Становление новоевропейской науки

В XVII веке в условиях становления капиталистическихотношений происходит непосредственное включение индивидав функционирование экономических связей, что обуславливаеттакой тип сознания, при котором на первый план выдвигаетсяпотребность в накоплении объективного знания о природе.Получение такого знания обеспечивается мышлением, отсюда –формирование идеала господства Разума.

В Новое время природа понимается как огромная машина,подчиненная механическим закономерностям, которые могутбыть выражены строгим математическим языком. В связи сэтим, механика становится лидером естествознания. Математикавыступает как универсальное средство формирования и поисказаконов природы. Возникновение математическогоестествознания, а также внедрение метода эксперимента внаучное познание, сделали возможным перерастаниекоперниканской революции в астрономии в революцию вфизике, завершившуюся созданием фундаментальнойестественно-научной теории – классической механики.

При этом сама математика претерпевает значительныеизменения – она превращается в теорию переменных величин.Изучение функциональных зависимостей приводит к понятиямматематического анализа: предел, дифференциал, интеграл.

Появляются работы по теории вероятности (Пьер де Ферма,Христиан Гюйгенс, семья Бернулли, многие члены которойвнесли существенный вклад в науку, в том числе, в теориювероятностей). Развитие теории вероятностей было вызванонеобходимостью решать задачи, порожденные потребностямистрахового дела, статистики народонаселения, и, конечно,азартных игр.

Накопление научных знаний в этот период велось запределами университетов, которые контролировались Церковьюи стали консервативной силой. Поэтому научная деятельностьстала развиваться в личной переписке ученых, в созданныхдискуссионных кружках, где осуществлялся обмен знаниями, ихобсуждение. В XVII веке из таких дискуссионных кружковобразовывались первые научные Академии: первая появилась в1560 году в Неаполе, затем в 1603 году в Риме, в 1666 году воФранции, в 1724 году в России по приказу Петра I. В 1662 годубыло основано Лондонское королевское общество по развитиюзнаний о природе. Эту дату ряд исследователей считают датойрождения современной науки. С этого времени наука становитсясоциальным институтом, играющим важную роль в жизниобщества.

Важнейшим вопросом, разрабатываемым философиейНового времени, становится проблема методологии, чтовыразилось в споре двух основных направлений в теориипознания: эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (лат. empeirica – опыт) – направление вгносеологии, которое считает чувственный опыт основнымисточником познания. Родоначальник эмпиризма – ФренсисБэкон, которому принадлежит тезис «знание – сила», которыйподчеркивает сущность и цель новоевропейской науки. Бэконсчитал, что познание природы требует использованияспециально поставленных опытов – экспериментов (отлат. experimentum – проба). Эксперимент – есть методисследования некоторого явления в управляемых условиях,характеризующийся (в отличие от наблюдения) активнымвзаимодействием с изучаемым объектом. Основа познания –индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логическоговывода на основе перехода от частного положения к общему, тоесть, наблюдая некое единообразие в природе, мы приходим кутверждению естественных законов. На основе опытных данныхпо индукции приходят общим положениям, знаниям о мире.

Чтобы избежать «великого обмана чувств», по мнениюБэкона, надо выявить причины наших заблуждений. Образно онназвал искаженные представления о действительности –идолами познания. Существуют различные идолы:

1. Идолы рода – антропоморфизм, наделение природныхпроцессов человеческими свойствами.

2. Идолы пещеры – обусловлены сложностьювнутреннего мира человека, из-за которых восприятие мираискажается.

3. Идолы рынка – неправильное употребление слов.

4. Идолы театра – некритические заимствования изразличных научных доктрин.

Избавившись от идолов, то есть освободив разум отпредрассудков мышления, возможно научное познание.

Развивали учение Френсиса Бэкона Томас Гоббс, затемДжон Локк, который уподобил человеческую душу – «чистойдоске» (tabularasa), надписи на этой доске оставляет лишь опыт.Опыт – основа всякого знания, разум лишь комбинирует данные,поставляемые опытом. Локк выдвинул положение, согласнокоторому: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше вощущениях». Гоббс и Локк оставили заметный вклад вобщественных науках. Гоббс – основатель теории«общественного договора», согласно которой государство –искусственное тело, созданное в целях всеобщего мира и личнойбезопасности благодаря договоренности между людьми.Общественный договор положил конец естественномудогосударственному состоянию «войны всех против всех». Локксчитается основоположником классического либерализма.

