Организация и задачи финансового контроля в РФ

Принципы организации финансового контроля и его классификация

Основными принципами являются независимость и объек­тивность, компетентность и гласность. Независимость контро­ля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей ор­ганов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего за­конодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов про­ведения ревизионной работы. Гласность предусматривает


постоянную связь финансовых контролеров с общественно­стью и средствами массовой информации.

Имеют место принципы, носящие существенный характер:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами тре­бований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приве­денной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в фи­нансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеют свой ре­гламент.

Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные дей­ствия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-мате­риальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого обо­рудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления докумен­тов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соот­ветствие предъявленных к проверке документов утвержден­ным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т. д.;

3) проверку полноты и правильности отражения в докумен­тах финансово-хозяйственных операций, а отражения бухгал­терских записей в учетных регистрах, разработочных табли­цах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показате­лей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, ре­зервов, процентов за кредит и т. д.);

5) проверку правильности составления отчетности — бухгал­терской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законо­дательством страны.


Другие виды контроля (документальные, тематические) требу­ют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутрен­него контроля). Финансовый контроль принято классифициро­вать по следующим критериям:

1) регламенту осуществления — обязательный, инициатив­ный;

2) времени проведения — предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

3) субъектам контроля — президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифир­менный; ведомственный; аудиторский;

4) объектам контроля — бюджетный, за внебюджетными
фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, ин­
вестиционный, таможенный, за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­
ских и физических лиц осуществляется на основе закона. Это от­
носится к налоговым проверкам, контролю над целевым исполь­
зованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому
подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности
организаций и т. д. Инициативный контроль не вытекает из фи­
нансового законодательства, но является неотъемлемой частью
управления финансами для достижения тактических и стратеги­
ческих целей.

Государственный контроль предназначен для реализации фи­нансовой политики государства, создания условий для финансо­вой стабилизации страны, он распространяется как на государ­ственные организации, так и на негосударственную сферу экономики — коммерческие организации и граждан.

В соответствии с российским законодательством государ­ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, ис­пользованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предо­ставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций — это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюдже-


тов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы — Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министер­ство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизион­ные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджет­ных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, со­блюдения финансовых норм и нормативов, установленных пока­зателей по формированию и использованию бюджетного и вне­бюджетного фондов денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бю-джетно-бухгалтерского учета и отчетности.

При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредством которого выяв­ляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бю­джетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются во­просы регулирования и стимулирования социально-налогового механизма. Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способ­ствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов государственного контроля примыка­ет контрольная деятельность органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рас­смотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-ана-литическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законо­дательных предложений по вопросам налогообложения, банков­ской и других видов финансовой деятельности.


Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны государства затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед го­сударством следующих денежных обязательств:

1) уплата налогов и других обязательных платежей;

2) соблюдение установленных законодательством правил ор­
ганизации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Деятельность органов финансового контроля регламентирует­
ся письмом Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом от 10.11.2005 г. № 09-2/1773 «О государственном фи­
нансовом контрольном органе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: