Научно-техническая революция ХХ века

 

В конце ХIХ века казалось, что основные знания о природеуже получены, и теперь ученым предстоит лишь уточнениенекоторых деталей. Однако, вскоре последовал ряд научныхоткрытий, которые не могли быть описаны классическойтеорией. Так, работы Майкла Фарадея и Джеймса КлеркаМаксвелла по исследованию явлений электричества имагнетизма обнаружили невозможность толкования полученныхими результатов исходя из механического толкования. Если вклассической физике взаимодействие вещества описывалосьньютоновской механикой, то в теории Максвелла физическаяреальность представлялась в виде непрерывных полей,описываемых дифференциальными уравнениями в частныхпроизводных. А. Беккерель обнаружил явлениесамопроизвольного излучения урановой соли; П. Кюри иМ. Склодовская-Кюри открыли полоний и радий; М. Планквысказал идею, абсолютно несоответствующую классическимпредставлениям, согласно которою энергию электромагнитногоизлучения следует рассматривать как величину дискретную,передающуюся отдельными порциями – квантами; Э. Резерфордэкспериментально установил, что атомы имеют ядро, в которомсосредоточена вся их масса, и создал планетарную модельстроения атома;Н. Бор пришел к выводу, что в атомах имеютсястационарные орбиты, при движении по которым электроны неизлучают энергии, а излучение происходит только когдаэлектроны переходят с одной орбиты на другую, (квантоваямодель атома, получившая название «модели Резерфорда-Бора»); Луи де Бройль выдвинул идею о двойственной,корпускулярно-волновой природе не только электромагнитногоизлучения, но и других микрочастиц; Э. Шредингер вывелосновное уравнение волновой механики; В. Гейзенберг пришелк принципу неопределенности.

Ключевое событие в истории науки – создание АльбертомЭйнштейном специальной и общей теории относительности.Эйнштейн отказывается от ньютоновских понятий абсолютногопространства и абсолютного времени, утверждая, чтопространство и время органически связаны с материей и междусобой. Таким образом, задачей теории относительностиоказывается определение законов четырехмерного пространства(три пространственных координаты и четвертая – время). Теорияотносительности перевернула представления об объективности.

Масса, казавшаяся неизменной характеристикой вещества,оказалась зависящей от скорости движения, выяснилось, чтопространство может искривляться вблизи гравитирующих масс,время способно замедляться.

Если раньше наука в качестве способа задания объектовтеории использует абстракцию и непосредственнуюгенерализацию наличного эмпирического материала, то в XXвеке наука широко применяет математизацию, котораяпревращается в основной индикатор идей в науке, приводящий кформированию новых ее разделов и теорий. Математизацияобуславливает повышение уровня абстракции научного знания,что означает потерю наглядности. Изменяется пониманиепредмета познания: им стала не реальность «в чистом виде», аопределенный ее срез, заданный с учетом способов ее освоениясубъектом и исходя из наличных теоретических, операционныхсредств. Осознание относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело к тому, что научноепознание стало ориентироваться не на изучение неизменныхвещей и явлений, а на изучение условий, в которых они ведутсебя определенным образом. Не случайно, в квантовой механикеформирование математического аппарата было в значительнойстепени закончено до того, как сформировался категориальныйаппарат теории.

В квантовой механики, в которой ученые столкнулись спроблемой неустранимости влияния макроскопическойпознавательной системы (человек-исследователь, аппаратура,приборы) на исследуемый микрообъект. Познающий субъект иего исследовательский инструментарий, оказывается,неотделимы от познаваемого объекта.

Вероятностное представление о природе микромира даловозможность уйти от жесткого детерминизма классическоймеханики. Принцип неопределенности в корне подрывал ивытеснял лапласовский детерминизм. Если в ньтоновскойфизике измеряемая величина определяется однозначно, то вквантовой механике представление о событиях формируетсятолько на основе статистических данных. Соотношениенеопределенностей дало повод для широкой дискуссииотносительно интерпретации квантовой механики,продолжающейся до сих пор. Основные школы –«копенгагенская», (Н. Бор, В. Гейзенберг, М. Борн) и«классическая» (А. Эйнштейн, Э. Шредингер, Л. де Бройль),сформулировавшие свое понимание квантовой физики в виденабора «парадоксов» (парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена, парадокс шредингеровского кота и др.). Причинадискуссий не столько в физике, сколько в разнице философскихпозиций сторон.