Согласно Локку, государство создано для гарантииестественных прав (свобода, равенство, собственность) изаконов (мир и безопасность) и оно не должно посягать на этиправа. Локку ему принадлежит идея разделения властей назаконодательную и исполнительную (в нее первоначальновключалась и судебная). Теория, согласно которойгосударственная власть должна быть разделена на независимыедруг от друга (но при необходимости контролирующие другдруга) ветви, лежит в основе государственного устройствабольшинства современных стран.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистическойфилософии были заложены Рене Декартом (лат.RenatusCartesius – Картезий). В отличие от эмпириков, рационалистыдоминирующую роль в познании отводят не опыту, а разуму.Декарт был уверен, что источником истины может быть толькоразум. В процессе познания необходимо отбрасывать все, в чемсомневаешься: чувства, которые обманывают, понятия, которыемогут быть ошибочными. Предельным основанием,свидетельствующим о нашем собственном существованииявляется сомнение. Кто сомневается, тот, бесспорно,существует. Отсюда – знаменитый тезис Декарта: «мыслю,следовательно существую» (Cogitoergosum), который являетсяосновой его методологии. От этого тезиса отталкивается весьпроцесс познания, поскольку все сомнительно, кромеуверенности в личном мышлении и существовании. Источник иначало познания – интуиция. Основной метод мышления –дедукция (лат. deductio – выведение), при котором частноеположение логическим путем выводится из общего. Началом(посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или простогипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом –следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылкидедукции истинны, то истинны и ее следствия. Мир, по Декарту,устроен рационально, что значит, его можно описатьматематически точно. Тем самым, Декарт определил тенденциюк методологической математизации естествознания.

Декартом совершено множество открытий в механике,оптике, математике. Он стал автором первой новоевропейскойтеории происхождения Вселенной. Вселенная создана Богом изпервичного хаоса, и после этого Бог не принимает участия вразвитии мира, т.к. он развивается по естественным законам,которые можно постичь разумам. Декарт – представительдуализма: учения, исходящего из равноправия духовных иматериальных начал и противоположного монизму – признаниюприоритета либо духовного начала (идеализм) либоматериального начала (материализм). Декарт ввёл понятие«силы» (меры) движения (количества движения), исследовалзаконы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции. Онпервым вывел закон преломления света (независимо отВ. Синеллиуса) на границе двух различных сред. Формулировкаэтого закона привела к совершенствованию оптическихприборов, которые стали играть огромную роль в астрономии,навигации, в микроскопии. Важнейшим открытием Декарта,ставшим фундаментальным для последующей психологии,является понятие о рефлексе и принцип рефлекторнойдеятельности. Живая и неживая материя, согласно Декарту, –механизмы. Человеческое тело – тоже механизм. Связь души итела осуществляется с помощью особого органа –«шишковидной железы».

Одним из виднейших представителей рационализма былГотфрид Лейбниц – математик, юрист, философ. Лейбницвыдвинул принцип достаточного основания, согласно которомуни одно явление не может быть принятым за истинное бездостаточного основания почему дело обстоит так, а не иначе.Таким образом, утверждалось, что научное знание не можетопираться на авторитет, мнения. Принцип достаточногооснования – один из критериев научности знания. Лейбницвыступал против учения Локка о душе как «чистой доске». Квысказыванию Локка «Нет ничего в разуме, чего не былораньше в ощущениях» Лейбниц добавил: «кроме самогоразума», что отразило в значительной степени сутьпротиворечий между эмпириками и рационалистами.

В целом, эмпиризм и рационализм – важнейшиенаправления в теории познания, заложившие методологическиеосновы новоевропейской науки, становление которой связано, впервую очередь, с деятельностью таких ученых как ИоганнКеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

С именем Иоганна Кеплера связано дальнейшее развитиегелиоцентризма. Система Коперника, исходившего изпредположения о равномерном круговом движении, оказаласьни проще, ни точнее Птолемеевской. Убеждение Кеплера втрансцендентной силе чисел и геометрических форм,убежденность в существовании небесной «гармонии сфер»,восходящей к Пифагору и Платону, подтолкнули Кеплера кпоиску математических законов, которые разрешили бы загадкудвижения планет. В результате он пришел к формулировкефизических законов, описывающих движение планет вокругСолнца. Таким образом, Кеплер подтвердил предсказанияПлатона о единых, постоянных и математически упорядоченныхпланетарных орбитах. Кеплер показал, что законы надо искать всамой природе, а не выдумывать их как искусственные схемы иподгонять под них явления.

Увлекаясь астрологией, Кеплер собрал богатыйфактический материал и пришел к выводам, значительнорасширившим коперниканскую модель. Он ввел понятие«инерции» для обозначения «лени планет», обосновал идеювзаимного влияния небесных тел. Несмотря на то, что егоучебник по коперниканской астрономии был внесен в Индексзапрещенных книг, его открытия распространились и имелиогромное значение для последующей науки.

Галилео Галилей вошел в историю науки как основательэкспериментального метода. Именно он стал активноиспользовать эксперимент в качестве метода научного познания.Занимался механикой, физикой, астрологией. Следует признать,что в ряде случаев он глубоко заблуждался и определенныемоменты его учения были ошибочными, в частности, он непризнавал законов Кеплера и считал, что планеты движутсяравномерно по круговым орбитам. При этом он создал телескопс тридцатикратным приближением (немыслимо для тоговремени) и активно использовал его в своих астрономическихнаблюдениях.Галилей жил в период усиления борьбы католическойцеркви с протестантизмом. Контрреформация была связана сусилением католической реакции, тогда же появился «Индексзапрещенных книг», что обусловило «закат» итальянской науки.

В дальнейшем основные научные открытия свершались встранах, где победила реформация. В 1616 году Рим официальноопределил гелиоцентризм как опасную ересь, поскольку«Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира – мнение нелепое, ложное с философской точки зрения иформально еретическое, так как оно прямо противоречит Св.Писанию. Утверждать, что Земля не находится в центре мира,что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточнымвращением, есть мнение столь же нелепое, ложное сфилософской и греховное с религиозной точки зрения». Сразрешения Папы Римского Галилей написал книгу «Диалог одвух системах – птолемеевой и коперниковой», посвященнуюрассмотрению двух моделей – геоцентрической игелиоцентрической. Но, неожиданно для Папы, Галилейразвенчал учение Птолемея. Кроме того, Галилей издал ее наитальянском языке (все научные труды писались тогда налатыни), что сделало возможным ее распространение в широкихкругах, и она превратилась, говоря современным языком, внаучно-популярный бестселлер. В результате конфликта сЦерковью Галилея объявили не еретиком, а «сильнозаподозренным в ереси»; что тоже было страшным обвинением,но спасало его от костра. После оглашения приговора Галилейна коленях произнёс предложенный ему текст отречения от идейКоперника и признал его учение ложным. Существует легенда,согласно которой после прочтения формального текста, Галилейвыкрикнул: «И все-таки она вертится!». На самом деле эта фразане была произнесена Галилеем. Однако, эта непроизнесеннаяфраза, вдохновляющая художников и поэтов, отражает смыслнаучного творчества Галилея.

В последние годы своей жизни он внес значительныйвклад в механику: сформулировал понятие ускорения (скоростьизменения скорости), сформулировал принцип инерции (если натело не действует сила, то оно либо покоится, либо движетсяравномерно), открыл закон независимого действия сил (принципсуперпозиции), сформулировал принцип относительностидвижения. Преобразования Галилея, в которых выражалисьосновные принципы относительности движения ивырабатывались понятия инерциальной системы отсчета,сделали возможным становление ньютоновской механики, адальнейшем стали базой теории относительности Эйнштейна.

Работы Галилея означали переосмысление положенийАристотеля в физике. Так, согласно Аристотелю тело движетсятолько при наличии внешнего воздействия на него, и если этовоздействие прекращается, то тело останавливается. Галилейдоказал, что этот принцип, хотя и согласуется с повседневнымопытом, является ошибочным, что дало возможностьсформулировать принцип инерции. Он также установил, чтоскорость свободного падения тел не зависит от их массы, каксчитал Аристотель.

Галилей показал, что истина достижима благодаряиспользованию эксперимента и разума, применяющегоматематическое знание. Он построил фундамент методологиисовременного естествознания, что знаменовалось становлениемнаучного способа мышления – соединение метода экспериментаи математического метода. Кроме того, Галилей внес в наукуметод идеального эксперимента, основанного на построениитеоретических идеализаций (в физике, например, материальнаяточка, допущение о тождественности движения по бесконечнобольшой окружности и движения по бесконечной прямой и др.).

Единство теории и эксперимента знаменует возникновениеновоевропейской современной науки. Наблюдаетсяформирование нового отношения к опытной науке, котораястала рассматриваться как приоритетная, дающая «совершенноезнание», поскольку обладает непосредственной пользой.Превращение знания в производительную силу привело кнаучно-технической революции, кардинальным образомизменившей весь мир. Наука Нового времени направлена напрактику, процессы производства, важнейшим методомисследования становится эксперимент, неизвестный античности.

Важное значение для становления экспериментальныхнаук имело глубокое изучение античных традиций, начатое вэпоху Возрождения. Перенесение греческих теорий на почву,подготовленную средневековой схоластикой, сделаловозможным возникновение экспериментальной науки.Появились адекватные понятия и теории, заимствованные изгреческой философии, которые получили дальнейшее развитиеблагодаря наличию теоретической учености, приобретенной впроцессе схоластических занятий. Кроме того, в результатесекуляризации знания, (что являлось характерным проявлениемВозрождения), оживился интерес к исследованию ипреобразованию природы. В результате возникли условия длясочетания теории и практической заинтересованности визучении природы.

В XVII веке произошло окончательное формированиенового видения природного мира. Знаковое событие – выход всвет «Математических начал натуральной философии» ИсаакаНьютона в 1687 году, где показано, что движение в любой частиВселенной, включая планеты, описывается несколькимизаконами, сформулированными на языке математики.

В основе метода познания Ньютона – экспериментальноеустановление точных количественных связей между явлениямии выведение из них с помощью индукции общих законов. Как иГалилей, он активно использовал математическую идеализациюв естественнонаучных исследованиях. Ньютон обобщил всерезультаты естествознания, накопленные к XVII веку встройную теоретическую систему и сформулировал началаклассической механики – первой фундаментальной естественно-научной теории, ставшей базой механистической картины мира.

Ньютоном задана программа развития классическойтеоретической физики, согласно которой из начал механикивозможно выведение остальных явлений природы. В результатемеханика стала синонимом понятия науки. (Классическаямеханика и сегодня находит свое применение на скоростяхмного меньших скорости света).

В разработке классической механики важнейшую рольсыграли введенные Ньютоном понятия абсолютногопространства (чистое и неподвижное вместилище тел) иабсолютного времени (равномерная длительность). ЕщеЛейбниц критиковал эти понятия, но, вплоть до появления работЭйнштейна, они стали незыблемой истиной.

Труды Ньютона стали той основой, на которой вдальнейшем на протяжении почти двух веков строилось всеестествознание. В XVIII столетии реализуется программаНьютона, заключающееся в распространении механики на всюфизику. Кроме того, ньютоновскоепонимание окружающегомира как механизма, развивающегося по строгим естественнымзаконам, перешло и на биологические и на социальные объекты.Так, французский философ Жюльен Ламетри в своей книге споказательным названием «Человек-машина» рассматривалчеловека как особым образом организованный механизм.

Таким образом, ньютоновская теория имела важнейшеемировоззренческое значение, подготовив XVIII век – век Разума,эпоху Просвещения, когда рациональное мировоззрениеокончательно утверждается над религиозным. Примечательно,что когда у Пьера Лапласа – математика, астронома,наполеоновского министра, император Наполеон спросил, какуюроль в своей системе он отводит Богу, тот ответил, что «ненуждается в этой гипотезе».

Становление рационального мировоззрения связано сдеятельностью французских просветителей: Ж.-Ж. Руссо,Д. Дидро, Вольтера. Утверждается познавательный исоциальный оптимизм. Укрепляется вера в бесконечныйпрогресс, доминирует представление, согласно которому спомощью разума можно не только познать природу, но ипостроить идеальное общество. Для этого следует толькообучить, «просветить» людей (отсюда и название «эпохаПросвещения»). Пределов познанию, разуму не существует, ведьмир – это огромная механическая система, действующая поразумным естественным законам. Отсюда – так называемыйлапласовский детерминизм: все элементы мира связаны междусобой причинно-следственными связями, и, зная вопределенный момент времени координаты каждого элемента,можно однозначно предсказать их положение в будущем, то естьмир познаваем и предсказуем. Он кажется намнепредсказуемым, так как мы еще пока не знаем всех законов,действующих в нем, но с помощью разума человек способеннайти эти законы.

В космологии значителен вклад немецкого философаИммануила Канта, опубликовавшего в 1755 году работу«Всеобщая естественная история и теория неба». Кант высказалидею, что солнечная и звездная системы не только аналогичны,но и гомологичны. Наблюдаемые спиральные туманности – этозвездные скопления. Кант первым указал на особенностьструктуры астрономической Вселенной: она является иерархиейсамогравитирующих (то есть связанных тяготением) систем.

 


 

Лекция 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: