Основные признаки клинической смерти:
- отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;
- исчезновение пульса на сонной и других артериях;
- бледный или сероземлистый цвет кожи;
- зрачки широкие, без реакции их на свет.
Неотложные мероприятия при клинической смерти:
- оживление ребенка с признаками остановки кровообращения
И дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд конста-
Тации этого состояния, предельно быстро и энергично, в стро-
Гой последовательности, не теряя времени на выяснение при-
чин его наступления, аускультацию и измерение АД;
- зафиксировать время наступления клинической смерти и мо-
мент начала реанимационных мероприятий;
- подать сигнал тревоги, вызвать помощников и реанимационную
бригаду;
- по возможности выяснить, сколько минут прошло с предпола-
Гаемого момента развития клинической смерти. Если точно из-
Вестно, что этот срок более 10 мин либо у пострадавшего есть
ранние признаки биологической смерти (симптомы ≪кошачьего
|
|
глаза≫ - после надавливания на глазное яблоко зрачок прини-
мает и сохраняет веретенообразную горизонтальную форму и ≪та-
ющей льдинки≫ —помутнение зрачка), то необходимость прове-
Дения сердечно-легочной реанимации сомнительна.
Основы оказания первичной реанимационной помощи детям
Реанимация будет эффективна только тогда, когда она правильно
Организована, и мероприятия, поддерживающие жизнь, выполняют-
Ся в классической последовательности. Основные положения первич-
Ной сердечно-легочной реанимации удачно сформулированы амери-
канской ассоциацией кардиологов в виде ≪Правил ABC≫ по P. Safar:
Первый шаг A (Airways) - восстановление проходимости дыха-
Тельных путей.
Второй шаг В (Breath) - восстановление дыхания.
Третий шаг С (Circulation) —восстановление кровообращения.
Последовательность реанимационных мероприятий:
A (Airways) - восстановление проходимости дыхательных путей:
Уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, пол,
Асфальт).
Очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвот-
Ных масс.
Слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути (про-
Тивопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею
Кладут мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни.
Перелом шейных позвонков должен быть заподозрен у пациентов
С травмой головы или другими повреждениями выше ключиц, сопро-
Вождающимися потерей сознания, или у больных, позвоночник кото-
Рых подвергся неожиданным перегрузкам, связанным с нырянием,
|
|
Падением или автомобильной катастрофой.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх (подбородок должен
Занимать самое возвышенное положение), что предупреждает приле-
Гание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.
В (Breath) —восстановление дыхания:
Начать ИВЛ экспираторными методами ≪изо рта в рот≫ - у детей
старше 1 года, ≪изо рта в нос≫ —у детей до 1 года (рис. 1).
Методика ИВЛ. При дыхании ≪изо рта в рот и нос≫ оказывающий
Помощь левой рукой, положенной под шею больного, подтягивает
Его голову и затем после предварительного глубокого вдоха плотно
Обхватывает губами нос и рот ребенка (не зажимая его) и с некото-
Рым усилием вдувает воздух (начальную часть своего дыхательного
объема) (рис. 16). В гигиенических целях предварительно лицо
Больного (рот, нос) можно покрыть марлевой салфеткой или носо-
Вым платком. Как только грудная клетка приподнимается, вдува-
Ние воздуха прекращают. После этого отвести рот от лица ребенка,
Дав ему возможность пассивно выдохнуть. Соотношение продол-