Квантовая механика позволила продвинуться впередхимии в установлении природы химической связи. Создаютсяновые химические дисциплины: физикохимия, стереохимия,химия комплексных соединений и др. Еще в XIX веке ГрегорМендель открыл законы наследственности, по которымнаследственный признак может быть размножен впопуляционной среде. В 1909 году В. Иогансоном введенопонятие «гена» – единицы наследственного материала,отвечающего за передачу некоторого наследуемого признака.

Важнейшим событием развития генетики было открытиемутаций – то есть внезапно возникающих изменений внаследственной системе.

Идеи эволюции Чарльза Дарвина приобрели широкоемировоззренческое значение. Дарвин смог объяснить причиныизменяемости видов на основе проведенных им наблюдений ипоказал, что неопределенная изменчивость организмов(мутации) передаются по наследству. Теория эволюции Дарвина,возможно, не является всеобъемлющей эволюционной теорией ирешает лишь часть проблем теории эволюции, однако,эволюционные построения Дарвина занимают ведущее место втеоретической биологии прошлого и настоящего времени. Онисыграли революционную роль в развитии биологии иопределили ее развития в XX и XXI веках. Один из современныхподходов к проблеме эволюции сегодня разрабатываетсяРичардомДокинзом. в 1976 г. вышла его книга «Эгоистичныйген», в которой эволюция рассматривается с позиции гена ивводится понятие «мема» – как единицы культурнойинформации. Новые открытия привели к развитиюэволюционных идей в естествознании. Современная наукаисходит из того, что эволюция происходит во всех областяхматериального мира в неживой природе, живой природе исоциальном обществе. Принципы эволюции оказалисьприменимы и в астрономии. Если Ньютон считал, что Вселеннаяне эволюционирует, она стационарна, то русский физикА. А. Фридман высказал мысль, что Вселенная подвижна, онарасширяется. Математические расчеты Фридмана позже нашлиподтверждения в наблюдениях, сделанных с помощью мощноготелескопа американским астрономом Э. Хабллом. Былавыдвинута гипотеза, согласно которой началом процессарасширения вселенной явился Большой взрыв первоматерии,случившийся 15-20 млрд. лет назад.

Идеи эволюции, теория относительности и квантоваяфизика знаменовали формирование неклассической научнойкартины мира, пришедшей на смену механистической(классической) картины мира.

В 40-е годы XX в. появились исследования, с которымисвязано создание кибернетики (греч.κυβερνητική – искусствоуправления) – науки об общих закономерностях процессовуправления и передачи информации в различных системах, будьто машины, живые организмы или общество. В значительнойстепени благодаря кибернетике были созданы современныеэлектронно-вычислительные машины.

Применение системного подхода в науке даловозможность рассматривать окружающий мир как единое,целостное образование. А появление синергетики, какмеждисциплинарного направления исследований позволилораскрыть внутренние механизмы эволюционных процессов,происходящих в природе, и представить мир каксамоорганизующиеся процессы. Синергетика (греч.συνεργός –совместно действующий) - междисциплинарное направлениенаучных исследований, задачей которого является изучениеприродных явлений и процессов на основе принциповсамоорганизации систем. С мировоззренческой точки зрения осинергетике сегодня часто говорят как об «универсальнойтеории эволюции», однако, такое расширенное пониманиесинергетики влечет опасность интенсивного ее внедрения внауки, особенно в общественные, без понимания того, что такоена самом деле синергетика, используя ее терминологию дляпридания веса псевдонаучным изысканиям.

