геродотрассказывал как скифы направили персидскому царю Дарию,вторгнувшемуся в их земли, предметное письмо: птицу, мышь,лягушку и пять стрел. Дарий прочитал это предметное письмоследующим образом: скифы покоряются ему и приносят в дарсвое небо, в котором живет птица, землю, в которой живетмышь, воду, в которой живет лягушка, а пять стрел –символизируют отказ от сопротивления. Но скифы вкладывалииной смысл в это письмо: если Дарий со своим войском неулетят в небо как птицы, не зароются в землю как мыши, неспрячутся в болотах как лягушки, то этими стрелами мы васуничтожим. В итоге Дарий гонялся за скифами почти до среднейполосы современной России, пока не растерял почти все своевойско.

Следующий этап развития письменности – пиктография,которая представляет собой фиксацию информации с помощьюрисунков. Пиктографическое письмо переросло видеографическое письмо, в котором рисунки заменялисьзнаками. Позже (IV-III. до н.э.) появились иероглифы, которыеобозначали не только образы, но и звуки. Во II тысячелетии дон.э. появилось фонетическое письмо. В нем знаки (буквы)обозначают не предметы, а звуки. Первыми, кто сталиспользовать фонетическое письмо, были финикийцы. Отфиникийского алфавита произошли греческий и арамейский. Отгреческого алфавита берут начало латинский и славянский, отарамейского – персидский, арабский и индийский. До странДальнего Востока алфавит так и не дошел, в результате в Ките,Японии, Корее до сих пор пользуются иероглифами.

 


 

Лекция 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: