В современных условиях усиления влияния государства на сложные и многообразные финансовые отношения в обществе, с использованием в числе прочих средств бюджетов различных уровней, роль и значение финансового контроля очевидно возрастают. Нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств, формируемых, в сущности, усилиями всего общества, вызывает объективную необходимость совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля. Понятно, что приоритетным направлением в деятельности любых контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также других государственных финансовых активов.
Такой подход объясним с позиции обеспечения интересов государства. И если в частном хозяйстве решающим моментом является размер доходов, то в государственном - эту роль играет объем необходимых расходов: государство не может отказаться от выполнения своих необходимых функций. Из этого посыла следует явный вывод о необходимости контроля за государственными расходами.
|
|
Государственный финансовый контроль осуществляется на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях. Так как все виды такого контроля между собой взаимосвязаны, а ведомственный финансовый контроль является разновидностью финансового контроля вообще, стоит рассмотреть, что понимается в юридической литературе под финансовым контролем.
Под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.
Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и служб.
Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей (получателей) бюджетных средств - объектов финансового контроля, в нашем случае, подведомственных Минюсту России.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
|
|
К подведомственным учреждениям Министерству Юстиции относятся:
1. научный центр правовой информации
2. государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
3. Российская правовая академия
4. Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»
5. Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы
6. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы
К подведомственным федеральным службам Министерству Юстиции относятся:
1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
2. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Контрольная деятельность осуществляется путем проведения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) на объектах контроля за определенный период времени в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. В зависимости от характера, объема, сложности и специфики деятельности подведомственных служб контроль проводятся:
· федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений Департамента организации и контроля или главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации, на которых возложено осуществление функций финансового контроля;
· возглавляемыми работниками финансового контроля ревизионными группами, в состав которых входят сотрудники подведомственных Минюсту России федеральных служб, территориальных органов, федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений Минюста России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами работников финансового контроля.
Задачи ведомственного финансового контроля Минюста России:
а) контроль за соблюдением объектами контроля законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Минюста России;
б) контроль за соблюдением объектами контроля законности, эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов, формированием и использованием средств, полученных от приносящей доход деятельности, законностью хозяйственных операций, обеспечением сохранности государственной собственности;
в) контроль за состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета, формированием достоверной и полной отчетности по результатам деятельности объектов контроля;
г) контроль за своевременным и полным устранением выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков, принятием решений по возмещению причиненного государству ущерба;
д) систематическое обобщение и анализ материалов контрольных мероприятий, подготовка докладов Министру юстиции Российской Федерации или начальникам главных управлений о результатах и состоянии контрольной деятельности;
е) разработка мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.