Достижения науки тесно связаны с развитием техники.Научная революция, произошедшая в конце XIX – начале XX в.в естествознании, прежде всего в физике, переросла вреволюцию научно-техническую. Под научно-техническойреволюцией (НТР) понимают коренное качественноепреобразование производительных сил, начавшееся в серединеXX века. Сформировалась устойчивая система: «наука-техника-производство». Наука превратилась в ведущий факторпроизводства, в результате чего наблюдается трансформацияиндустриального общества в информационное(постиндустриальное).

Для НТР характерно чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: происходит сокращение временимежду открытием и внедрением в производство, постоянноеустаревание и обновление технических средств. При этом ихсложность существенно повысилась. Следует отметить, чтотехника в XX веке начинает строится не только натрадиционных физико-механических закономерностях, но и нанефизических, например биологическихзакономерностях.

Происходит все большее внедрениетехнических средств в повседневную жизнь человека. Теперьчеловека невозможно представить вне техносферы,искусственный мир техники стал неотъемлемой частьючеловеческого существования. Причем массовое количествотехнических приспособлений, их внедрение в быт, опережаютинтеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чемвозникают проблемы адаптации человека в техносфере.

Противоречивые последствия НТР привели к тому, что вконце прошлого века в западной философии стал явноосознаваться кризис западноевропейского понимания науки.Важнейшими проблемами научного знания начала XXI векаявляются потеря им целостности, вызванная узкойспециализацией дисциплин, и вопрос о месте человека всовременной научной картине мира.

Современное научное знание носит дифференцированныйхарактер, оно состоит из независимых узконаправленныхдисциплин. Узкая специализация, обеспечившая эффективнуюразработку математических методов исследования, позволиларазработать детальные знания о различных сторонахдействительности и достигнуть значительных успеховпрактической науке. Но при этом снижалась степеньцелостности представлений о мире, что привело к кризису наукии глобальным экологическим проблемам.

Другая проблема – оторванность науки от каких бы то нибыло высших принципов, свойственная для современногоподхода, лишило науку глубинного смысла. При этомуглубление знаний – лишь видимость. Оно остаетсяповерхностным и сводится к растворению в деталях или кбесплодному аналитизму. В Новое время программа,направленная на исключение, устранение из научной картинымира собственной личности исследователя, привела к глубокомурасколу субъекта и объекта. Это позволило достигнуть наукезначительных результатов, но обусловила неполноту научнойкартины мира, которая не содержит в себе этических иэстетических ценностей и не способна ответить нааксиологические вопросы человеческого бытия. Квантоваямеханика, указавшая на влияние наблюдателя на изучаемые имявления, заставила в новом свете переосмыслить указаннуюметодологическую программу. В. Гейзенберг говорит отрудности различения субъективного и объективного аспектовмира, то есть невозможно достоверно установить, что являетсячастью наблюдаемой системы, а что частью аппаратанаблюдателя.Техносфера, как порождение новоевропейской науки,подавляет мир естественного и отрывает человека от природы,что имеет дуальные последствия для самого человека. Создавсложный мир техносферы, человек не может более эффективноуправлять направлением его развития. В этой связи актуальнавыработка механизмов регулирования явлений научно-технического прогресса с учетом ценностного измерения,отправной точкой отсчета которого является человек. Науканового времени знаменовала отчуждение человека от природы,потерю его укорененности в Космосе. Однако, к концу XX века,стала все более осознаваться ограниченность такого подхода,что отразилось, в частности, в формулировке антропного(άνθρωπος – человек) принципа. Устанавливая зависимостьсуществования человека как сложной системы и космическогосущества от физических параметров Вселенной, антропныйпринцип вступает в противоречие с космологическимпринципом Коперника, согласно которому место, гдесуществует человек, не является привилегированным,выделенным среди других. Появление антропного принципасвидетельствует о повороте современной науки кгуманистической проблематике и о поисках путей включениячеловека в современную картину мира.

Наука XXI века требует пересмотра ряда ключевыхподходов, выработанных в Новое время и казавшихсяплодотворными в течение нескольких столетий, нодемонстрирующих свою неэффективность в современном мире.Дальнейшее познание природы невозможно без интеграцииотдельных наук, в центре которых будет поставлен человек.

 


 

Лекция 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: