Знания и технологическое развитиев древних цивилизациях

 

В неолит в раннеземледельческих культурах наметился рядтенденций, приведших к возникновению первых цивилизаций:

1. создание сложных хозяйственных систем (преждевсего – поливного земледелия), обеспечивающих значительнуюпродуктивность земледелия;

2. специализация деятельности, появление крупныхнаселенных пунктов, превращающихся в города;

3. усложнение социальной структуры общины ипоявление социального и общественно-политическогонеравенства (появление эксплуатации, расслоение населения нарядовых общинников и аристократию, появлениенаследственных правителей и жрецов;

4. закрепление неравенства идеологическими инасильственными методами.

При описании механизмов возникновения и развитияцивилизаций заслуживает внимания концепция А.Тойнби«Вызов-Ответ», которая помогает понять, почему в отдельныхрегионах появляются цивилизации, в то время как в другихместах не происходит даже перехода к земледелию.

Окружающая среда бросает вызовы обществу, а общество,благодаря своему творческому меньшинству (элите) отвечает наэти вызовы (решает проблемы). Вызов может быть со стороныприроды, других цивилизаций и.т.д. Если ответ на вызов ненайден, проблемы накапливаются, что приводит к упадку, или,как минимум, отсутствию развития. Однако, если нет вызовов –нет развития. Хорошие условия не дают роста. Так, втропической Африке природа обеспечивала огромные запасымясной и растительной пищи и давала человеку всенеобходимое, там не было верхнепалеолитического кризиса,следовательно, не было мотивов переходить от охоты исобирательства к земледелию.

Первые цивилизации стали складываться в 4 тыс. до н.э. вдолине Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия, отгреч.Μεσοποταμία – Междуречье), Инда и Ганга (Индия), Янцзы(Китай). Реки играли в них ключевую роль, поэтому нередко этицивилизации называют речными. Реки выполняли рольтранспортных путей, связывающих воедино различные районыстраны и обеспечивающих возможности для торговли.

Плодородная почва в их дельтах способствовала развитиюземледелия. Экономической основой первых цивилизацийявилось ирригационное земледелие, которое позволяло получатьнесколько богатых урожаев в год, но требовало колоссальныхтрудовых затрат и кооперации. Если освоение мотыжногоземледелия можно считать первым этапом неолитическойреволюции, то вторым ее этапом явилось освоениеирригационного земледелия. При наличии ирригацииплодородие почвы восстанавливается за счет наносов ила,урожайность остается стабильно высокой и земельные ресурсыиспользуются полностью. Для иллюстрации эффективностиирригационного земледелия можно привести следующие цифры:плотность населения при охотничьем хозяйстве составляетоколо 0,05 чел/кв.км, при мотыжном земледелии– около 10чел/кв.км, при ирригационном может достигать 100 и болеечел/кв.км. Необходимость организации крупных работ построительству ирригационных сооружений (каналов, шлюзов,водозаборников) ускоряла формирование политическойорганизации для планирования и координации коллективноготруда. В отсутствии механизации только коллективный трудбольших масс людей мог обеспечить проведение ирригационноестроительство. Получение значительного избыточного продуктаспособствовало быстрому развитию социальных отношений,разделению труда, возникновению ремесел.

В результате выделяется аппарат государственной власти,тесно связанный с сакральным аппаратом жрецов. Такая связьбыла обусловлена тем, что практически все знания, накопленныежрецами, использовались для управления обществом. Знаниятрактовались, прежде всего, как средство господства надлюдьми. Еще до возникновения цивилизаций наблюдалась связьзнаний с властью, что выражалось, например, в деятельностипервобытных колдунов. В условиях натурального хозяйстваматериальные стимулы не действовали, поэтом управлениеирригационными работами должно было быть не толькоцентрализованным, но и обожествленным. Отсюда – ключеваяроль религии и жрецов. Не случайно в иерархической структуредревнеегипетского общества значительное место принадлежитфигуре писца. Профессия писца была одной из самыхпривилегированных. Писцы составляли интеллектуальную элитустраны, поскольку они не просто писали тексты, но исполняладминистративно-хозяйственные процедуры. При шумерскиххрамах существовали писцовые школы. Причем, писцы должныбыли не только уметь писать, но и подсчитать размер урожая,объем зернохранилища, площадь поля и проч.

Жреческие касты были организованы по принципууровней посвящения. Каждый уровень означал доступ копределенной социально-управленческой информации. Что быполучить посвящение требовалась многолетняя выучка,существовали целые программы по обучению – первыеисторические аналоги систем образования. Священные книгимогли читать только жрецы, знания зашифровывались на языке,доступном только жрецам. Это делало знание недоступным дляостальных людей – непосвященных. Жрецы не были занятыпроизводством продуктов, они использовали знание дляполучения значительной доли прибавочного продукта,произведенного другими. Поэтому они располагали свободнымвременем для совершенствования и расширения своих знаний.Так появились люди по роду своей деятельности полностьюзанятые умственным трудом – ситуация которая не могланаблюдаться ранее, когда все члены общины были вынужденызаниматься исключительно одной проблемой – выживанием.Таким образом, произошло разделение труда на материальное идуховное. В этой связи жречество явилось социальнойпредпосылкой генезиса науки.

В целом, следует отметить, что в древних цивилизацияхзнания были наделены сакральным смыслом, нередко, былиобличены в символическую форму и связаны с религиознымикультами. Поэтому знание оно не обсуждалось, критически неанализировалось. Накопление знаний носило сугубопрактический характер и не развивало способности кабстрактному мышлению, отсутствовали теоретическиеконструкции, которые появились только в Греции. Им были несвойственны фундаментальность, теоретичность и системность(в современном смысле этих терминов). Знания были нужны дляповседневной жизни и для исполнения религиозных обрядов.

Несмотря на такую ограниченность знаний, древнимицивилизациями были достигнуты значительные успехи. Досегодняшнего дня существуют некоторые неразгаданные«технологические» тайны Египта, например: долговечностькрасок, негорючий папирус с асбестовым покрытием,бальзамирование.

В Месопотамии и на Ближнем Востоке впервые стали использовать плуг, бронзу, цветное стекло, гвозди, канализацию,пиво. В Египте изобрели чернила, косметику, парусные судаарочные строительные конструкции из кирпича. Постройки древних строителей в Египте можно увидеть до сих пор. Самый яркий пример – пирамида фараона Хуфу (греч.Χέωψ – Хеопс) высотой 146 метров, состоящая из 2,3 млн. каменных блоков,каждый весом в 2 тонны. Для перевозки этаких блоков использовали салазки, под них подкладывали деревянные катки,на вершину пирамиды блоки поднимали по наклоннымплоскостям. От каменоломен к месту строительства блокидоставлялись на барках длиной до 60 метров и водоизмещениемдо 1,5 тысячи тонн. По свидетельству Геродота, настроительстве пирамиды Хеопса в порядке трудовой повинностиработало 100 тысяч человек, которые сменялись каждые тримесяца. Трудовая повинность распространялась на всенаселение, и позволяла создавать не только пирамиды, но изначительные ирригационные сооружения, так во II тысячелетиибыл построен Фаюмский канал, позволивший оросить обширныеплощади земель в Нижнем Египте. Не менее впечатляющиесооружения создавались в Месопотамии. В Вавилоне, населениекоторого достигало 1 млн. человек, был построен длиной 123метра мост черезТигр, внутренняя стена тройных стен Вавилонаимела толщину 7 метров. В Месопотамии возводилисьзиккураты – башни из поставленных друг на другапараллелепипедов или усечённых пирамид. Самый высокийзиккурат (91 м.) находился в Вавилоне, что нашло отражение вбиблейском предании о Вавилонской башне. В европейскойживописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонскоестолпотворение» (1563). Современное здание Европейскогопарламента спроектировано в виде недостроенной вавилонскойбашни на основе картины Брейгеля.

Настоящая техническая революция произошла с освоениемметаллургии железа, в конце II века до н. э. Наступила новая эпоха, не случайно Римский поэт и философ Лукреций Тит Кар в1 веке до н.э в трактате «О природе вещей» предложил делениена три эпохи: каменный век, медный (бронзовый), железный.

Железный наконечник плуга улучшил обработку почвы,железная лопата позволила эффективней рыть оросительныеканалы. Раньше при подсечно-огневой системе для расчистки нового участка требовалась работа всего рода, теперь спомощью железного топора, пилы, лопаты стало достаточноусилий одного человека, в результате ускорился распад рода ивыделение индивидуальных участков. Важно отметить, чтоиспользование железного оружия вызвало так же существенныеперемены в военном деле.

Земледелие и скотоводство стимулировали развитиебиологических знаний (греч. βίος – жизнь и λόγος – слово, знание, изучение). В Ассирии появились первые системыклассификации растений (около 250 видов). В Хеттском государстве Киккули написал самую древнюю из дошедших донас рукописей, целиком посвященных биологической теме –трактат о коневодстве. В Египте создавались пособия поветеринарии.

В тесной связи с биологическими знаниями развиваетсямедицина. Основой появления медицины стало изменениеотношения к человеку. Постепенно человек выделяет себя измира природы и начинает осознавать себя как самоценность.

Формируется индивидуальное самосознание исмысложизненные ориентиры, которые побуждают задуматься опроблеме своего существования. В связи с этим, поддержаниежизни человека обретает особую значимость. Разрабатываютсяприемы массажа, иглотерапия, изобретаются скальпель, шприц.

В Египте найден так называемый Кахунский папирус, (1850 г. дон.э.), содержащий перечень женских болезней, и освещающийакушерские проблемы. Папирус Эберса (около 1500 г.до.н.э.)представляет собой первую медицинскую энциклопедию, вкоторой имеется описание 877 болезней и их симптомов. Унекоторых мумий обнаружены коронки на зубах, металлическиепломбы, что говорит о развитии стоматологии. Развитиемедицинских знаний в Египте было тесно связано сбальзамированием, которому отводилась важнейшая роль вегипетской религии. Бальзамирование представляло собой рядмероприятий, предпринимаемых по отношению к умершемусуществу с целью предохранения его от разложения. Достигнувопределенных успехов в методике лечения некоторых болезней,древняя медицина содержала в себе множество предрассудков,наивных знаний (например, считалось, что сердце отвечает замышление), о чем, в частности, говорит, повсеместноесуществование знахарей-заклинателей.

Появляются первые географические карты. Причина – ростнаселения, развитие торговли, укрепление племенных союзов,расширение представлений о границах ойкумены.Первоначально карта не отражала местность в целом, онапоказывала определенный маршрут. На карте обозначалисьдороги, тропы. Расстояния определялась в днях пути. Маршрутыснабжались специальными указателями (например, зарубки надеревьях), включая знаки, предупреждающие о возможностинападения. Так зарождалась то, что сейчас бы назвали службойэксплуатации дорог.

Активно развиваются астрономические (греч. αστρονομία,αστρον – звезда и νόμος – закон) знания, происходитсовершенствование календаря. Присваивающему хозяйствудостаточно было лунного календаря, но производящее хозяйствопотребовало более точных знаний о времени для проведениясельскохозяйственных работ. Двенадцать лунных месяцевсоставляют лунный год, равный 354,36 суток, то есть отличие отсолнечного года составляет около 11 суток. В случае, когданеобходимо было точно знать время посева, сбора урожая, такаяпогрешность оказывалась недопустимой. Вероятно, именно этимможно объяснить создание мегалитических (греч.μέγας —большой и λίθος — камень) сооружений, которые служилипротонаучной астрономической обсерваторией и выполнялиодновременно религиозно-культовые функции. Известно дваосновных вида мегалитических сооружений: дольмены(несколько вертикальных плит, перекрытых сверхугоризонтальными плитами, существуют на Кавказе, в Испании идругих местах), и кромлехи (выстроенные вокруг монолиты,наиболее знаменит – Стоунхендж в Англии). Мегалитическиесооружения строились таким образом, что позволялификсировать дни летнего и зимнего солнцестояния, обычноориентируясь на точку восхода солнца. Построение дольменов икромлехов требовало труда сотен и даже тысяч людей, чтоуказывает на то, какая значимость придавалась астрономии.

В Египте связь сезонов года и небесных явлений былоосознана еще в III тысячелетии до н.э. Предвестником новогогода для египтян был Сириус. Появление Сириуса на утреннемнебе означало скорый разлив Нила (около 20 июля) – самоеважное событие в египетском сельскохозяйственном году.Египетский солнечный календарь был разделен на 12 месяцев по30 дней и 5 дополнительных дней в конце каждого года. Такойкалендарь отличался от современного отсутствием високосныхдней, их ввел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь, взявшийегипетский календарь за основу при разработке римскогокалендаря. Сутки были разделены на 24 часа, такое разделениеиспользуется и сегодня. Дневное время определялось посолнечным часам, состоявшим из двух деревянных брусков,соединенных вместе. Для определения ночного временииспользовались водяные часы (греки их называли клепсидр).Чаще всего они представляли собой каменный сосуд снебольшим отверстием внизу. Сосуд наполнялся водой и к утруопорожнялся. На внутренней стенке имелись деления, покоторым определялось время, причем в градуировкеучитывались сезонные изменения продолжительности ночизимой и летом, соотносящиеся как 14:12. В целом, следуетотметить, что египетская астрономия была ограниченаповерхностными эмпирическими наблюдениями, которыеполучали религиозную интерпретацию.

Особое развитие астрономия получила в Вавилонии иАссирии, где были созданы первые теории движения планет.Вавилоняне вычисляли лунные затмения, фиксировалинеравномерности движения отдельных небесных тел, составлялитаблицы положений отдельных звезд. В астрономии сталиприменяться математические методы, что позволилопредсказывать солнечные затмения на Земле (предсказыватьзатмения для конкретной широты и долготы было нельзя, таккак для этого надо было знать расстояние от Земли до Солнца иих относительные размеры).

Астрономия тесно переплеталась с астрологией (греч.αστρολογία, αστρον – звезда и λόγος – слово, знание, изучение) ислужила ее целям. Астрология как предсказание будущего поповедению небесных сфер базируется на двух принципах:обожествление небесных тел и убежденность, что всякий раз,когда на небе наблюдается одно и тоже явление, на Земленаблюдаются одни и те же следствия. Интерес вызывала преждевсего астрология, в нее вкладывались средства, ради неестроились абсерватории. Греки были первыми, кто начализучать именно астрономию, а не астрономию ради астрологии,хотя тот же Птолемей, создатель геоцентрической моделимироздания, написал трактат по астрологии. Интерес кастрологии не угасал тысячелетиями. Вплоть до 18 века вевропейских университетах преподавался курс астрологии.

Специфическим явлением были математические знания(греч.μάθημα – урок, изучение) в древних цивилизациях.Расширились пределы считаемых пределов, появляютсясловесные обозначения для чисел больше 100 единиц, затем до1000, потом до 10000 и т.д. Развитие земледелия, отношенийземельной собственности положило начало геометрии (греч.γη –земля и μετρεω – мерю, землемерие). Математика – это средстворешения практических задач (например, распределениепродуктов между большим количеством людей, вычислениеобъемов строительных и земляных работ). Египтянеиспользовали в своих вычислениях дроби, ставшие одним изхарактерных явлений их математического знания. В Вавилонезнали операции умножения, расчеты процентов по долям, числоπ, умели решать квадратные уравнения, вычислять объемпирамиды. Непозиционная десятирично-шестидесятиричнаяшумерская система счисления впоследствии наложилась надесятиричнуювавилонскую. Пережитком шестидесятиричнойсистемы является современное деление окружности на 360°,градуса на 60 минут и минуты на 60 секунд, а также часа на 60минут и т.д. Математики древних цивилизаций не пыталисьдоказывать истинность математических положений, которымиони пользовались. Все формулы носили рецептурный характер истроились в виде предписаний («делай так и так»), поэтомуобучение математике строилось на основе механическогозаучивания способов решения типовых задач. Идеиматематического доказательства еще не существовало (первымидо нее дошли греки).

Говоря о знаниях и технологиях в древнем мире,необходимо уделить внимание финикийцам – племенимореплавателей и купцов. Финикийцы строили корабли с килем,шпангоутами и сплошной палубой. На таких корабляхфиникийцы достигали берегов Гвинейского залива и Британии, вVI веке до н. э. они совершили плавание вокруг Африки. Самослово «финикиец» греческого происхождения и означает«темно-красный» по цвету пурпура, которым активно торговалифиникийские купцы. Пурпурную краску делали из раковинмоллюсков, секрет ее изготовления хранился в тайне.Важнейшее изобретение финикийцев – алфавитное письмо,заложившее основу греческого и арамейского письма.

Особый интерес представляют цивилизации, которыесуществуют на протяжении тысячелетий и сохранились вплотьдо настоящего времени. Если цивилизации Древнего Египта иМесопотамии погибли, и их влияние на последующее развитиенауки и техники носило опосредованный характер, тосовременные Индия и Китай являются прямыми наследникамиДревней Индии и Древнего Китая, сохраняя их определеннуюспецифику и являясь непосредственными носителями ихкультурного наследия.

Индийской цивилизации присуще творческое восприятиерезультатов других культур, при этом с сохранениемсобственных культурных ценностей и традиций. Древнейшиедуховные ценности были запечатлены в Ведах, затем вУпанишадах. Древнейшая из Вед – Ригведа представляет собойсборник гимнов, создание которых в устной форме относят крубежу I-II тыс. до н.э., а записаны в едином сборнике были в 5-6 вв. до н.э. Веды и Упанишады явились истокамимировоззрения древних индийцев, специфики индийскойкультуры в целом, и познавательного мышления в частности. Вних в ритуально-религиозной форме содержались зачаткитеоретического знания. Создателями вед были поэты-жрецы. Вседревние индийские тексты были записаны на санскрите и присвоем оформлении подчинялись канонам стихосложения.

Индийцы не оперировали теоремами, они использовалиправила, основанные на рассуждениях, которые являлисьпорождением интуиции. Поэтому эти правила предстают в видеафоризмов и стихов. Значительная роль интуиции связана стакой характерной чертой индийской культуры какнаправленность на самосознания, медитацию, что нашлоотражение в мышлении и мировосприятии.

Важная черта индийского общества – жесткаядифференциация, социальная замкнутость общественных групп(кастовая система). Существование закрепленных кастовойсистемой цеховых строительных организаций и единой системыканонов и правил для строительства – одна из наиболеесущественных причин длительного сохранения в Индиихудожественных традиций. Бразманизм, позднее индуизм,явились идеологиями жесткой иерархии, что придавало, с однойстороны, устойчивость и своеобразие общественной жизни, а сдругой, тормозило экономическое, политическое и культурноеразвитие страны.

В Индии овладели техникой кесарева сечения, открыливакцинацию как способ борьбы с оспой. Значительных успеховИндийская цивилизация достигла в астрономии, лингвистике,медицине – лечились даже психические заболевания. Вматематике впервые были введены буквенные символы,десятеричная позиционная система счисления, включая ноль,разрабатывались тригонометрические знания с понятием синус(sin). Тригонометрия (греч.τρίγωνο – треугольник и μετρώ –мерить, считать) в Индии использовалась для определенияугловых расстояний между звездами и служила религиознымцелям, помогая правильному соблюдению ритуалов. Позжеарабы, изучив математические стихи на санскрите, перенялимногие индийские знания, с которыми впоследствии ознакомилиЕвропу.

Индия – родина хлопка, который удивлял чужеземцев, вЕвропе долгое время считали, что хлопок растет на деревьях. ВИндии ткались тончайшие батисты и муслины, батистовую шальможно было продеть через перстень. Ткани окрашивались сокоминдиго.

В начале нашей эры индийцы освоили технологиювыращивания заливного риса. Для этого строилась плотина ирылся пруд, от него отводились оросительные канавы. Рисовуюрассаду выращивали в специальном питомнике с регулируемыммикроклиматом, затем ее высаживали на затопленные поля.Урожайность заливного риса почти вдвое выше, чемурожайность пшеницы, при этом можно два-три урожая в год.Индийские колонисты и торговцы принесли заливной рис вИндокитай, оттуда он распространился в Китай и Японию.Распространение заливного риса означало расширениеэкологической ниши. На прежней территории могло проживатьвтрое-вчетверо большее население. В результате Южная и Юго-Восточная Азия – самый густонаселенный регион планеты.

Китайская цивилизация, как и Индийская, отличаетсяустойчивостью и исторической преемственностью культурныхтрадиций. Специфику китайского образа мышления взначительной мере формируют принципы даосизма,основанного Лао-Цзы в 6 в. до н.э. Исходная идея – учение оДао. Это универсальная и всепроникающая основа сущего, Путь.Это беспредельная пустота, наполненная беспредельнойинформацией. Главный принцип – следование Дао, естественнойприроде вещей. Учение о Дао стимулировало Познаниеприроды абстрактных понятий, что оказало влияние на всесферы знания. Даосизм предполагает мышление категориямицелостности. В отличие дифференциального характеразападного типа мышления, китайское мышление носитинтегративный характер, для восточного ума детали не простоимеют значение сами по себе, они всегда дополняют целостнуюкартину. (Именно поэтому европейцу может показатьсястранным, когда на точный и ясный вопрос, китаец вдруг даетпространный, «расплывчатый» ответ.Китаец воспринимает мирв его целостности, для европейца такое восприятие не всегдапонятно.)

Значительное влияние на становление наук в Китае оказалживший в 6-5 вв. до н.э мыслитель Кун-Цзы, влатинизированной транскрипции известный как Конфуций.Конфуцианство, ставшее официальной идеологией Китайскогогосударства, создало своеобразный культ знаний иобразованности.

Множество достижений Китайской цивилизациираспространилось по всему миру. Одним из первых европейцев,указавших на особое значение китайской мысли был Г.Лейбниц.Он призвал выписывать из Китая просвещенных образованныхлюдей, которые бы содействовали возрождению этических норми преодолению того упадка, в котором находилась Европа.

Наиболее известные китайские технические изобретения –компас, порох, книгопечатание, бумага, шелк, фарфор.

Компас первоначально использовался для гадания.Магнит, напоминавший по форме ложку, свободно скользил попластинке, на которой были нарисованы знаки зодиака. В 1-3 вв.этот прибор стал называться «указатель на юг». Стрелкапоявилась в нем не сразу, первоначально использовались самыеразнообразные фигурки. В 9 в. о магнитной стрелке узналиарабы, благодаря которым в 13 в. компас, спустя почти тысячулет после своего изобретения, попал в Европу, что привело кразвитию мореплавания и Великим географическим открытиям.

Порох, как смесь селитры и серы в Китае применялсяпервоначально в лечебных целях. В 4 в. его стали использоватьдля изготовления фейерверков. Позже порох попал в Византию,а в начале 14 в. в Европу, где нашел активное применение ввоенном деле.

Развитие книгопечатания в Китае связано с изобретениемво 2 в. бумаги. В 751 году арабы в одном из сражений в СреднейАзии захватили нескольких китайцев, знавших секретпроизводства бумаги. После этого бумагу стали производить наБлижнем Востоке. Позже о ней узнали европейцы, что сделаловозможным книгопечатание в Европе.

В Китае была разработана технология изготовлениячугуна. Секреты получения чугуна (так же как и фарфора)оставались тайной для европейцев вплоть до начала Новоговремени.

Значительное развитие получила медицина. Многиеметоды традиционной китайской медицины сегодня популярныв различных странах мира. Иглоукалывание, прижигание сталиприменяться еще в 4-3 вв. до н.э.

В Древнем Китае было описано 118 созвездий (783звезды). В 1 в. до н.э. было установлено, что период обращенияЮпитера составляет 11,92 года. Это почти совпадает срезультатами современных наблюдений. Продолжительностьгода в китайском календаре составляла 365,25 дня. Принятый в104 г. до н.э. году календарь состоял из 12 месяцев,дополнительный месяц добавлялся в високосном году, которыйустанавливался один раз в три года.

В рамках курса истории науки и техники следует такжеуделить внимание цивилизациям доколумбовой Америки,важнейшими из которых явились цивилизации майя, ацтеков иинков. По уровню некоторых достижений они превзошлицивилизации Старого Света.

Если в Северной Америке и на Юге Южной Америкиплемена занимались преимущественно охотой, то на территориисовременных Мексики и Перу произошел переход к земледелиюи выращивались фасоль, томаты, кукуруза, картофель. ВАмерике отсутствовали животные азиатскихцентровдоместикации (козы, овцы, крупный рогатый скот). В Перу былаодомашнена только лама.

На высоком уровне находилось ремесленное производство,о чем говорит, например, тот факт, что в Европе в 16 в.проводились выставки из изделий, вывезенных из Америки.Однако, ремесленное производство не играло существеннойроли в экономике, так как в основном обслуживало нуждыправящей элиты.

Жрецы в цивилизациях доколумбовой Америки, подобноегипетским и месопотамским жрецам, занималисьисследованием окружающего мира и накопили значительныйобъем знаний, которые тесно были связаны с религией. Так,майя обладали знаниями в области астрономии, сейсмологии,климатологии. В математике майя ввели понятие нуля. В нашейсистеме счисления имеется девять цифр и ноль. В системесчисления майя была точка, черта и ноль. В историиматематического мышления введение нуля – важный шагвперед. В Европейской математике ноль появился только в 15 в.

Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизниточный календарь майя, который в руках жречества служилорудием идеологического воздействия на массы, посколькуопределял сроки проведения земледельческих работ. Год майя –это 365,2420 дня. (Для сравнения: длительность года посовременным данным - 365,2422 дня, юлианский год - 365,2510дня, современный григорианский год - 365,2425 дня.)

Отличительная особенность архитектуры майя –подчинение ее календарю. Все строения, здания были связаны сопределенной датой или астрономическим явлением. Зданиястроились через строго определенный промежуток времени,облицовывались плиткой через установленное количество лет.

Успехов в астрономии достигли инки, создававшиеобсерватории, наиболее известная располагалась в Мачу-Пикчу.Труднообъяснимы технологии строительства этого комплекса,где использовались огромные полированные каменные блоки,соединявшиеся без связующих растворов и приспособлений.При этом все постройки ориентировались строго поастрономическим показателям. Археологические материалысвидетельствуют о высоком уровне развития разнообразныхремесел, сельского хозяйства, ирригации смногосоткилометровыми каналами, транспортныхкоммуникаций. Через пропасти в Андах сооружались висячиемосты, которыми пользовались даже в 19 в. Инки построилиразветвленную сеть дорог, причем, через каждые 25 км. Уобочины располагался постоялый двор, гостиница, гдехранились запасы питания.

 

 


 

Лекция 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: